помочь сейчас? Она этого не заслуживает? Она всегда была такой. Она впала в отступничество? Она делала это уже много раз и раньше, однако Он посещал ее и восстанавливал ее. Почему же не сейчас? Мне кажется, что вместо мрачных предсказаний и страхов есть причина для самых светлых ожиданий. Но для этого нам необходимо отбросить всякий страх и положиться на божественное обетование, веря, что Бог, наш Бог благословит нас в нашем поколении, как Он делал это в былые дни.
Помните, как на Галилейском озере во время сильного шторма волны швыряли маленькую лодку? Перед ней на самом деле раскрывалась неприглядная перспектива. Через некоторое время лодку вынесло бы на скалистый берег, и она потонула бы в волнах. Но этого не произошло, потому что по волнам, ставшим твердыми, как стекло, под Его ногами, шел Человек, Который любил людей, находившихся в этой лодке, и Он не позволил им погибнуть. Это был Иисус, шедший по морским волнам. Он вошел в лодку, и внезапно наступило такое спокойствие, словно в лодку не били никакие волны и не дули .никакие ветры.
Точно так же происходило в самые мрачные моменты истории церкви. Иисус в нужное время всегда появлялся идущим по волнам ее проблем, и тогда для нее наступал славный покой. Итак, давайте не будем бояться. Вместо этого давайте отбросим страх и будем радоваться с самым радостным ожиданием. Чего нам бояться? «С нами Бог» (Исаия 8:10). Разве эта фраза не воинский клич, от которого бегут демоны и начинают отступать все воинства зла? «Эммануил… с нами Бог» (Матфея 1:23). Кто осмелится выступить против этого? Кто бросит вызов Льву из колена Иудина?
Они могут идти со своей силой и со своими копьями, но если Бог за нас, кто может быть против нас? Или если кто-то против нас, как они смогут устоять? Бог — наш Бог. Неужели он позволит, чтобы Его собственную церковь втаптывали в грязь? Неужели невеста Христа будет уведена в плен? Неужели Его возлюбленная, за которую Он заплатил Своей кровью, будет предана в руки ее врагов? Упаси Бог! Так как Он — Бог, так как Он за нас, так как Он — наш Бог, мы поднимаем знамена, и каждый из нас радостно поет:
Все же я знаю, что буду хвалить Того,
Кто милостив ко мне,
Кто здравие для меня,
Да, Он — мой Бог!
Теперь я хочу совершенно поменять песню, представив второе действующее лицо — Желание.
Полное энергии, с искрящимися глазами и горячим сердцем, Желание говорит: «Да, Бог благословит нас, но если бы только мы имели благословение сейчас! Мы алчем и жаждем его. Мы желаем его, как скупец желает золота. Но какое же придет благословение, и как наш Бог благословит нас?»
Мой ответ таков: «Когда Бог приходит, чтобы благословить Свой народ, Он приносит с собой всю благодать, ибо сокровища завета включают в себя все, а не только какую-то часть; не несколько ответов на не которые из нужд церкви, но переливающийся через края источник, который восполнит все ее нужды. Когда Господь благословляет Свою церковь, Он дает благодать возрождения всем ее членам. Они начнут жить на более высоком уровне, благороднее и счастливее, чем когда-либо раньше».
Один из самых прекрасных и наилучших даров, которые может дать Святой Дух — это когда Он возбуждает Церковь и изменяет ее членов. Я считаю, что в этом есть очень большая нужда в церкви сегодня. Именно этого особо не хватает христианам в наше время. Я знаю нескольких христиан, которых можно отнести к самым искренним верующим по эту сторону небес. Однако другие верующие весьма далеки от этого и нуждаются в том, чтобы их привели в более здоровое духовное состояние. Многие церкви слишком похожи на неразумных дев в 25-й главе Евангелия от Матфея, которые заснули, потому что жених не пришел сразу. Вокруг слишком много апатии, слишком мало любви к Богу, слишком мало преданности Его делу, слишком мало скорби и печали по душам людей. Когда Господь посетит Свою церковь, первым результатом этого будет обновление жизни в Его возлюбленных. Затем благословение будет приходить снова по мере того, как люди извне будут обращаться и прилагаться к Телу Церкви.
Я надеюсь, мы никогда не будем думать, что Бог благословляет нас, не видя при этом спасения грешников. Служители серьезно заблуждаются, думая, что преуспевают, не видя при этом обращений в веру. Я верю, что мне будет весьма неприятно, если в моей церкви уменьшится число людей, обращающихся в веру. Если Бог вернется в Свою церковь, то мы будем слышать слева и справа от себя: «Что нам делать, чтобы спастись?» Потрясенная церковь увидит такое множество рожденных свыше детей, что в изумлении воскликнет: «Кто мне родил их?… Кто же возрастил их?» (Исаия 49:21) и «Кто это летят, как облака, и как голуби — к голубятням своим?» (Исаия 60:8). Когда придут эти два благословения — пробудившаяся церковь и обращенные души, тогда исполнится Слово Господне: «Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром» (Псалом 28:11).
Церковь станет сильной, она сможет опровергнуть своих противников, указав на своих новообращенных. Она станет смелой, потому что увидит результаты своего труда. Она перестанет сомневаться, ибо вера пополнится подтверждениями. Затем воцарится мир. Новообращенные принесут поток новой радости. Их свежая кровь разгонит по жилам старую кровь церкви. И старые, и молодые, вместе радуясь, будут наслаждаться изобилием мира. Если вы член такой церкви, пусть благословение продолжается и умножается, и пусть все церкви примут благословение от Бога Израилева, которое даст им радоваться неизреченной радостью.
Но несмотря на все это, Желание говорит: «Я вижу, что представляет собой благословение, но в какой степени Бог даст его, и в какой мере мы вправе ожидать его?»
Мой ответ таков: «Бог даст вам соответственно тому, какую уверенность вы имеете в Нем».
Когда благословение начинает приходить свыше, мы слишком рано удовлетворяемся. Мы останавливаемся подобно Иоасу, царю Израильскому, когда он выстрелил только одну или две стрелы, и заслуживаем порицания в словах пророка Елисея: «Надобно было бы бить пять или шесть раз, тогда ты побил бы Сириян совершенно» (4 Царств 13:19). Мы удовлетворяемся каплями, хотя можем иметь полную до краев чашу. Мы по детски удовлетворяемся банкой воды, когда можем иметь бочки, реки и океаны, если только у нас будет достаточно веры это принять. Если в это воскресенье в каждой из наших церквей обратилось бы по шесть человек, мы бы ликовали с благодарением, но не должны ли мы сожалеть, что там не было шестисот человек?
Кто мы такие, чтобы ограничивать Святого Израилева своими узкими ожиданиями? Можем ли мы очертить линию вокруг Всемогущего и сказать: «Ты можешь доходить до этой точки, но не дальше»?
Не будет ли мудрее расширить наши желания и распространить наши надежды, раз мы имеем дело с Тем, Кто не знает ни пределов, ни
ограничений? Почему бы не ожидать таких лет изобилия, которые затмят знаменитые семь лет изобилия в Египте во дни Иосифа? Почему бы не ожидать таких кистей винограда, которые превзойдут даже те, что израильтяне нашли в Земле Обетованной? Почему мы настолько скупы, настолько слабы, настолько узки в своем воображении?
Давайте стремиться к большему, ибо это разумно — искать большего, уповая на Господа. Я представляю дни, когда каждая моя проповедь будет сотрясать своей силой здание, в котором неверующие будут обращаться к Господу тысячами, как в день Пятидесятницы. Должна ли Пятидесятница быть самым большим явлением Божьей силы? Разве первый сноп больше всего урожая? Как такое может быть? Мы верим, что если Бог снова посетит Свою церковь, — а я верю, что Он сделает это, — то мы увидим, как целые народы будут возрождаться в один день. Евангелие Иисуса Христа, которое болезненно хромало, словно раненый олень, внезапно воспарит на крыльях, как могучий ангел, и полетит по небу, провозглашая, что Иисус Христос — Господь и Бог. Почему бы нет? Как можно оправдываться отсутствием самой сильной надежды, если Он способен сделать намного больше того, о чем мы просим или даже думаем (Ефесянам 3:20)?
Я слышу, как Желание говорит: «Да, я понимаю, что такое благословение, и что его можно иметь любой мерой, но каким образом его получить, и когда оно придет?»
Я предлагаю вам вслед за мной кратко рассмотреть псалом, являющийся нашим текстом Писания, так как это поможет нам ответить на вопрос: «Когда Бог, наш Бог благословит нас?» Псалом 66 начинается словами: «Боже, будь милостив к нам» (стих 2). Эта молитва — голос кающихся людей, исповедующих свои грехи. Бог благословит Свою Церковь, когда она признается в своих грехах и смирится пред Ним; когда она стоит в покаянии согласно Евангелию перед престолом милости и взывает: «Боже, будь милостив к нам».
Мы никогда не должны ожидать, что Господь будет благословлять гордую и самодовольную, жестокосердную и безразличную церковь. Когда церковь смиряется в прах под чувством собственных недостатков, тогда Богу будет угодно милостиво посмотреть на нее. Из контекста первого стиха я делаю вывод, что Бог благословляет Своих людей, когда они начинают молиться, а также когда они исповедуют свои грехи. Эта молитва неотложна, смиренна и полна веры, поэтому она должна быстро достичь Божьего престола. «Боже, будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим» (Псалом 66:2). Эти мучительные желания должны быть частью скорби церкви, которая осознает, что каким-то образом утратила благословение, и не будет иметь покоя до тех пор, пока не вернет его. Мы обязательно получим благословение от Бога, когда вся церковь будет ходатайствовать с неотложностью и неотступностью.
Молитва — это лучшее средство верующих. Я могу это засвидетельствовать. В моей церкви мы проводили молитвенные собрания, на которых все были затронуты подобно тому, как ветер качает деревья в лесу, и затем Божье присутствие всегда проявлялось в обращении душ. За нашими лучшими мгновениями молитвы всегда следовал радостный урожай новых верующих. Церкви повсюду должны проводить время в искренней молитве, и тогда на их земле будет услышан звук обильного дождя. Я призываю церковь пробудиться и исповедать свой грех, проснуться, чтобы воевать в молитве за души людей. Тогда Господь Бог посетит нас свыше. Приди, Святой Дух, и подними Свой дремлющий народ. Возбуди ленивое множество верующих, ибо когда нисходит Твоя сила, то над нами воссияет твой ясный день победы.
В последующих стихах этого псалма больше говорится о хвале и прославлении, чем о молитве. «Да восхвалят тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все. Земля дала плод