важные евангеяизационные усилия, направленные на христианское возрождение. Искренние и серьезные христиане, имевшие более близкие и значимые взаимоотношения с Иисусом Христом, охотно обращались друг к другу за поддержкой. Они энергично вовлекали других в процесс возрождения, который в конечном счете приводил к их духовному и нравственному возрождению. Мистицизм страдал от богословских ошибок и экстремизма, но, наряду с этим, он способствовал восстановлению некоторых забытых аспектов христианской жизни. Вдобавок, мистицизм привел к возникновению ряда одухотворенных христианских лидеров, к созданию стимулирующих воображение книг и появлению ряда эффективных способов приведения людей к серьезному и активному ученичеству.
Действие политических перемен
В предыдущем разделе рассматривались усилия ряда христиан по углублению и активизации духовной жизни других христиан. Призыв к возрождению был направлен на уже находившихся в лоне церкви, каким бы сомнительным не был их статус или какой бы слабой ни была их вера. В данном и заключительном разделе главы мы рассмотрим евангелизацию нехристиан через слово и дело, направленные на обращение или, по крайней мере, на поверхностное следование христианству.
Ни один фактор Средневековья или последних двух столетий раннего периода не привел в христианскую общину больше людей, чем политические перемены. Как отмечалось в главе I -когда правительство Рима легализовало христианство, огромные массы людей пришли в церковь. Многих из них ранее отпугивали преследования. Другие хотели добиться выгод, которые как будто обещало изменение политики правительства.
Процесс христианизации убыстрился за счет кампаний церкви и государства, направленных на искоренение язычества силой внутри империи. Покоряя или присоединяя языческие племена и народы, христианские государства — победители часто настаивали на религиозном, церковном и политическом подчинении побежденных. Порой христианское влияние распространялось в противоположном направлении. Победители заимствовали христианство у покоренных народов. В ряде стран очень важную роль сыграло ободрение и даже приказ обращенных в христианство правителей своим подчиненным последовать их примеру, приняв веру.
Большинству современных наблюдателей массовая принудительная христианизация кажется неподобающей и аморальной. Она заметно отличается от методов индивидуального обращения обычно применявшихся в ранний период, хотя и тогда целые семьи и общины порой обращались в веру методами по меньшей мере несколько принудительными. Среди основных возражений христианизации через политическое и социальное давление — нарушение свободы религии человека, поверхностное и сверхкритическое участие и отказ от божественного монергизма. Современный наблюдатель, однако, должен помнить, что в Средние века идеал / религиозной свободы еще не укоренился среди народов, подвергавшихся христианизации. Религия для них была частью социального поведения под властью правителя. Это был скорее корпоративный, нежели личный вопрос. Кроме того, религии, которых ранее придерживались эти люди не требовали личной убежденности или обязательств, а лишь внешнего соблюдения правил. В свете этого неудивительно, что многие люди в это время массово перешли в христианство без надлежащего обращения в веру.
Однако это не значит, что обращение и воспитание не считались важными. Рано или поздно усилия в этих направлениях предпринимались. Рациональная причина состояла в том, что как для пользы отдельных людей, так и для пользы государства было важно привести людей в христианство. Даже, если они в основном не понимали смысла христианства, то через крещение могли быть спасены. Позднее, в зависимости от условий, их можно было обучать и вдохновлять. И наконец, некоторые могли стать ревностными и добросовестными последователями Христа.
Подавление язычества
После Константина все римские императоры, за исключением одного, были христианами и в большинстве своем делали попытки противодействия язычеству и поощряли принятие христианства. Хотя язычников не преследовали с той же настойчивостью и силой, что и христиан, им, тем не менее, запрещали поклоняться своим богам и приказывали принять христианские наставления и креститься. За отказ принять крещение их могли ссылать или конфисковать имущество. Время от времени толпы громили языческие храмы и часто нападающими руководили монахи. Эти репрессивные меры в течение IV века привели к тому, что большинство городской аристократии Рима отошло от язычества и обратилось в христианство. Однако в сельской местности и среди низших классов язычество просуществовало еще много веков.
В V веке в Западной Европе наблюдалось новое появление язычества через миграцию или вторжение германских племен. На востоке, так же как и на западе, очаги язычества существовали до VI века. Афины оставались центром языческой философской мысли. В связи с тем, что большое количество христианской молодежи вовлекалось в подобные философские школы и многие из пришедших отошли от веры, в 529 г.н.э. школы были закрыты императором Юстинианом, который принял против язычников и ряд других мер.
В Средние Века язычество среди норвежцев, саксов, вендов и пруссов было подавлено военно-политическими средствами. Как будет показано далее, в течение этого периода были случаи, когда язычество слабело, в связи с тем, что люди видели превосходство христианства. Однако только что говорилось о разрушении язычества железным кулаком христианских правителей. Обычно руководители церкви одобряли такие репрессии. Приятным исключением был Алкуин, советник Карла Великого, который сожалел о репрессивных мерах против язычества и вместо этого поддерживал убедительное проповедывание и примерную христианскую набожность.
Зачем христиане подавляли язычество? Почему они считали необходимым разрушать языческих идолов и капища, запрещали участие в языческих обрядах и распространение языческих взглядов? Божественные заповеди и исторические прецеденты, описанные в Ветхом Завете предполагали это. Казалось, что этого требуют честь и слава Божья. Вне сомнения, поводом было преследование христиан язычниками. Важной причиной было желание защитить христиан от возвращения к язычеству. И наконец, это стимулировалось желанием поступить наилучшим для самих язычников образом. Убежденные, что язычество не только ошибочно, но и фатально, христиане считали, что запрещение язычникам придерживаться своей религии отвечает самым лучшим интересам самих язычников. Лишенные внешних символов и поддержки своей религии, они могли, в конечном счете начать лучше относиться к христианству. Как оказалось, во многих случаях это действительно имело место.
Христианизация побежденных
Христиане Средневековья пользовались силой не только для борьбы с язычниками, но и для того, чтобы заставить их принять внешние атрибуты христианства. Это происходило во время захватнических войн с язычниками. Ценой поражения было не только политическое подчинение, но принятие христианского крещения и подчинение духовной власти церкви.
Победа и обращение саксов Карлом Великим (772 — 97) являются характерным примером этого. Карл был великим христианским правителем франков, одного из германских народов, вторгшихся и покоривших в V веке часть Западной Римской империи. Он значительно консолидировал и расширил свое королевство, но терпел поражение на своих северных границах от упрямых саксов, все еще исповедовавших язычество. Они не соглашались с его планами включить их в состав королевства. Не реагировали они и на посылаемых к ним миссионеров. Вдобавок они продолжали нападать и грабить земли франков и самих франков, живших в приграничных районах.
Поэтому, с молитвенной поддержкой духовенства и с согласия своих политичских сторонников Карл Великий предпринял военную операцию. Он вторгся на территорию саксов, сверг их идолов и взял заложников из местного населения, чтобы гарантировать безопасность миссионеров, сопровождавших его экспедицию. За начальным успехом последовало восстание саксов под руководством Видукинда. Потребовались повторные военные кампании для подавления восстания. Отказ от крещения и выказывание неуважения к христианству были признаны государственными преступлениями. В течение четверти века лишь при помощи самых суровых и настойчивых мер удавалось удерживать саксов в составе королевства франков и в христианстве. Наконец в 785 г. Видукивд сдался и был окрещен по своей воле. Военные действия прекратились в 797 г., после чего применение насильственных мер стало редким, между воюющими сторанами установились хорошие отношения и христианская евангелизация среди саксов продолжалась в атмосфере сравнительной свободы.
Мотивы Карла Великого по применению насильственного обращения в христианство были не только вызваны имперскими амбициями и необходимостью обороны. Будучи честолюбивым правителем, он хотел покорить и присоединить саксов. Однако он также был и набожным христианином и вне сомнения отчасти был движим искренней заботой об их духовном и непреходящем благосостоянии. Понимали они это или нет, но их необходимо было спасти и, с его точки зрения, обращение в веру могло быть подлинным даже под принуждением. Если они отказывались обращаться в христианство, то все равно были обречены, поэтому их смерть не была большой потерей. Хотя это и не является адекватным толкованием, как с богословской, так и с этической точки зрения, но оно отражает добрые намерения со стороны христианского короля-завоевателя. Более трудным и долгим было завоевание германцами и обращение в веру вендов — славянских народов, населявших территорию между Эльбой и Одером вдоль Балтийского побережья. В течение 930 — 1162 г.г. военные действия, подавление, и наконец переселение вендских народов и массовое заселение территории германскими иммигрантами привели к успеху в подчинении и христианизации региона. Взаимная ненависть германцев и \ вендов, развитая религия вендов, явная подчиненность церкви экспансионистским целям германского государства, увлеченность священнослужителей вопросами землевладения и десятины, а не евангелизацией объясняют серьезное сопротивление вендов христианскому благовестию. В конце концов немногие истинно обратились в веру. Остальные были или уничтожены или изгнаны со своих земель и замещены германцами-христианами.
В завоевании и обращении в веру саксов, проводившихся Карлом Великим, политический и миссионерский аспекты находились в определенном равновесии. Но в военных кампаниях германцев против венцов политический аспект играл гораздо большую роль, чем аспект евангелический. Другим примером христианизации через завоевание было обращение в веру померанских народов в ХП веке. В этом случае военный и политический факторы применялись ограниченно, а для процесса христианизации были свойственны методы убеждения, терпеливость и дипломатические приемы. Ключевой фигурой в этом процессе был епископ из Бамберга Отто, который в 60-летнем возрасте был призван с престижного поста польским герцогом Болеславом Ш для проведения в жизнь этой впечатляющей миссионерской задачи.
В результате ряда жестоких конфликтов Болеслав покорил район Западной Померании у впадения Одера в Балтийское море, а также часть территории к востоку. Когда померанцы сдались, их правитель, герцог Вартислав согласился на принятие его народом христианства, а также на подчинение Польше. В этот момент Болеслав обратился к помощи Отто, потерпев неудачу в поиске добровольцев из своих соотечественников. Метод Отто состоял в посещении стратегически важных городов Померании со значительной свитой из представителей духовенства, политиков и с небольшим воинским контингентом. Хотя он и представлял ненавидимого иностранного оккупанта, в выполнении задачи Отто помогло предыдущее обращение в веру некоторых представителей правящего класса Померании и ослабление веры в традиционных богов померанцев. Во время своих публичных выступлений Отто напоминал местным жителям, что их герцог согласился на обращение народа в веру и что он. Отто, прибыл только для того, чтобы способствовать их спасению, а не отобрать у них деньги. Он также говорил им, что если они не будут внимательно слушать и выполнять требования христианской Благой вести, то будут иметь дела