и самый слабый человек сможет легко забраться на нее.
Третья глава книги Плач Иеремии предлагает нам третий источник утешения. «Господь — часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него» (стих 24). Вы потеряли многое, но не лишились своей части. Ваш Бог — все для вас; поэтому даже если вы потеряли все, кроме Бога, вы все равно обладаете всем, что у вас было, потому что Бог — все для вас. В тексте не сказано, что Бог является всего лишь частью нашего удела, но что Он — полная часть для нашего духа. Все богатства нашего сердца сосредоточены в Нем. Как мы можем быть печальными, если наш Отец жив? Как мы можем быть ограбленными, если наше сокровище на небесах? Представьте, что на улице день, ярко светит солнце, а я держу зажженную свечу. Вдруг кто-то ее задувает. Сяду ли я и начну плакать, потому что мою свечу затушили? Нет, пока светит солнце, не стану. Бог — моя часть, и если я потеряю немного земного уюта, я не стану жаловаться, потому что остается небесный уют.
Один из английских королей, будучи надменным и гордым, поссорился с гражданами Лондона. Ему захотелось встревожить смелых граждан города ужасной угрозой, чтобы запугать их. Он сказал, что если они не будут особо учтивыми, он переведет свой двор из лондонского района Вестминстер. В ответ на это храбрый лорд-мэр спросил, не собирается ли Его Величество забрать и Темзу, ибо если река останется на месте, Его Величество может переезжать куда ему будет угодно.
Точно так же мир предупреждает нас: «Вы не можете доверять. Вы не можете радоваться. Придут проблемы и неприятности». Мы же отвечаем: «Если вы не отнимете у нас нашего Господа, мы не станем жаловаться». Мудрец сказал: «Философы могут танцевать без музыки». Истинные верующие в Бога могут радоваться, не испытывая внешнего комфорта. Человек, пьющий из бутылки, подобно Измаилу, сыну рабыни, может пожаловаться на жажду (см. Бытие 21:9-15). Тот же, кто пьет из колодца, подобно Исааку, сыну обетования, никогда не будет терпеть нужду. Итак, да дарует нам Бог благодать радоваться даже в самых сильных бедствиях, потому что Господь — наш верный удел, наше вечное наследие радости. Мы уже поднялись до определенного уровня надежды, но нам предстоит одолеть еще другие ступеньки.
Затем пророк напоминает нам о другом канале утешения — о том, что Бог всегда благ к ищущим Его. «Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его»
(Плач Иеремии 3:25). Он может поразить нас сильнее, чем раньше, но если мы сможем оставаться в небесном состоянии молитвы, мы можем оставаться уверенными в том, что Он от ударов обратится к поцелуям. Когда нуждающийся нищий увидит другого нищего у дверей какого-нибудь важного человека, он станет наблюдать за тем, как тот нищий стучит, и если дверь откроется и того человека радушно примут и помогут ему, тогда и он сам смело постучит в эту дверь.
Вы весьма опечалены и подавлены? Господь благ к тем, кто ищет Его. Из Его дверей вышли тысячи людей, но ни у одного из них не было причин жаловаться на холодный прием, потому что в каждом случае Он насытил алчущих благами. Поэтому смело идите и стучите, ибо он дает щедро и не ищет недостатков.
Молитва — это источник, доступный во всех проблемах и трудностях. В «Путешествии пилигрима», когда город Человеческой Души был осажден, это произошло среди зимы, и дороги были весьма плохи, но даже тогда молитва могла передвигаться по ним. Я осмелюсь утверждать, что даже если бы все земные дороги были настолько плохи, что по ним невозможно было бы ездить, и если бы город Человеческой Души был настолько плотно окружен, что не осталось бы ни одной лазейки, через которую мы смогли бы вырваться к царю, дорога вверх всегда оставалась бы открытой. Ее никто не сможет перегородить, никакие заграждающие корабли не смогут стать на пути нашей души в гавань престола милости. Корабль молитвы может пройти через все искушения, сомнения и страхи прямиком к Божьему престолу, и хотя, возможно, он покинул порт с одними печалями, стонами и вздохами, он вернется нагруженным множеством благословений. Итак, вы имеете надежду, потому что всегда можете молиться.
Престол милости еще открыт,
Да укроются там наши души.
Мы входим в более глубокие воды радости, поэтому давайте сделаем еще один шаг, и на этот раз мы обретем еще большее утешение от того факта, что быть страждущим хорошо. В третьей главе книги Плач Иеремии говорится: «Благо человеку, когда он несет иго в юности своей» (стих 27). Маленького ребенка необходимо уговаривать принимать лекарство. Он может быть весьма болен, и мать может уверять его, что лекарство излечит его, однако ребенок говорит: «Нет, оно слишком горькое. Я не могу его проглотить». Взрослых не нужно убеждать таким образом. Горечь лекарства не значит для них ничего. Они думают о том здоровье, которое оно принесет, и поэтому выпивают его, даже не поморщившись. Итак, если мы маленькие дети, которые не вспомнили о тех плодах, которые приносит страдание, мы можем плакать и роптать. Но если мы взрослые во Христе Иисусе и познали, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римлянам 8:28), мы примем эту чашу с готовностью, радостью, и благословим Бога за нее.
Почему я должен бояться спускаться в шахту страданий, если она приведет меня к золотой жиле духовного опыта? Почему я должен плакать, когда заходит солнце моего преуспевания, если во тьме моих бедствий я смогу лучше сосчитать звездные обетования, которыми моему верному Богу было угодно украсить небо? Уходи прочь, солнце, ибо в твое отсутствие мы увидим десять тысяч солнц, и когда пропадет твой ослепительный свет, мы увидим во тьме миры, которые твой свет скрывал от нас. Многие обетования написаны невидимыми чернилами, и вы не сможете их прочесть до тех пор, пока огонь неприятностей не проявит эти буквы. «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Псалом 118:71). Возлюбленные, Израиль пришел в Египет бедным, а вышел оттуда с драгоценностями, серебром и золотом. Израильтяне действительно работали у кирпичных печей и страдали от жестокого рабства, но это улучшило их. Они вышли, обогащенные всеми своими скорбями.
У одной девочки был маленький садик, где она сажала много цветов, но они никак не вырастали. Она сажала их нежно и аккуратно, но они не выживали. Она сеяла семена. Они прорастали, но вскоре засыхали. Тогда она побежала и позвала садовника своего отца. Когда он пришел и посмотрел на все это, он сказал: «Я сделаю для тебя хороший садик, так что ты сможешь выращивать там все, что захочешь». Он принес кирку, и когда девочка увидела страшную кирку, она испугалась за свой маленький садик. Садовник вогнал инструмент в землю, и земля начала двигаться и дрожать, потому что своей киркой он подцепил край огромного камня, занимавшего почти весь этот маленький участок земли. Все маленькие цветы оказались выкопанными, и на какое-то время садик был разорен, отчего маленькая девочка много проплакала. Садовник сказал ей, что сделает для нее прекрасный садик, что и сделал. Убрав камень, который не давал растениям пускать корни, он вскоре засеял землю цветами, которые прижились и расцвели. Точно так же Господь пришел и перепахал всю землю вашего нынешнего уютного положения, чтобы избавиться от большого камня, лежавшего на дне всего вашего духовного преуспевания и не дававшего вашей душе расцвести. Не плачьте, как та девочка, но утешайтесь благословенными результатами и благодарите нежную руку вашего Отца.
Еще один шаг, и тогда мы точно будем иметь хорошее основание для радости. Третья глава книги Плач Иеремии напоминает нам о том, что эти неприятности не будут продолжаться вечно. Когда они произведут должный результат, они будут удалены, «ибо не навек оставляет Господь» (стих 31).
Кто вам сказал, что после ночи никогда не наступит день? Кто вам сказал, что море будет отступать до тех пор, пока не останется лишь широкая пустыня из земли и песка? Кто вам сказал, что зима будет переходить от мороза к морозу, от снега, льда и града к еще более глубокому снегу и более сильным бурям? Кто вам такое сказал? Разве вы не знаете, что за ночью следует день, что после того, как спадает вода, идут дожди, что за зимой следуют весна и лето?
Итак, надейтесь! Всегда храните надежду, ибо Бог не подводит вас. Разве вы не знаете, что ваш Бог любит вас посреди всего этого?
Когда горы скрыты во тьме ночи, они остаются такими же реальными, как и при свете дня, и Божья любовь к вам остается сейчас такой же, какой она была в самые яркие мгновения вашей жизни. Ни один отец не наказывает постоянно. Бог ненавидит розгу так же, как и вы. Он хочет использовать ее только по той причине, которая должна убедить вас принять ее, дабы это принесло вам непреходящее благо. Вы еще подниметесь по лестнице Иакова вместе с ангелами и увидите Того, кто восседает на ее вершине — вашего Бога завета. Вам еще предстоит посреди великолепия вечности забыть о временных испытаниях или вспоминать о них только для того, чтобы благословлять Бога, который провел вас через них и посредством их принес вам непреходящее благо. Придите и пойте в ночи (Иов 35:10). Возрадуйтесь посреди пламени. Пусть пустыня расцветет, как нарцисс (Исаия 35:1). Пусть пустыня огласится вашей бьющей через край радостью, ибо эти незначительные страдания скоро прекратятся, и тогда ваше блаженство вместе с Господом никогда не иссякнет!
Итак, дорогой друг, память может быть «источником и лоном радости», как назвал ее английский поэт Колридж, и когда Святой Дух использует ее для Своего служения, она может быть главной среди земных утешителей.
Те, кто думают, что потеряли спасение
Теперь я хочу показать принцип памяти применительно к верующему, который думает, что потерял свое спасение. У меня есть привычка в своем служении всячески избегать крайностей и держаться узкого пути истины. Я верю как в доктрину предопределения, так и в доктрину свободной воли, и следую узким путем между этими двумя горами. Точно так же обстоит дело и со всеми другими истинами. Я знаю некоторых людей, полагающих, что сомнения не являются грехом. Я сожалею о том, что они так думают. Я знаю и других, которые считают, что сомнения невозможны там, где есть хоть сколько-нибудь веры. Я не могу согласиться с ними. Я слышал