Иоанн пишет: «Ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Ин. 12:43). Третий класс — это честные религиозные лидеры, которые искали истину. Эта группа вела работу, чтобы настроить благосклонно к Иисусу других лидеров. Никодим и Иосиф из Аримафеи оба принадлежали к этой группе. Многие из них смело публично выступали в защиту Христа. После Его смерти и излития Святого Духа в день Пятидесятницы автор Деяний пишет:
И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере (Деян. 6:7).
Сегодня также имеется три класса религиозных лидеров: невежественно слепых, намеренно слепых и честных искателей истины. Многие, принадлежащие к последней группе, еще не нашли ее. Но скоро под влиянием Святого Духа они найдут истину.
Важно, однако, помнить, что Бог не спрашивает: «Что ваши религиозные лидеры делают?» Вместо этого Бог говорит: «Каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14:12) и «Всем нам должно явиться пред судилище Христово…» (2 Кор. 5:10).
Мой друг, каждый из нас несет личную ответственность перед Богом. И не имеет никакого значения, чем занимаются религиозные деятели в наши дни. Имеет значение только твое и мое отношение к Божьей истине. Если Бог лично осудит тебя за твое отношение к Его священной субботе, тогда твоя душа подвергается опасному риску. А когда Бог откроет истину, как ты поведешь себя?
Вопрос 7: В Послании к Римлянам 14 Павел пишет, что правоверному христианину нет нужды считать один день более священным, чем другой (см. Рим. 14:5, 6). Идет здесь речь о субботе или о каком-нибудь другом дне?
Ответ: Этот текст для многих является источником недоумения. Чтобы этого избежать, давайте проанализируем его.
Павел пишет:
Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога (Рим. 14:5, 6).
Давайте сначала отметим, о чем в тексте не говорится. Два вопроса помогут нам в анализе. Говорится ли в тексте о субботе? Говорится ли что-нибудь о поклонении? Ответ ясен — нет. Автор предлагает благодарить Бога, но он не имеет в виду субботу или поклонение Богу. Поэтому неверно было бы предположить, что в тексте речь идет о субботе.
О чем же тогда говорится в этом тексте? О каком дне идет речь? Какой день обсуждается? Текст предельно прост. В нем говорится:
Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно.
Павел пишет о том, как человек возвышает один день над другим. В этом отрывке не идет речь ни о субботе, ни о поклонении, ни о заповедях Божьих, — в нем содержится только личная оценка дня человеком. Павел обсуждает скорее мнение человека, чем Божью заповедь, начертанную рукой Бога на скрижали.
Первый стих в этой главе дает нам ключ. Павел пишет:
Немощного в вере принимайте без споров о мнениях (Рим. 14:1).
Павел пишет тем, кто силен в вере, о тех, кто слаб в вере. Он советует сильным воздержаться от споров о мнениях.
Одним из таких мнений было мнение о целесообразности употребления мяса, посвященного идолам (см. 1 Кор. 8). Большая часть мяса, продаваемого на рынке, была предложена идолам, которым поклонялись продавцы. Есть честные христиане евреи, которые верят, что употребление мяса, предложенного идолам, так же плохо, как и само идолопоклонство. Многие стали вегетарианцами не для того, чтобы сохранить свое физическое здоровье, но чтобы избежать духовного осквернения. Это стало предметом споров в римской церкви.
В дополнение к спору о мясе. Некоторые все же верили, что пост вменяется в праведность (Лк. 18:12). Эти люди в определенные дни соблюдали пост. На тех, кто не соблюдал пост в эти дни, они смотрели свысока. Павел пишет:
«Иной отличает день от дня…» (Рим. 14:5), а также:
Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога (14:6). Некоторые христиане из евреев продолжали строго соблюдать прежние дни постов. Их «вера была слабой». Они судили о других по своим меркам, и это привело к разделению Церкви. Это было отделение слабых в вере людей. Апостол Павел пишет об этом прямо: «Если вы решили поститься, прекрасно, но не судите о каждом по себе».
Павла больше беспокоили индивидуалисты, которые разделяли Церковь по человеческому мнению, а не по Божественному закону. Вспомним, как он утверждал:
Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра (Рим. 7:12).
Он ясно говорит: «законом познается грех» (Рим. 3:20) и еще: «я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Римл. 7:7). И добавляет:
Итак мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем (Рим. 3:31). Позиция Павла по отношению к закону ясна. И в главе 14 Послания к Римлянам он не противоречит уже сказанному в этой книге. Никакое количество человеческих мнений не стоит того, чтобы разделять Церковь, никогда!
Вопрос 8: Когда началось соблюдение субботы? Дает ли нам Библия какие-нибудь ключи к тому, как соблюдать субботу?
Ответ: С давних времен верующие в Бога люди соблюдали субботу с захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу. Этого придерживались израильтяне на протяжении всего Ветхого Завета. Это заложено в историю создания в первой главе Бытия. Описывая день. Бытие провозглашает:
«И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:5). Эта фраза повторяется на протяжении всей первой главы, для каждого дня Сотворения. Евангелие от Марка подтверждает:
При наступлении же вечера [т. е. после субботы], когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых (Мк. 1:32).
Бог не использует часы для отсчета дней. Вместо этого Он использует небесные тела, которые Он разместил во Вселенной во время Сотворения.
В Библии темная часть дня предшествует светлой. Какой удивительный наш Бог! Он позволяет нам отдыхать перед работой. Свет наступает после темноты. После отдыха наступает работа. Библейская суббота начинается с захода солнца в пятницу. Какая радость пожаловать с молитвой в Божью субботу и праздновать ее, начиная с вечера в пятницу! Бог предполагал, что каждый из нас будет следовать этому каждую неделю.
Какие ключи дает нам Библия к тому, как соблюдать субботу? Бог предназначал субботе быть самым счастливым днем нашей недели. Он дал нам особые библейские приметы, определяющие священность субботы.
Цель, которую поставил Бог, освящая субботу, для всех людей триедина. Во-первых, Он хотел, чтобы суббота была днем покоя, богопоклонения и служения (см. Исх. 20:8- 11; Лев. 23:2; Лк. 4:16). Во-вторых, суббота предназначалась для физического отдыха (см. Исх. 20:8-11). В-третьих, Бог хотел, чтобы суббота была для нас днем радостного общения друг с другом, особенно с членами наших семей. Она также может стать днем благословения для других людей (Мф. 12:8). Библия говорит, что все мирские дела должны быть закончены к наступлению субботы (Исх. 20:8- 11). В ней также говорится, чтобы до наступления субботы были сделаны все покупки (Неем. 13:15-18). Все, что может отвлечь нас от ценностей вечности, должно быть отложено в сторону для получения более глубокой радости и большего удовольствия, которые мы находим во Христе в субботу (Ис. 58:13, 14). Мы живем в предвкушении каждой субботы как времени радостного духовного общения и братства с Самим Иисусом. Он ждет и страстно желает, чтобы вы обрели радость поклонения Ему в этот день.
Вопрос 9: Так как Иисус восстал из мертвых в первый день недели воскресенье, не надлежит ли христианам поклоняться в этот день?
Ответ: Воскресение — одна из самых возвышенных и величественных истин всей христианской Церкви. Иисус воскрес! Смерть — это не длинная ночь без утра. Могила — это не темная яма без света в конце тоннеля. Иисус победил смерть.
Но тот факт, что Иисус воскрес из мертвых в воскресенье, не делает этот день днем поклонения, как и то, что Его смерть в пятницу не освящает ее как день поклонения. Как мы уже поняли, те, кто поклоняется в воскресенье, потому что Иисус воскрес из мертвых в этот день, делают это без какого бы то ни было указания Иисуса.
Но Иисус оставил нам два символа как память о Его смерти и воскресении это причастие и крещение. Причастие — это символ смерти, которая произошла в ту мрачную пятницу. Слова Павла слишком ясны, чтобы быть неправильно понятыми:
Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете, чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор. 11:26). Преломленный хлеб и неперебродивший чистый сок винограда — это часть причастия, означающая разбитое тело и пролитую кровь нашего Господа. Таким образом Он нам указывает: мы должны помнить через причастие Его смерть. Крещение — это символ Его воскресения. В Послании к Римлянам (6:4, 5) говорится:
Итак мы погреблись с Нам крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения… Точно так же, как Христос умер, вошел в могилу и воскрес к новой жизни, так и мы, принимая крещение, исповедуем нашу веру в смерть и воскресение Иисуса Христа, а погружением в воду свидетельствуем о покаянии во грехе и воскрешаемся к обновленной жизни. Мы помним о воскресении Христа через наше крещение.
Как в жизни, так и в смерти Своей Иисус соблюдает субботу, а не воскресенье. В Евангелии от Луки 4:16 говорится: «И вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать». Как верный и смиренный Сын Он поклонялся Отцу каждую субботу, полностью вверяя Себя Отцу. Его ближайшие последователи ждали окончания субботы, чтобы бальзамировать Его Тело. Иисус никогда специально не выделял первый день недели. Он никогда не упоминал о каком бы то ни было изменении Своего закона, Он никогда не сказал ни единого слова о переносе священной субботы на первый день недели.
Что мы должны из всего этого понять — это то, что Новый Завет ничего не говорит о переносе субботы на воскресенье в честь воскресения. Иисус и каждый из Его учеников были почитателями субботы. Эхом отзываются во все века Его слова: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:17).
Мой друг, было ли твое сердце тронуто, когда ты читал эту небольшую книгу? Ты не случайно выбрал ее. Бог наш