Надежда — якорь души. Чарльз Гаддон Сперджен
Глава 1
Спасены в надежде
Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим тогда ожидаем в терпении.
— Римлянам 8:24-25
Мы, верующие, сейчас спасены. В определенном смысле мы совершенно спасены. Мы спасены полностью от вины греха. Господь Иисус взял наш грех и вознес его Своим Телом на крест. Он принес благоугодную жертву умилостивления, которая раз и навсегда удалила беззакония всего Его народа. Наш великий Посредник Сам заплатил цену за наш грех, и мы приняли Его жертву верой. ”Верующий в Него не судится» (Иоанна 3:18).
Когда мы по вере принимаем Христа, мы тотчас же обретаем полное спасение от осквернения злом и получаем свободный доступ к Богу, нашему Небесному Отцу. Верой мы спасены от господства греха в нашей жизни. Как сказано в Римлянам 6:14: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию». В сердце каждого верующего с головы греха уже снята корона, а сила его мышцы разрушена силой веры. Грех все еще пытается продолжать господствовать в жизни человека, но он не может одержать победу, так как тот, кто рожден от Бога, не находит удовольствия в совершении греха. Он уже не грешит ежедневно, по привычке. Напротив, верующий хранит и оберегает себя, чтобы лукавый не искушал его.
Итак, давайте более внимательно рассмотрим отрывок из Писания из восьмой главы послания к Римлянам, где говорится: «Мы спасены в надежде». Эти слова, похоже, не согласуются с другими местами Священного Писания. Везде в Божьем Слове говорится, что мы спасены по вере. Например, в Римлянам 5:1 сказано: «Оправдавшись верою…». Вера, а не надежда, является спасительной благодатью, и только в некоторых случаях надежда равна вере. В переводе с греческого оригинала в Римлянам 8:24 указывается именно на то, что «мы спасены в надежде». Если внимательно рассмотреть значение этого отрывка, это предостережет нас от непонимания. Всемирно известный комментатор Библии Бен Гель отмечал:
Слова описывают не значение, а способ спасения. Мы спасены таким образом, что может оставаться еще что-то, на что мы можем надеяться — как в спасении, так и в славе.
Верующие принимают спасение своей души как кульминацию своей веры, Они принимают спасение верой, чтобы также обрести его по благодати. Мы спасены по вере и в надежде.
Таким образом, сейчас мы радуемся в том спасении, которое мы уже обрели и которым уже наслаждаемся посредством веры во Христа Иисуса. Однако нам необходимо осознавать, что кроме этого есть еще что-то, что мы должны приобрести. Мы обретем спасение в большем смысле — спасение, которого мы еще не видим, ибо в настоящий момент мы живем во временных жилищах. «Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем…» (2 Коринфянам 5:4). И везде вокруг нас творение явственно испытывает родовые муки. Мы можем видеть признаки родовых схваток земли в беспокойстве, напряженности и терзаниях, происходящих в природе.
Все обстоит не так, как Бог первоначально сотворил. На распаханных полях земли вырастают тернии; цветы поражает болезнь, на злаках появляется плесень. Небеса плачут, насыщая влагой наш урожай; глубины земли движутся, сотрясая наши города землетрясениями. Частые трагедии и бедствия предвещают великое будущее, которое родится в результате этих родовых мук.
Нигде на земле вы не сможете найти совершенный рай. Даже самое лучшее в этом мире указывает на то, что существует нечто лучшее. И все творение стенает вместе с нами в муках родов. Даже мы, получившие первые плоды Духа, благословленные и спасенные, внутренне стенаем, ожидая чего-то большего, славы, доселе невиданной. Мы еще не достигли спасения, но стремимся к этому. Первая жажда нашей иссохшей, грешной души уже утолена, но внутри нас сокрыты еще большие желания. Мы алчем и жаждем праведности с ненасытным стремлением. Прежде чем мы вкусили небесный Хлеб, мы жаждали чего-то подобного отбросам для свиней. Теперь же наша рожденная вновь природа дала нам новый аппетит, который не сможет утолить и весь мир.
В чем причина этого голода? На этот вопрос ответить нетрудно. Наши огорчения, стремления и неудовлетворенные желания подразделяются на две основные группы. Во-первых, мы стремимся быть совершенно свободными от греха во всех его формах. Во-вторых, мы хотим освободиться от своего физического тела и обрести воскресшее тело.
Стремление к свободе от греха
Нас обременяет зло, присутствующее в мире. Нас беспокоят злые разговоры нечестивых людей, и огорчают искушения и гонения с их стороны. Тот факт, что «весь мир лежит во зле» (1 Иоанна 5:19), и что люди отвергают Христа и погибают в неверии, является для нас источником огромного беспокойства. Возможно, нам даже хотелось бы жить в пустынной местности, вдали от цивилизации, чтобы мы могли в мире общаться с Богом и больше никогда ничего не слышать о богохульстве, сплетнях, разврате и преступлениях. Этот мир — не наш дом, ибо он осквернен. Мы ожидаем великого избавления, когда нас заберут из этого мира, чтобы мы жили в совершенном общении друг с другом.
Однако даже присутствие нечестивых было бы мелочью, если бы мы смогли полностью избавиться от греха внутри себя. Это относится к «невидимому» (Евреям 11:1), что будет исполнено позже. Если бы человек был свободен от всякой склонности ко греху, он больше не был бы подвержен искушению. Ему не нужно было бы хранить себя от этого. Огонь не может причинить никакого вреда тому, что не может обгореть или почернеть. Но мы чувствуем, что должны избегать искушения, потому что сознаем, что внутри нас есть дрова или щепки, которые могут очень легко загореться. Наш Господь сказал: «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоанна 14:30). Но когда Враг приходит к нам, он находит не просто что-то, но многое, совпадающее с его целями. Наши сердца слишком быстро откликаются на голос сатаны. Когда он сеет свои сорняки, поля нашей старой природы вскоре приносят урожай. Зло остается даже в тех, кто был искуплен, и заражает все области их разума.
О, если бы мы только могли избавиться от воспоминаний о грехе! Какое мучение для нас вспоминать грязные слова или обрывки непристойных песен. Если бы мы только могли освободиться от греха в своих мыслях! Достаточно ли мы скорбим о грехах в наших мыслях и воображении? Человек может грешить, и грешить ужасно, в своих мыслях, хотя и не совершает никакого греха в своих поступках. Многие люди совершали блуд, прелюбодеяние, воровство и даже убийство в своем воображении, мысленно находя удовольствие в этом, и при всем этом никогда, возможно, не совершая ни один из этих грехов явным образом. Если бы только наше воображение и вся наша внутренняя природа были очищены от имеющегося в них разложения, которое приводит к растлению!
Внутри нас есть зло, побуждающее нас каждый день восклицать: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Римлянам 7:24). Если кто-то из читающих эту книгу говорит: «Я никогда так себя не чувствую», я молю Бога, чтобы он поскорее это испытал. Те, кто удовлетворены собой, весьма мало знают об истинном духовном совершенстве. Здоровый ребенок находится в процессе постоянного возрастания. Точно так же возрастает и здоровое дитя Божье, Чем ближе мы подходим к совершенной чистоте сердца, тем больше мы будем скорбеть о малейшем пятнышке греха, и тем больше мы будем осознавать греховность того, что когда-то нам не казались грехом. Чем больше человек уподобляется Христу, тем сильнее он осознает несовершенство, и ему не терпится избавиться от малейшего греха. Я очень беспокоюсь за тех людей, которые говорят: «Я уже достиг цели», — ибо я уверен, что они еще даже не начали стремиться к ней.
Что касается меня, я переношу многие боли в процессе своего возрастания и чувствую себя гораздо менее довольным собой, чем раньше. Я упорно надеюсь на что-то лучшее, ибо если бы не надежда, я бы счел себя воистину несчастным из-за того, что настолько сознаю свою нужду и так мучаюсь желаниями. Это, следовательно, является одним из главных источников наших духовных стенаний. Мы спасены, но не полностью избавлены от склонности ко греху, равно как и не достигли полноты святости. «Земли брать в наследие остается еще очень много» (Иисус Навин 13:1).
Стремление обрести воскресшее тело
Другая причина этой «зимы нашего недовольства» заключается в наших телах. Павел называл наше тело «уничиженным» (Филиппинцам 3:21), и это действительно так, если сравнить его с тем, каким оно будет, когда преобразится в образ Христа Иисуса. Само по себе, как Божье творение, оно не является порочным, ибо оно дивно устроено (Псалом 138:14). В человеческом теле есть нечто весьма благородное — человек был сотворен ходить на двух ногах и смотреть вверх, обращая взор к небесам. Не следует с презрением относиться к телу, столь чудным образом приготовленному, чтобы стать вместилищем разума и повиноваться повелениям души. Тело, которое может быть храмом Святого Духа — не что-то низменное; давайте не будем презирать его. Мы должны быть вечно благодарны за то, что были сотворены людьми, конечно, если мы также стали новыми творениями во Христе Иисусе и «облеклись в нового человека» (Ефесянам 4:24). В результате падения Адама тело попало под власть смерти и так и остается под ее властью. В связи с этим нам рано или поздно суждено умереть, если только Господь неожиданно не вернется сегодня. И даже тогда тело должно измениться, ибо плоть и кровь в своем нынешнем состоянии не могут наследовать Царства Божьего.
Таким образом, наши бедные тела не очень хорошо соответствуют нашим рожденным заново душам, так как они еще не были рождены вновь. Это мрачные и тоскливые жилища для возрожденного от Бога духа! Наши земные тела, не застрахованные от боли и страданий, усталости и недомоганий, нуждающиеся в сне, пище и одежде, чувствительные к холоду, жаре, подверженные несчастным случаям и разложению, а также вынужденные изнурительно трудиться в поте лица для обеспечения, неспособны служить освященным. Они всегда пытаются тянуть нас вниз и препятствуют духу, который жаждет вознестись до великих высот. Подумайте только, как часто слабое здоровье задувает благородное пламя большого посвящения и святых желаний. Задумайтесь на минуточку о том, как часто боль и слабость словно льдом сковывают радостные потоки души. Когда же мы освободимся от оков этого физического тела и облечемся в свадебное платье духовного тела? Так как грех пребывает в наших сердцах, и мы облечены в смертную глину, мы рады,