одними духовными усилиями человек может найти и ощутить Бога. Однако благодаря призывам к возрождению со стороны этих движений, преобразилось большое число христиан. Процесс христианизации был продвинут далее.
Евангелизация нехристиан часто сопровождалась политическими переменами. Народы, покоренные христианскими государствами, часто были вынуждены принимать крещение и участвовать в церковной жизни, в качестве платы за свое поражение. Иногда это достигалось, убеждением а иногда и подкупом. В других случаях христиане пользовались силой для достижения согласия и подчинения. Вполне понятно, что чем больше силы применялось, тем больше было сопротивления со стороны нехристиан. Распространен был и противоположный феномен. Язычники-победители обращались в христианство побежденными христианами. В этом случае действовали как окультуривание, так и евангелизация. Некоторые правители недавно обращенные в веру из язычества, вводили христианство среди своих все еще языческих подданных. Чтобы добиться этого, они пользовались благочестивым ободрением и примером, приглашали миссионеров, а также использовали угрозы и насилие.
Больше всего в деле благовествования сделали в Средние Века члены монашеских орденов. Самые первые из них, ирландцы (VI и VII века) в основном были аскетами-пилигримами. Тем не менее, встречавшиеся им язычники и номинально обращенные выказывали такой интерес, что монахи не могли не свидетельствовать. Английские миссионеры целенаправленно и активно занимались евангелизацией. Упадок активности и порядка в монашестве в IX — XII в.в. в основном связан с недостаточной евангелизационной деятельностью. В ХШ и последующих веках новая группа монахов — монахи странствующие — начала активно участвовать в евангелизационном служении, особенно среди мусульман. Хотя и без особых результатов. Распространение христианства в Северной Руси было в основном заслугой монахов, бежавших от религиозных запретов монгольских поработителей. Их монастыри стали центрами распространения христианства, посредством чего велось воспитание других беженцев-христиан и обращение в веру язычников.
В послании средневековых евангелистов Благая Весть о примирении с Господом и о новой Жизни, обретаемых только через Иисуса Христа в значительной степени затуманивалась и опасно смешивалась с концепцией спасения по делам. Однако многое сохранялось и передавалось из поколения в поколение, что позволило христианству не только выжить, но порой широко распространяться и даже процветать.
III. Восстановление и распространение Евангелия: эпоха Реформации (1500-1650)
Реформа является важной темой в церковной истории. Периодически христиане осознавали необходимость радикального улучшения деятельности церкви. Реакцией на это были разнообразные движения реформ. До XVI в. практически все они были вызваны необходимостью устранения нравственных, финансовых и административных нарушений. Однако, в начале XVI в. побудительный импульс реформаторства стал иным . В Северной Германии, а затем в Швейцарии появились реформаторы, критика которых была направлена прежде всего на проповедь церкви. Лютер, Цвингли, Кальвин и их приверженцы были убеждены, что самой угрожающей и опасной проблемой, с которой столкнулась церковь было искажение ее Евангелия. Они считали, что этот процесс искажения доктрины начался в древности. В XVI в. он стал настолько серьезным, что поставил под угрозу спасение тех, кто полагался на проповедь церкви.
По их мнению, ошибка церкви состояла в том, что от грешника требовали того, что может сделать лишь Бог, а именно искупить грех и оправдать виновного человека перед Ним.
Богословие и благочестие Средневековья были глубоко проникнуты оправданием делами. Хотя спасение и считалось прежде всего делом Божьим через послушание и жертву Христа, предполагалось что вклад грешника также должен быть существенным. В учении средневековых богословов о соотношении дел Божьих с делами человека существовало значительное разнообразие. Однако, существовал также и консенсус по основным моментам. Например, Бог помогает нам помочь себе. Он совершил самую трудную и мучительную часть процесса спасения, через дело искупления Христа. Однако, для того, чтобы воспользоваться благами дела Христа, грешник должен продвигаться к Богу. Он должен любить Бога и повиноваться Богу по мере своих сил.
Само это движение, в определенной степени, является делом Божьим. Коснувшись Своей благодатью (которую понимали прежде всего как преображающую силу) Бог дает грешнику возможность ответа. Если грешник делает все что может на основе имеющихся у него ресурсов, Бог снова вознаграждает Его благодатью, что дает ему возможность исполнять свое дело еще лучше. На этом процесс не останавливается — новое проявление благодати, дающей силы, следует за каждым удовлетворительным усилием — до тех пор пока грешник не станет лучше в достаточной степени, чтобы быть достойным благостного лицезрения Бога в вечной жизни. Грешник, который не отвечает на благодать Божию надлежащей любовью и послушанием не обеспечивает дополнительной благодати и не заслуживает этого благостного лицезрения.
В благочестии и практике простого народа на добрые дела обращалось больше внимания, чем в средневековой теологии. Руководства для исповеди и катехизисы этой эпохи были сосредоточены на греховности и предъявляли грешнику неумолимые требования искупления. Постоянное, глубокое испытание себя и частые беседы с исповедником были предназначены для осознания греха и создания неуверенности в спасении. Облегчение и освобождение следовало искать в поклонении, личных лишениях и даже в денежных взносах. Есть серьезные основания полагать, что недовольство этой угнетающей системой спасения по делам было широко распространено.
По мнению протестантских реформаторов, спасение по благодати Божией плюс заслуги человека o это ложное евангелие, даже если благодать является большим элементом, а человеческая заслуга сравнительно невелика. Ибо, независимо от количества, до тех пор, пока человеческий компонент считается существенным, собственное «Я» наряду со Спасителем является объектом веры. В той мере, в какой вера полагается на собственное «Я», она никогда не может обеспечить уверенность. Даже если вклад человека минимален, как можно быть уверенным, что он действительно заплатил или сделал достаточно? Если единственным эффективным щитом против гнева Божия является заслуга Его распятого и воскресшего Сына, как может выжить человек, если заменит даже небольшую часть этого щита собственными заслугами?
Опираясь в особенности на Св.Павла и Августина, протестантские реформаторы утверждали, что спасение полностью является Божьим делом благодати (понимаемой здесь как незаслуженная щедрость Бога), но ни в коем случае не делом грешника. В деянии невероятного смирения и жертвенности, вечный Сын Божий стал человеком и понес наказание за все грехи людей. Тем, что Он совершил и перенес, Иисус оправдал нас и объявил праведными перед Отцом, оправданно разгневанным из-за наших грехов. Это спасение, поскольку оно является полным и поскольку оно есть дар благодати, может быть принято лишь верой. То есть, осознав Божий дар спасения и нашу отчаянную нужду в нем, мы можем принять его и сделать своим через личное упование. Однако, даже это принятие не является нашим делом или достижением.
Святой Дух через Евангелие, и пробуждает, и поддерживает эту веру. Поскольку реформаторы обнаружили, что эта Благая Весть спасения по благодати только через веру во Христа ясно выражена в Писании, они были убеждены, что она правильна. Власти Римской церкви пытались подавить это восстановленное Евангелие. Традиционное учение и практика церкви во многом противоречили ему. Столкнувшись с необходимостью выбора, реформаторы отстаивали положение, что только Писание является источником и нормой Христианской вести.
Хотя протестантские реформаторы намеревались исправить и улучшить церковь преданными сыновьями которой они были, реальным последствием их вызова стал раскол. К концу XVI в., западное христианство, вместо объединения в одну большую организацию, во главе с епископом Римским, было расколото между Католицизмом и Протестантизмом, который пережил множество собственных делений. Более того, широко распространились соперничество и враждебность не только между протестантами и католиками, но и среди различных групп протестантов.
Здесь чрезвычайно важно осознать, что каждая из этих христианских групп, как католики, так и различные группы протестантов, были убеждены в собственной правильности и озабочены тем вредом, который наносили заблуждения в учениях других групп тем кто им верил. В результате, делались беспрецендентные по масштабам попытки обратить людей из одного вида христианства в другой. С этим было связано большинство евангелизационных усилий в Европе в этот период. Возможности для евангелизации нехристиан в Европе были ограничены просто потому, что немногие допускали, что такие существуют. Более того, освобожденные и воодушевленные своим недавно восстановленным Евангелием, многие протестанты страстно желали поделиться им с другими людьми, которые еще были в рабстве учения спасения по делам. Вскоре появился термин «евангелический», для обозначения протестантской позиции с ее ориентацией на Евангелие, по сравнению с вниманием к спасению по делам в католицизме.
В свою очередь, едва оправившись от травмы, вызванной противодействием протестантов, обновленные и активизировавшиеся католики предприняли агрессивные меры, чтобы вернуть людей и территории, которые они уступили протестантизму. В связи с широкой колониальной экспансией, некоторые каталитические страны начали наиболее массовую миссионерскую деятельность, которой когда-либо занимались христиане. Они не удовлетворялись одной конкуренцией с европейскими протестантами, но были полны решимости христианизировать множество людей, населявших огромные, недавно приобретенные американские территории, так же как и более ограниченные территории в Азии и Африке.
Происхождение и распространение протестантизма
В представленном здесь кратком обзоре протестантизма нет возможности охватить все важные аспекты каждого из основных движений. Учитывая направление этого исследования, мы сосредоточили внимание на процессах вовлечения людей в различные ветви протестантизма, и как затем в свою очередь побуждали других следовать за ними. Что же было такого в вести, вестниках, средствах распространения, политической и культурной среде, что дало возможность этим новым христианским движениям выжить, а впоследствии быстро и широко распространиться? Менее чем за 50 лет, протестантизм широко распространился и стал массовым в большей части Северной Европы, и кроме того, был широко представлен в центральной Европе. Как реформаторы привлекли стольких последователей? Как рос протестантизм?
Распространение лютеранства
Реформация началась с одного человека, находившегося в поисках душевного мира и твердости веры. Обеспокоенный смертью и Божьим судом, Мартин Лютер решил примириться с Богом. Верный своему католическому наследию, он обратился к монашеству, как самому верному пути стать угодным Богу и подготовиться к будущей жизни. Однако, даже самые суровые лишения и испытания монашеской жизни не принесли Лютеру уверенности. Он так и не смог ощутить уверенность, что его усилий было достаточно, чтобы искупить его грехи. Подобно этому, таинство покаяния также оставляло его в неуверенности и отчаянии. Как он мог знать, что помнил и сообщил все, что он сделал неправильно? Он также не мог обрести утешения в мистицизме. Этот подход требует, чтобы человек подчинился из чувства любви, бесконечной любви Божией. Проблема Лютера была в том, что он не мог любить Бога, который требует невозможного (совершенства), а затем наказывает человека, который не смог достичь его.
Внимательный и симпатизировавший Лютеру настоятель монастыря, Иоганн Штаупитц. рекомендовал ему стать студентом, а впоследствии преподавателем Писания в надежде, что это будет решением проблемы. Именно в связи с изучением Псалмов и, в особенности, писаний Павла, Лютер пришел к осознанию того, что нам не нужно стремиться к оправданию перед Богом через испытание трудностей в покаянии, мистике