чем-то большим, там он необходимо должен взбунтоваться против такого существования в качестве Израиля. Израиль целиком и полностью привязан к Богу и целиком и полностью предоставлен Богу. Почитайте псалмы: «Ты один!..» Человек предстает целиком и полностью лишь как слушатель божественного Слова, который пребывает и остается под господством Бога, даже если и предпринимает постоянно попытки уйти от Него.
А в исполнении его призвания, в распятом на кресте Иисусе из Назарета вновь становится видно, как обстоит дело с Израилем. Висящий на кресте Иисус — разве это нечто другое, как не этот Израиль с его грехами и безбожием? Да, хулитель Бога есть Израиль. И этот Израиль называется сейчас Иисус из Назарета. Когда мы рассматриваем дальнейшую историю евреев и видим всю причудливость и абсурдность еврея, видим его непристойность, постоянно вызывавшую к нему ненависть, — а здесь можно было бы задействовать весь перечень антисемитизма, — разве означает это нечто другое, чем удостоверение этого недостойного Израиля, сделанное Богом видимым на кресте, но также и удостоверение того Израиля, которому Бог сохраняет верность на всех этапах его странствия.
Откуда нам это известно? Мы можем знать об этом потому, что Он сохранил верность этому народу на кресте Голгофы. Когда Бог был ближе к нему, чем тогда, и где Бог через народ Израиля более надежно и утешительно поддерживал все человечество, чем именно здесь? Вы считаете, что это в наших интересах отлучить еврея от верности со стороны Бога? Вы действительно полагаете, что мы в состоянии и вправе отказать ему в такой верности? Верность Бога, явленная в действительности Израиля, есть ведь и гарантия его верности и нам, и всему человечеству.
А сейчас мы должны перевернуть страницу. Иисус Христос есть свершение и исполнение Израиля. Обратимся вновь к Ветхому Завету, и мы будем постоянно находить там следы того, что эти строптивые и заблудшие люди удивительным образом оказываются в состоянии подтверждать в определенных ситуациях свою избранность. Когда такое случается, когда наблюдается какая-то преемственность в благочестии и праведности, то проистекает сие не из природы Израиля, а является скорее постоянно новым проявлением милости Бога. А там, где есть милость, там не может не происходить все таким образом, что люди contre coeur должны возвысить свой голос в хвале Богу и свидетельствовать, что там, где свет Божий проникает в жизнь этих людей, там этот свет неизбежно находит отражение в их реакциях.
И в суде Божьем присутствует милость. И Ветхий Завет говорит об этом, говорит не как о преемственности в жизни израильтян, а как о неком «и тем не менее». И «тем не менее» в истории этого народа постоянно обнаруживаются свидетельства, которые начинаются словами: «так говорит Господь…» Свидетельства звучат как ответ слушающих, как эхо «тем не менее», исходящего от верности Бога. Ветхий Завет знает об «оставшейся части». Речь здесь идет не о лучших, не о более нравственных людях, а о таких, кто отличен тем, что призван. Нашедшие опору в милости Бога грешники, peccatores iusti образуют эту оставшуюся часть.
Откровение достигает своей вершины в существовании Иисуса из Назарета. Он выходит из Израиля, рожденный Девой Марией и в то же время пришедший сверху и потому в своем величии являющий и завершающий союз. Израиль — это не больной, подлежащий излечению, а воскресший из мертвых. Когда Он является, то приговор, который Бог выносит, предстает как снятие приговора, который человек выносит сам себе. Верность Бога торжествует в этом мире греха и нищеты. Он сжалился над человеком. Самой своей сокровенной сутью принимает Он участие в этом человеке. Он никогда не переставал направлять с любовью этот народ, который непотребно вел себя по отношению к Нему. Человек-израильтянин принадлежит Богу и каждый раз не по природе, а в силу чуда милости Божьей вправе принадлежать Ему вновь, спасенный от смерти, вознесенный одесную Бога.
Израиль есть в действительности свидетельство свободной милости Бога. Бог становится видимым в своем отношении к человеку в событии, приводящем Иисуса Христа к цели, в Его воскрешении из мертвых. Здесь человек предстает освещенным светом величия Бога. Это называется милостью, это обращение Бога к человеку. И все это становится видимым через Человека из Израиля. Вследствие данного события дело доходит — и здесь вновь положительным образом проявляется милость — до поразительного расширения союза с Авраамом, до выхода далеко за пределы круга его соплеменников: «Идите повсюду в мир и проповедуйте Евангелие всякой твари!»
Это есть милость: из тесноты вширь. А поскольку спасение приходит именно от евреев, то это означает, что еврейский народ не только подвергается суду, но и получает прощение. Это прощение Израиля как его избрание и призвание, остающееся неизменным, вплоть до сегодняшнего дня проявляется в церкви, состоящей, по существу, из евреев и язычников. Павел (Рим. 9: 11) придает исключи¬тельное значение тому, что нет церкви евреев и нет церкви язычников, а есть церковь как единая община тех, кто из Израиля приходит к вере, вкупе с теми, кто из язычников призван в общину. Для христианской церкви существенно важно, что она состоит и из тех и из других. И вместо того чтобы стыдиться этого, она должна понять, что в том ее честь, что в ней живет семя Авраама. Существование иудео-христиан является видимым залогом существования единого народа Божьего, который, если рассматривать его с одной стороны, называется Израилем, а если с другой — церковью.
И если наряду с церковью все еще есть синагога, существующая в силу отвержения Иисуса Христа и бессильного продолжения израильской истории, давно обретшей свое исполнение, то мы должны поразмышлять вот о чем. Если такова воля Бога — и апостол Павел стоял в загадочном раздумье перед этим вопросом — что все еще есть такой отдельный Израиль, — то нам следует рассматривать синагогу лишь как тень церкви, которая сопровождает церковь на протяжении столетий и которая, знают ли об этом иудеи или нет, фактически и реально принимает участие в свидетельствовании откровения Бога в мире. Хорошая виноградная лоза не засыхает. Ведь то обстоятельство, что она посажена Богом, то, что Бог сделал с ней и дал ей, — все это является решающим, и все это было явлено в Иисусе Христе, человеке из Израиля.
Лекция 12 ЕДИНСТВЕННЫЙ СЫН БОГА
Откровение Бога в человеке Иисусе Христе потому носит обязательный и исключительный характер, а деяние Бога в Нем потому дает такую поддержку и удовлетворение, что этот человек не есть отличное от Бога существо. Он есть единственный Сын Бога, то есть сам уникальным образом через себя и из себя живущий Бог, в существующей личности представляющий всемогущество, милость и истину Бога, и тем самым подлинный посредник между Богом и всеми прочими людьми.
Мы подходим к вопросу, который на деле не является вопросом, поскольку ответ заранее известен, — речь идет о высказываниях о подлинной божественности Иисуса Христа. Попытаемся прояснить для себя, каким же образом приходят к этим высказываниям, соответственно прояснить, какой же вопрос ведет к ним.
В наших рассуждениях мы подошли вплотную к понятию откровения, или Слова Бога, то есть возвещения Бога, исходящей от Него самого вести. Существуют много откровений и много слов и вестей, которые были адресованы и все еще адресуются человеку и которые также притязают на то, чтобы быть словом и вестью Бога.
Возникает, таким образом, вопрос, по которому мы обязаны высказаться, вопрос о том, в какой мере то, что мы назвали откровением, обязательно признавать в качестве такового и принимать как откровение? Ведь нет сомнения в том, что в большей или меньшей мере в истории человечества в целом и в жизни каждого отдельного человека существует достаточно поводов и случаев, когда нечто предстает как в высшей степени просвещающее, важное и убедительное, когда это нечто «повергает» и захватывает нас. Человеческая жизнь и как микрокосмос и как макрокосмос полна такими событиями. В жизни людей есть «откровения» мощи, красоты, любви. Почему же именно то, что названо здесь откровением Бога, событие существования Иисуса Христа, следует считать откровением в возвышенном, уникальном смысле?
В общем виде ответ на этот вопрос (вопрос об «абсолютности» христианства у Трельча) выглядит следующим образом. Следует признать, что нас обступают другие «откровения», во многом убедительные и правомерные. При этом с позиций христианской веры мы должны сказать о том, что у этих откровений отсутствует какой-то высший, безусловно обязательный авторитет. Можно пережить весь этот мир откровений, что-то здесь может просветить, что-то убедить или «повергнуть», но при этом ничто не обладает силой, присущей изначальному и последнему, — такой силой, которая не позволит порадоваться таким откровениям и опьяниться ими, а затем пойти дальше, подобно тому как поступает человек, который видит свое отображение в зеркале, а потом идет дальше и забывает о
виденном.
Со всеми подобными откровениями дело обстоит так, что у них отсутствует какая-то последняя обязательная сила. И это не потому, что у них нет мощи, что они не наполнены смыслом или не способны захватить и увлечь, а потому, что, как следует признать, исходя из христианской веры, все это — откровения величины, мощи, благодатности, красоты сотворенной Богом земли. Земля полнится чудом и величием. Она не была бы творением и предуказанным нам для существования местом, если бы она не была полна откровениями. Философы и поэты, музыканты и пророки всех времен знали об этом. В то же время эти откровения земного духа лишены авторитета, который был бы безусловным для людей. Человек может пережить этот мир откровений, не испытав безусловной и окончательной привязанности к какому-либо из них.
Речь может идти, однако, и о небесных откровениях, то есть откровениях той невидимой и непостижимой действительности творения, что окружает нас. И этот мир недостижимого и невидимого постигается нами в его устойчивом движении навстречу нам. Здесь, и именно здесь многое также способно вызвать удивление. Чем был бы человек без встречи с небом и небесным миром? (Однако и такие небесные откровения не обладают последним и высшим авторитетом, и они суть тварные откровения. И они не дают последнего ответа. Все небесное, как и все земное, в конечном счете само носит обусловленный характер. Оно может пред¬стать перед нами в качестве посланника великого царя, который, как величественный и могущественный человек, способен вызывать у нас восхищение, что, однако, не затрагивает нашего знания о том, что он есть не сам царь, а лишь посланник царя.
Таким образом, мы остаемся вне всех сил неба и земли и всех их откровений. Мы знаем: есть нечто высшее. И как бы ни были могущественны