усталость? Почему вы ищете силы и поддержки у людей? Почему вы боитесь своих врагов? Почему вы ленитесь? Почему вы отправляетесь спать? Бог благословит нас. Встаньте, солдаты, и одержите победу! Земледельцы, собирайте урожай! Моряки, поднимайте паруса, ибо грядут попутные ветры! Бог действительно благословит нас. О, пусть огонь с жертвенника коснется наших уст (Исаия 6:5-7)! И что может быть лучшим инструментом, чтобы нести горящий уголь, чем золотые щипцы из этого отрывка: «Бог благословит нас»?
Позвольте мне предостеречь вас. Что, если Господь должен благословить «нас», христиан, во множественном числе, но не «вас», в единственном числе? Что, если потоки благословений не прольются на вас лично? Что, если Он даст знамение Своему народу, но вы окажетесь в стороне? Так может случиться, ибо это случалось в прошлом. И если эта печальная возможность станет для вас реальностью, это сделает вас хуже, а не лучше; ибо как в истории с Гедеоном, нет ничего суше шерсти, которая осталась сухой, когда вся земля вокруг мокрая. Нет никого более погибающего, чем те, кто погибают, когда другие спасаются.
Берегитесь, потому что вы можете оказаться в такой ситуации! Однако это не обязательно должно произойти с вами. «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» (Исаия 55:6). Бог всегда готов простить, и дает прощение даром всем, кто просит у Него. Все, что Он требует от вас — чтобы вы уповали на Его Сына. Попросите Святого Духа дать вам веру. Доверьтесь Ему! Обретите покой благодаря Его драгоценной крови, и вы не останетесь в стороне, когда Он будет раздавать Свое благоволение. Напротив, вы будете петь так же радостно, как и все остальные: «Бог, наш Бог благословит нас. Бог благословит нас».
Глава 4
Дар памяти
Вот о чем я вспоминаю и потому надеюсь (перев. с англ.).
— Плач Иеремии 3:21
Память очень часто становится служанкой безнадежности. Отчаявшийся разум вспоминает обо всех мрачных предсказаниях прошлого и о каждом безрадостном аспекте настоящего. Память подобна слуге, одетому во вретище и предлагающему своему хозяину полынь и желчь (Иеремии 9:15). Подобно мифическому богу Меркурию — вестнику в крылатых сандалиях, память спешит собрать свежие тернии, чтобы набить ими подушки, на которых мы и так уже беспокойно спим, и приготовить свежие розги, чтобы высечь наши и без того истекающие кровью сердца.
В этом, однако, нет необходимости. Мудрость преобразит память в ангела утешения. Ту самую память, которая в своей левой руке может приносить столько мрачных и печальных предзнаменований, можно научить нести в правой руке множество знаков надежды. Ей нет нужды носить венец из железа, она может носить золотую корону, украшенную звездами. В аллегорической книге Джона Буньяна «Путешествие пилигрима», когда Христианин оказался запертым в Замке Сомнения, память сделала дубину, которой знаменитый великан жестоко избивал своих пленников. Они вспоминали о том, как сошли с правильного пути, как их предостерегали не делать этого, и как они вопреки лучшей стороне своего характера свернули на Придорожный Луг. Они вспоминали все свои прошлые нехорошие поступки, свои грехи, и все это было подобно сучкам на дубине, оставляющей на их бедных, страдающих телах сильные синяки и раны.
Однако однажды ночью та самая память, что повергала их в уныние, помогла им освободиться, прошептав что-то на ухо Христианину. Потрясенный, он воскликнул: «Какой же я глупец, что лежу в этой вонючей темнице, когда могу выйти на свободу! Ведь во внутреннем кармане моей куртки есть ключ под названием Обетование. Я уверен, что он сможет открыть любой замок в Замке Сомнения». Он сунул руку в карман, с великой радостью вынул ключ и вставил его в замок. И хотя замок в больших железных воротах, как пишет Буньян, «поддавался очень тяжело», ключ все же открыл его и все остальные. Таким образом, благодаря этому благословенному поступку памяти бедные Христианин и Надеющийся обрели свободу.
Обратите внимание, что в Писании говорится о действии памяти в случае с Иеремией. В книге Плач Иеремии 3:20 пророк говорит нам, что память привела его в отчаяние. «Твердо помнит это душа моя и падает во мне». Затем в нашем отрывке он говорит нам, что та же самая память принесла ему жизнь и утешение: «Вот о чем я вспоминаю и потому надеюсь». Итак, мы можем установить общий принцип: если бы мы больше упражняли свою память, то в моменты самого глубокого и мрачного бедствия смогли бы зажечь спичку, которая мгновенно зажгла бы фонарь утешения. Для того, чтобы вернуть верующих к радости, Богу не нужно создавать что-то новое. Если они с молитвой просеют пепел прошлого, они найдут свет для настоящего, и если они обратятся к Книге Истины и престолу благодати, то их пламя засияет так же, как раньше. Я хочу применить этот общий принцип к ситуациям, в которых оказываются три вида христиан.
Верующий, у которого серьезные трудности
Первый — это верующий, у которого серьезные трудности. Такие обстоятельства не являются чем-то необычным для наследника славы. Христианину редко удается долгое время пожить спокойно. Верующий в Иисуса Христа наследует Царство через многие скорби. В третьей главе книги Плач Иеремии вы найдете список того, что память представила разуму Иеремии, и что принесло ему утешение. Во-первых, это тот факт, что каким бы глубоким не было наше нынешнее страдание, по Божьей милости мы не исчезли (ст. 22). Несомненно, это смиренное начало. Это не слишком большое утешение, но когда очень слабый человек стоит у подножия пирамиды и собирается взобраться на нее, не нужно делать первую ступеньку очень высокой. Дайте ему для первого шага всего лишь маленький камень, а когда у него будет больше сил, он сможет продвигаться более широкими шагами.
Итак, задумайтесь над тем, где бы вы могли быть сегодня. Посмотрите вниз сквозь мрачный вход в гробницу в царство тьмы, которое подобно долине смертной тени, полной смятения, где нет никакого порядка. Можете ли вы уловить звук множества бегущих в разные стороны виновных и испытывающих мучения духов? Слышите ли вы их горестный плач и устрашающий скрежет зубов? Могут ли ваши уши выдержать звяканье их цепей? Могут ли ваши глаза выдержать вид ярости пламени? Они навеки, навеки, навеки отлучены от присутствия Бога и закрыты вместе с бесами и отчаянием! Они объяты пламенем бедствия столь ужасного, что даже безнадежному сумасшедшему и во сне не приснятся их терзания. Бог изгнал их вон и наложил на них Свое проклятие, навеки отправив их во мрак тьмы. Такой могла быть ваша судьба. Сравните ваше нынешнее положение с их положением, и у вас появится повод петь, а не плакать. Зачем живому человеку сетовать (Плач Иеремии 3:39)?
Вы когда-нибудь видели эти омерзительные подземелья в Венеции, находящиеся ниже уровня воды в канале? Пройдя извилистыми узкими, темными и душными коридорами, вы сможете попасть в маленькие кельи, где человек едва ли сможет встать во весь рост. Туда не проникал ни один луч света с того момента, когда были заложен фундамент здания. Они холодные, грязные, черные от сырости и плесени — рассадник лихорадки, место смерти. Однако эти места были бы роскошным жильем по сравнению с вечным огнем ада. Для погибших духов было бы необычайной роскошью лежать там, в одиночестве и страдании, пусть даже бы их веки покрылись мхом — только бы на мгновение убежать от нечистой совести и Божьего гнева. Друг, вы не в подземелье и не в аду; поэтому наберитесь мужества и скажите, как сказал Иеремия в третьей главе книги Плач Иеремии: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось» (стих 22).
Возможно, это окажется для вас слабым утешением. Но даже если этот маленький огонек производит совсем немного тепла, это может привести к чему-то лучшему. Когда вы разжигаете огонь в камине, надеясь посидеть перед ним в тепле и уюте, вы не стараетесь сразу же разжечь поленья. Вы используете лучины для растопки, и вскоре пламя охватывает и большие поленья. Точно так же эта мысль, которая может показаться такой маленькой, может стать искоркой небесного огня, несущего утешение тем, кто сейчас дрожит в печали.
Нас ожидает нечто лучшее, ибо Иеремия напоминает нам, что есть милости, которые в любом случае будут продолжаться. «Ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» (Плач Иеремии 3:22-23). Возможно, вы лишились своего богатства и оказались в нищете. Это довольно трудная ситуация, однако будьте благодарными Богу за то, что вы продолжаете пребывать в добром здравии. Просто зайдите в больницу и посмотрите, что там делается. Присядьте рядом с каким-нибудь пациентом, послушайте его рассказ о боли и немощи, и вы наверняка уйдете из больницы, думая: «Я благодарю Бога за то, что, несмотря на всю нищету, я не могу пожаловаться на болезни, и поэтому я буду петь о тех милостях, которыми действительно наслаждаюсь».
Вы больны и отягощены своим уставшим телом? Тогда я приглашаю вас отправиться вместе со мной в мрачные и убогие гетто наших городов, где люди влачат жалкое существование в нищете, в жалкой неизвестности, и никто не сочувствует им. Если вы обратите внимание на их заработанное тяжким трудом пропитание, которого слишком мало, чтобы насытиться, и на их жалкие жилища — их единственное пристанище, вы убежите из этой зловонной ямы грязной нищеты и скажете: «Я буду терпеть свою болезнь, ибо даже она лучше, чем грязь, голод и нагота». Ваша ситуация может быть печальной, но есть люди, находящиеся в еще худших условиях. Если вы откроете глаза и захотите понять, тег всегда сможете увидеть причину быть благодарным хотя бы в том, что вы еще не погрузились в самую глубокую пучину бедствий.
Есть одна весьма трогательная история о бедной женщине с двумя детьми, которым было не на чем спать и практически нечего надеть. Среди зимы они едва не замерзли, и мать сняла с петель дверь погреба и поставила ее в том углу, где они, съежившись, спали, чтобы хоть как-то защитить их от сквозняков и холода. Когда она пожаловалась на их бедственное положение, один из детей прошептал ей: «Мама, а что делают те дети, у которых нет двери от погреба, чтобы загородить их от холодного ветра?» Видите, даже здесь это маленькое сердце нашло повод для благодарения. В какой бы трудной ситуации вы ни оказались, никогда не забывайте почитать Бога, поблагодарив Его за то, что Его милости не прекращаются, но обновляются каждое утро. Да, конечно же, это не очень большая ступенька, но все же она выше,