следующие опасения:
Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
(Деян. 20:29-31).
К этому предупреждению он добавляет в письме к Фессалоникийцам: «Ибо тайна беззакония уже в действии…» (2 Фее. 2:7).
Три момента, касающиеся будущего ранней Церкви, беспокоили Павла. Первый оппозиция извне. Павел сравнивал внешнюю оппозицию с лютыми волками, не щадящими стада. Павел предсказывает суровое преследование, предпринятое сатаной в целях разрушения Церкви.
Но внешнее преследование, предсказанное Павлом, ничто по сравнению с тем, какую угрозу для Церкви представляет отступничество изнутри, — и это второй момент, который беспокоил Павла. Он говорил: «И из вас самих восстанут люди…» (Деян. 20:28-31). Появятся люди и исказят истину. Слово «исказить» означает изменить истинное значение. Павел со слезами защищал чистоту веры, но он знал — отступничество произойдет. И оно произошло. Он писал Фессалоникийцам:
Да не обольстит вас никто никак: ибо день гот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели (2 Фее. 2:3).
Третье, что тревожило Павла, — это приближение отступничества. Другими словами, немного пройдет времени, когда измена проникнет в Церковь.
Давайте порассуждаем об этом немного подробнее. Павел пользуется греческим, говоря об отступничестве, которое означает «уход» или отход от чистоты веры. Павел предостерегает, что уход осуществит «человек беззакония (или греха)», «человек погибели». Выражение «человек погибели» только один раз еще встречается в Священном Писании:
при описании Иуды Искариота. Иуда предал Иисуса, играя роль друга. Он использовал знаки любви и восхищения, предавая своего Господа и Спасителя.
Павел использует то же выражение — «человек погибели» при описании отступничества. Он делает это, чтобы показать, что эта сила может иметь те же характерные черты, которые были проявлены и Иудой Искариотом. Другими словами, эта сила способна предать сущность Евангелия, используя все внешние формы и обеты преданности. Проводить это будет «человек, не признающий законов (или грешный)», представляющий себя как человек Бога.
Но давайте вернемся к Даниилу, запомнив эту подоплеку. В 8 главе Даниилу явилась фигура, похожая на маленький рог, которая «набирала силу», «повергая истину на землю» (Дан. 8:12).
Стала ли понятней вам эта картина? Великая борьба на протяжении многих веков не могла быть только битвой между религией и безверием. Это была борьба между истиной и ложью. Оппозиция извне могла очистить и усилить
Церковь. Враг — «человек погибели» — мог успешно работать изнутри, чтобы свергнуть истину и использовать Божью Церковь для распространения лжи. Даниил пишет:
И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени (Дан. 7:25).
Таким образом, отступничество внутри христианской Церкви в какой-то степени было попыткой подорвать авторитет Бога.
Как мы уже знаем из предыдущей главы, авторитет Бога обусловлен Его позицией Создателя и Держателя Вселенной, включая и наш мир. Давайте вспомним, что писал Его любимый Иоанн:
Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.
(Откр. 14:7).
Итак, право Бога требовать поклонения Ему и соблюдения Его Закона обусловлено тем, что Он создал физический мир и человечество. Тем не менее Даниил пишет, что сила этого маленького рога временами будет настолько дерзка, что будет узурпировать власть Бога и «возмечтает отменить… праздничные времена и закон». Законы, о которых здесь говорится, — это не просто человеческие законы. Человеческие законы автоматически меняются, когда одно царство приходит на смену другому. Таким образом, пророчество относится к духовным законам Всевышнего. Вмешиваться в них — это на самом деле говорить против Всевышнего.
Как вы еще раньше заметили, изменение закона — это противоречие словам Иисуса. Он сказал:
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5:17, 18).
Закон Божий будет существовать столько, сколько будут существовать небо и земля. Умаление значения этого Закона, унижение его авторитета или попытка изменить его заповеди просто немыслимы. Однако Библия ясно дает понять, что власть маленького рога попытается сделать это. Так это и случилось на самом деле.
Конечно, не все внутри Церкви приняли отступничество. Те, кто отказался, подвергались гонениям. «Будет… угнетать святых Всевышнего», — пишет пророк (Дан. 7:25). Это может относиться только к религиозному преследованию, которое, как подтверждает история, имело место.
Обратите внимание на то, о чем дальше говорится в стихе 25: «даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон» (Дан. 7:25). Эта ссылка на праздничные времена интересна и важна. Сразу приходит на ум, что единственной ссылкой на время в Законе Божьем является еженедельный святой день. Как вы уже знаете, суббота, освященный Богом день, является постоянным напоминанием о Нем как Создателе. Бог отдыхал в субботу, Он благословил ее и установил. Она была установлена в Едеме и соблюдалась там. Исаия говорит (66:23):
Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.
Вопрос в том, какой закон власть маленького рога «возмечтала отменить»? Была ли суббота, об установлении которой говорится в Законе Божьем, когда-нибудь изменена? Если да, то как и когда?
В предыдущей главе мы установили, что суббота соблюдалась и отмечалась ранними христианами как еженедельный день отдыха и поклонения. У Иоанна было видение в «день Господний» (Откр. 1:10, -пер. с греческого оригинала). Церковь продолжала поклоняться в субботу до конца первого столетия. Но в начале второго столетия некоторые христиане добровольно стали праздновать день распятия. Они праздновали день распятия, который совпадал с днем иудейской Пасхи. Но вследствие нескольких еврейских восстаний против Рима евреи становились все менее и менее
популярными, и недовольство ими распространялось и на христиан, которые вследствие этого рассматривались как еврейская секта. Празднование еврейской Пасхи в память о распятии многими рассматривалось как еще большая идентификация христианства с иудаизмом. Поэтому некоторые христиане решили изменить это положение.
Епископ или «папа» христианской Церкви в Риме Сикст начал процесс, в результате которого день поклонения был перенесен с субботы на воскресенье. Он убедил христиан праздновать день воскресения, который приходился на воскресенье, вместо дня распятия. Сначала этот праздник отмечался не каждую неделю, а раз в году. Перенеся день празднования на воскресенье и связав его с воскресением, христиане тем самым отделили себя от иудеев.
Случилось так, что праздник воскресения совпал с веселым римским празднеством в честь солнца. Поклонники солнца ничего не имели против проводимого в день солнца христианского праздника. Таким образом, Сикст, вдохновив христиан праздновать воскресение в первый день недели, тем самым заставил их чествовать день солнца.
Следующее важное действие в этой драме разворачивается к 200 году по Р. Хр., когда папа Виктор насильно ввел ежегодное празднование воскресения в воскресенье. Согласно его приказу, епископы, которые не подчинились его распоряжению, были отлучены от Церкви. Этот декрет, заставляющий соблюдать воскресенье, был использован епископом римским, чтобы взять Церковь под свой контроль. Сократ, известный церковный историк, позднее напишет: «Хотя почти все церкви во всем мире совершают священное таинство по субботам каждую неделю, все же христиане Александрии и Рима, принимая во внимание некоторые древние традиции, перестали делать это». Древняя традиция — это, без сомнения, придание особого значения чествованию воскресения Сикстом и Виктором.
Первый закон, закрепляющий воскресенье как день отдыха, был издан императором Константином в марте 321 года по Р. Хр. Его декрет провозглашал: «В священный день солнца пусть все должностные лица и люди, проживающие в городах, отдыхают, и пусть все мастерские будут закрыты. В сельской же местности люди, занятые сельским хозяйством, могут свободно и законно продолжать свои занятия» (SDA Source Book, с. 999). Церковный историк Филипп Шафф сделал по этому поводу очень важное замечание:
«Закон Константина о воскресенье не подлежит пересмотру. В этом законе нет никакой ссылки на четвертую заповедь или на воскресение Христа. Кроме того, он специально освобождает сельские районы… христиан и язычников, привыкших праздновать эти дни; Константин совместил эти дни, отдав предпочтение воскресенью» (там же, с. 999, 1000).
Медленно, но верно движение отступничества, предсказанное Павлом и Даниилом, набирало силу. Феодосии I запретил судебные процессы в воскресенье и ввел еще одно правило, которое и в наши дни широко распространено в западном мире: «Никто не может требовать оплаты государственного или личного долга в воскресенье». Феодосии II в 425 году по Р. Хр., уделив большее внимание спортивной активности людей, запретил все развлечения, цирковые и театральные представления по воскресеньям. А третий Орлеанский Синод в 538 году по Р. Хр. запретил все работы в сельской местности по воскресеньям. Так постепенно день. солнца вошел в христианскую церковь и стал днем отдыха для большинства христиан. Время было изменено! (см. SDA Source Book, с. 1001, 1002.)
Но что говорит римская католическая церковь по поводу своей роли в изменении субботы как священного дня отдыха? Какова ее позиция?
Римская католическая церковь видит в этом изменении признак власти церкви. Положение, разработанное верховной властью католической церкви, это подтверждает.
1. В ответ на вопрос: «Есть ли у вас другое доказательство, что церковь имела власть утверждать указы о празднествах?» — Стефен Кинан писал: «Если бы у нее не было такой власти, она не смогла бы сделать того, в чем все современные верующие согласились с ней, она не смогла бы перенести соблюдение субботы, седьмого дня недели, на воскресенье, первый день, так как в Священном Писании не говорится о праве на такое изменение» (Stephen Keenan. А Doctrinal Catechism, р. 174).
2. Другой комментарий: «Вы можете прочесть всю Библию от Бытия до Откровения и не найдете ни единой строчки, свидетельствующей об освящении воскресенья. Священные книги принуждают верующих соблюдать субботу, день, который мы никогда не освящаем» (Cardinal Gibbons. Faith of Our Fathers, р. 111, 112).
3. А Монсеньор Сегур писал: «Именно католическая церковь, уравняв себя с Иисусом Христом, перенесла день отдыха на воскресенье в память о воскресении нашего Господа. Таким образом, соблюдение воскресенья протестантами — это уважение, которое они платят, несмотря ни на что, [католической] церкви» (Monsignor Segur. Talk About the Protestantism of Today, р. 225).
Отец Энрайт, римский католический священник, говорит в «Американ Сентинел», Нью-Йорк: «Библия говорит:
«Помните, что вам надо соблюдать освященный субботний день». Католическая