простирается до самых крайностей человеческого со- стояния. Наш Господь и Повелитель с радостью слышит возглас верующего, который победил своего врага, и в то же самое время склоняет Свое ухо к отчаянному воплю грешника, который оставил свою самоуверенность и желает быть спасенным Им. В одно и то же мгновение Он принимает венец, который Ему принес воин после доброго сражения, и исцеляет сокрушенных сердцем, врачует их раны.
Да, существует значительное различие между видом торжествующего верующего, который умирает и обретает покой в доме Отца своего, и первым слезным покаянием Савла из Тарса, ищущего милости у Спасителя, Которого он преследовал. Тем не менее, сердце Господа и Его очи — с ними обоими. Преображение нашего Господа не сделало Его неспособным изгонять бесов и не заставило его почувствовать Себя слишком великим и духовным для того, чтобы иметь дело с человеческими пороками. Поэтому даже сейчас, когда Он находится одесную Отца, слава небес не отвлекает Его внимания от земных страданий и не побуждает его забыть вопли и слезы слабых людей, ищущих Его в этой долине слез.
Давайте рассмотрим очень интересный пример ситуации с глухонемым одержимым, который мы взяли как основной контекст для этой главы. Всякий грех является признаком того, что душа находится под владычеством сатаны. Все, кто не обратились к Богу, в определенном смысле на самом деле являются одержимыми дьяволом. Он утвердил свой престол в их сердцах, и оттуда царствует и правит членами их тел. «Духа, действующего ныне в сынах противления» (Ефесянам 2:2) — это имя, которое Павел дает князю тьмы. Однако эти владения сатаны не одинаковы в каждом случае, и изгнание сатаны, хотя всегда производимое тем же самым Господом, не всегда совершается одним и тем же способом.
Многие из нас хвалят Господа за то, что когда мы жили во грехе, мы не были отданы во власть страстного желания грешить — в нашем сумасшествии был какой-то порядок. Мы не ставим это себе в заслугу, но действительно благодарим Бога за то, что нас не втянуло в этот смерч, но мы оставались в рамках внешних приличий. Мы также благодарны за то, что в то время, когда мы пробудились и поняли тяжесть и мерзость своего греха, когда мы ощутили, что сатана управляет нами своим железным жезлом, мы не оказались в полном отчаянии, в ужасе великой тьмы, в той мучительной внутренней агонии, которую приходится переживать некоторым людям. И когда Иисус пришел спасти нас, хотя сатана сильно нам препятствовал, у нас не было пены у рта от нашей гордости, мы не валялись в упрямстве похоти и не резали себя в яростном отчаянии по аналогии с описанием этого случая одержимости бесами в Евангелии от Марка. Господь кротко открыл наши сердца Своим золотым ключом, вошел в обитель нашего духа и завладел ей.
Те завоевания, которые Иисус совершает в душах Его народа, хотя и совершаются той же самой силой, большей частью происходят спокойнее, чем в рассматриваемом нами случае. Давайте воздадим за это благодарность Богу благодати. Тем не менее, время от времени имеют место странные, из ряда вон выходящие случаи с людьми, в которых сатана, похоже, бесчинствует и проявляет свою злобу в полную силу. В таких случаях Господь Иисус демонстрирует превосходящее величие Своей силы, когда во всемогущей любви свергает Тирана с престола и изгоняет его навсегда. Если хоть один такой измученный человек читает эту книгу, я буду рад помочь ему, ибо:
Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?
— Матфея 18:12
Я молюсь о том, чтобы достичь тех, кто далек от Бога, и посредством помазания Святого Духа освободить тех, кто связан железными оковами, чтобы они стали свободными в Господе, ибо если Сын освободит их, они станут истинно свободными (Иоанна 8:36).
В первую очередь, я хочу раскрыть с помощью моего Господа важность этого прискорбного случая, описанного в вышеуказанном тексте. Затем я опишу один доступный всем нам источник и в заключение выражу восхищение несомненным результатом.
Безнадежная ситуация
Физические чудеса Христа являются прообразами Его духовных деяний. Те чудеса, которые Он творил в физическом мире, имеют свои аналогии в духовном мире; внешнее и физическое является символом внутреннего и духовного. Одержимый, которого отец привел для исцеления, не является ярким примером ситуации, когда человек совершил большой грех, хотя дух назван нечистым, и сатана всегда оскверняет. Но это пример великого ужаса, умственного расстройства и неистового отчаяния, производимого лукавым в некоторых умах, чтобы мучить их и подвергать опасности.
Обратите внимание, что болезнь проявлялась периодически в непреодолимых приступах мании, во время которых этот человек был совершенно не в состоянии управлять собой. Эпилептический припадок бросал бедную жертву из стороны в сторону. Нам приходилось встречать подавленных людей, в которых уныние, недоверие, неверие и отчаяние порой бушевали с непреодолимой яростью. Они не столько принимали этих злых гостей, сколько были их жертвами. Как говорит об этом Марк, дух «хватает его» (Марка 9:18). Точно также эти несчастные были схвачены и унесены великаном по имени Отчаяние. Демоны издевались над ними, гоня их в сухие места. Они искали покоя, но не находили. Они отказывались от утешения, и, подобно больным, их души отвергали всякую пищу; они показали, что бессильны бороться со своей меланхолией — они и не думали сопротивляться. Они были сбиты с ног и полностью охвачены бедствием. Такие случаи не так уж необычны. Сатана, зная, что его время коротко, и понимая, что Иисус скоро придет на помощь, с особой злобой издевается над своими бедными рабами, стараясь любым способом уничтожить их прежде, чем придет Избавитель.
Бедная жертва из нашего отрывка временами исполнялась ужасной агонии — такой, что это проявлялось в пене у рта, катании по земле и воплях. Иногда при своих страшных падениях он ранил себя, и в исступлении он бился обо все, что было рядом, нанося себе новые раны. Только пережившие это могут описать боль обличения во грехе, когда она еще усугубляется предложениями Врага. Некоторые из нас в какой-то мере прошли через это и могут заявить, что это — ад на земле. Мы ощущали тяжесть руки разгневанного Бога. Мы знаем, каково читать Библию и не находить ни единого обетования, которое подходило бы к нашей ситуации. Напротив, каждая страница словно излучает угрозы, и проклятия сверкают, словно молнии. Кажется, что даже самые избранные отрывки восстают против нас, словно говоря: «Не вторгайся сюда. Эти утешения — не для тебя. Ты не имеешь ничего общего с этим». Мы ранили себя доктринами, заповедями, обетованиями и даже самим Крестом. Мы молились, но даже наши молитвы усугубляли наше бедствие. Мы даже падали у престола милости. Мы считали свои молитвы всего лишь бормотанием, оскорбительным для Господа. Мы ходили в церковь, и казалось, что проповедник был недоволен нами; хмуря брови, сыпал соль нам на раны и еще больше усугублял наше положение. Казалось, что даже чтение Писания, гимны и молитвы объединились против нас, и мы возвращались домой еще более подавленными, чем раньше.
Надеюсь, что вы не пребываете в таком состоянии ума, ибо из всех вещей после ада это — одна из самых страшных. Находясь в таком состоянии, люди взывали вместе с Иовом:
Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей. Разве я море или морское чудовище, что Ты поставил надо мною стражу? Когда подумаю: «утешит меня постель моя, унесет горесть мою ложе мое», —
Ты страшишь меня снами, и видениями пугаешь меня. И душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих. Опротивела мне жизнь.
Не вечно жить мне. Отступи от меня, ибо дни мои суета.
— Иов. 7:11-16
Я благодарю Бога за то, что конечный результат этого рабства часто бывает таким, что побуждает ангелов радостно петь, но пока темная ночь продолжается, она действительно является ужасом кромешной тьмы. Вы можете вздернуть мученика на дыбе или даже приковать его к столбу железными цепями и разжечь под ним огонь, но если только Господь одарит его Своей улыбкой, его мучения будут ничто по сравнению с пыткой духа, обжигаемого палящим внутренним чувством гнева Божьего. Такой человек может присоединиться к плачу Иеремии и возопить:
Посадил меня в темное место, как давно умерших; окружил меня стеною, чтоб я не вышел, отяготил оковы мои, и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою… Натянул лук Свой и поставил меня как бы целью для стрел; послал в почки мои стрелы из колчана Своего…
Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью.
— Плач Иеремии 3:6-8, 12-13,15
«Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух — кто может подкрепить его?» (Притчи 18:14). Страдания из-за непрощенного греха, боязнь вполне заслуженного наказания, страх вечного огня — это вещи заставляют людей сильно страдать и побуждают их думать, что жизнь — это тягостное бремя.
Из текста мы узнаем, что в те моменты, когда злой дух полностью овладевал сыном этого человека, он стремился погубить его, бросая в разные стороны. Иногда дух бросал его в огонь, а иногда — в воду. То же самое происходит с глубоко измученными душами. В один день они кажутся полными огня, искренности и рвения, нетерпения и волнения, а на следующий день погружаются в ужасную холодность и апатию души, из которой их, кажется, совершенно невозможно вывести. Вчера они были такими чувствительными, а сегодня такие апатичные. Они непостоянны. Вам бывает трудно определить, в какой стадии они сейчас находятся. Если вы будете поступать с ними, как с людьми, которым угрожает огонь нетерпеливости, ваши усилия окажутся напрасными, ибо через несколько минут им уже будет угрожать вода безразличия. Они впадают в крайности. Их ситуация подобна сказкам о душах в чистилище, которые страдают попеременно то в печах, то в ледяных камерах.
Основываясь на том, что такой человек говорит вам в один момент, вы можете предположить, что он считает себя самым страшным из грешников, но через некоторое время он уже все отрицает, и у него нет никакого желания покаяться в грехе. Услышав его слова в один момент, вы можете вообразить, что он не перестанет молиться до тех пор, пока не найдет Спасителя, но позже он скажет вам, что совершенно не может молиться и что считает лицемерием преклонять свои колени в молитве. Такие люди постоянно меняются; они более переменчивы,