Скачать:TXTPDF
Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник

и монашеской жизни. Бог оправдывает нас, прощая наши грехи ради Христа. Глубокое и стойкое чувство облегчения росло в Лютере, когда последствия этой Благой Вести стали очевидны. Освобожденный от страха гнева Божия и от необходимости самооправдания, Лютер страстно стремился к освобождению других людей.

Народная поддержка

Он начал свою деятельность там, где находился — в Виттенбергском Университете. Он был популярен среди студентов и уважаем коллегами. Во время преподавания, в дискуссиях с преподавателями и в личных беседах Лютер делился своими открытиями и убеждениями. В течение трех-четырех лет после восстановления им Евангелия, студенты, и преподаватели стали поддерживать его взгляды. По мере развития богословской доктрины, в основе которой была благодать и, на основе Писания, он критиковал католическое учение и обряды, компрометируя их, и через это обретал помощь и поддержку академического сообщества. Значение этого для распространения лютеранства очень важно. С 1520 по 1560 г. в этом небольшом учебном заведении обучалось около 16.000 студентов. Две трети из них не были жителями Северной Германии. Евангелическое богословие и дух, которые студенты впитали в Виттенберге распространялись по всей Европе и за ее пределы, когда эти студенты переходили в другие университеты, вступали в профессиональную жизнь, путешествовали или занимались миссионерской деятельностью. Более того, руководство проводившейся в лютеранских землях реформы церкви в значительной степени велось из этой цитадели евангелической учености.

На горожан Виттенберга Лютер оказывал влияние прежде всего через проповедование. В 1515 г. городской совет пригласил его заменить заболевшего пастора в городской церкви. Лютер оставался на этом посту всю оставшуюся жизнь, занимаясь вместе с тем библейскими исследованиями в университете. Он был искренним, колоритным, интересным проповедником, который обладал даром находить общий язык с простыми людьми. В этой двойной роли он был вынужден регулярно переводить глубокие и сложные богословские вопросы на повседневный язык и применять их для решений проблем своих прихожан. Восстановленное Евангелие и его применение в жизни было центральной объединяющей темой его проповеди. Работая приходским проповедником, Лютер распространял евангелическую веру за пределы университетской цитадели высокой учености на уровне простого человека.

Его влияние как проповедника распространялось далеко за пределы прихода. Для будущих пасторов, которые слушали его, он стал вдохновляющим примером. Кроме того, Лютер писал многочисленные проповеди, публиковавшиеся в помощь тем пасторам, которые были плохо подготовлены, чтобы готовить проповеди собственные. Это были хорошие проповеди на основе тщательного изучения библейского текста — с ясной евангельской ориентацией, отвечавшие на нужды отдельного человека и общества. Ими пользовались не только приходские проповедники, но также ученые и другие лидеры Реформации. Таким образом, влияние проповеднической деятельности Лютера невероятно возрастало.

Ключевыми фигурами в движении Реформации были католические священники, многие из которых вливались в ряды протестантов. Некоторые пережили глубинную трансформацию, ознакомившись с учением Лютера. Для других это было делом практических соображений. Как уже отмечалось, некоторые весьма слабо понимали евангелическую истину, и нуждались в большой помощи, чтобы сообщить ее людям. Однако, были и другие: способные, знающие и преданные. В европейских городах и деревнях они сообщали восстановленное Евангелие приходам, тем самым помогая лютеранству стать живым, растущим движением.

Печатные труды вызвали большой интерес к Лютеру и его учению и завоевали ему множество последователей. Хотя книгопечатание было изобретено в 1484 г. это был первый случай, когда им воспользовались в рамках массового движения. Едва ли можно преувеличить значение книгопечатания для распространения Реформации. Перевод и распространение «95 Тезисов» по всей Европе всего лишь за один месяц сделало из безвестного монаха из Виттенберга знаменитость. Литературная плодовитость Лютера поражает — монументальное Веймарское издание составляет 100 томов — и большая его часть быстро публиковалась и широко читалась. В своих произведениях он обращался ко всей читающей публике. Ученым и лидерам церкви он писал по-латыни, массам — по-немецки. Листовки с остроумными иллюстрациями, великолепный перевод всей Библии, катехизис и богословские трактаты выходили из-под его пера и печатались. На интересные и спорные произведения, подобные лютеровским, был большой спрос. Через печать Лютер оказывал глубокое и сильное воздействие на умы и сердца христиан. Мало кому удавалось использовать печать более эффективно. Его произведения не были единственными, защищавшими дело лютеранства. Филипп Меланхтон, а также многие другие авторы (включая некоторых, имена которых остались неизвестны) внесли вклад в своего рода мощный литературный вал, грозивший снести оппонентов.

Еще одной причиной быстрого роста известности и влияния Лютера был его стиль. Он не только обладал важной вестью и прекрасным умением сообщить ее, но также отстаивал свои убеждения с большой смелостью и драматизмом. Он осмелился бросить вызов высшим авторитетам в западной Европе: Папе и императору. Оба угрожали ему страшными наказаниями, чтобы заставить его сдаться. Осужденный как еретик, отлученный от церкви и осужденный императором, Лютер тем не менее отстаивал свои евангелические убеждения и продолжал критику разложения церкви.

Личный и профессиональный риск был крайне высок, и все же, совесть не позволяла ему сдаться или пойти на компромисс. Он публично сжег внушавшую страх папскую буллу, когда ее наконец привезли в Виттенберг 10 декабря 1520 г. Четыре месяца спустя он один стоял в Вормсе перед императором и высшими политическими деятелями Германии и твердо отказался отречься. Он привлекал и вызывал уважение людей любого положения в обществе. Для масс он стал чем-то вроде народного героя. Даже после трагедии Крестьянского Восстания 1525 г. многое простые люди думали, что он выражал их заботы и сражался на их стороне. Его стиль очень способствовал росту доверия к нему.

Лютеранство появилось как раз тогда, когда настало время для восстания Реформации. В течение более ста лет чувствительные и думающие люди понимали, что в церкви что-то коренным образом неправильно. Точная природа болезни была предметом спора, но большинство соглашались, что состояние тяжелое. Как мы увидим, политические события привели к созданию относительно безопасной среды, в которой лютеранство могло выжить и вырасти. Возрождение лингвистических навыков и приемов дало возможность Лютеру и другим изучать Писание и раннехристианских авторов на языках оригинала. На основании таких исследований они убедились, что восстановленное и распространяемое ими Евангелие -подлинное.

Социальные условия также были благоприятны. Рост более образованного и компетентного среднего класса привел к появлению восприимчивой аудитории. Угнетенное крестьянство, особенно в Германии, роптало и было готово объединиться вокруг почти любого лидера, который бы бросил вызов существовавшему положению. Университеты способствовали интеллектуальному брожению. В народных религиозных движениях, некоторые из которых подчеркивали мистический подход к Богу, а другие — осознание греха и нужду в спасении, было заметно как недовольство существующими условиями в церкви, так и готовность двигаться в новом направлении. Сцена была подготовлена для активных действий.

Политическая поддержка

Как могло лютеранство выжить и вырасти, если и Папа и император были против Лютера и намеревались раздавить его движение? Произведения Лютера подлежали сожжению. Каждый, кто поддерживал его, независимо от чина или класса также подвергался папскому осуждению и отлучению. Объявленного императором вне закона, Лютера следовало арестовать и передать властям, а при желании, предать смерти. Его последователи и сторонники подлежали такому же наказанию. Печатание, продажа, покупка, чтение или даже владение любым из произведений Лютера было достаточной причиной для жестокого наказания. Кто же осмеливался поддерживать Лютера и его дело, несмотря на угрозу наказания? Каким образом практически неизменно увеличивалась поддержка Лютера?

Среди тех, кто мог позволить себе поддерживать Лютера и лютеранство были могущественные немецкие князья. Германия в это время была частью Священной Римской Империи, о которой говорили, что она вовсе не была священной, не была действительно римской и лишь незначительно напоминала империю. Это была непрочная конфедерация сотен государств, большей частью автономных, а также десятков вольных городов. Император избирался на свой пост. Его положение было престижным, но давало мало реальной власти. Обладатель этого титула должен был рассчитывать на финансовые и военные ресурсы ( территории, доставшейся ему в наследство. Многие территории были малы и слабы. Однако некоторые были велики, довольно сильны и находились под управлением князей, которые были сколь могущественны, столь и завистливы по отношению друг к другу. Даже такой решительный и влиятельный император, как Карл V(1500-58), объявивший Лютера и лютеранство вне закона, должен был дважды подумать, прежде чем навязать свой эдикт несогласному князю.

Но Карл намеревался уничтожить Лютера и лютеранство любой ценой, и начал бы это делать, если бы не некоторые важные отвлекающие факторы. Войны с Францией, Папа и угроза турецкого нашествия отвлекли его от Германии на десятилетие и позволили немецким князьям относиться к этому движению так, как они считали нужным. Князь той земли, где находился Лютер, герцог Фридрих Саксонский, хотя внешне оставался католиком, считал своим долгом защитить Лютера как от Папы, так и от императора. В 1525 г. его сменил его брат Иоанн, убежденный лютеранин. К концу десятилетия в лагерь лютеран входили еще шесть князей. Одним из факторов были, без сомнения, политические соображения. Обеспечение и сохранение независимости от Папы и императора могло в некоторых случаях поднять статус честолюбивого князя. Более того, на всех этих территориях, лютеранство обретало сторонников в низах, и даже могущественные правители могли получить выгоду, поддерживая перемены. Лютеранство несло экономические выгоды, не последними из которых было освобождение от тяжелых финансовых обязательств перед Римом и возможность заполучить собственность церкви, особенно ту, которая принадлежала монашеским орденам.

Однако, что касается большинства князей, ставших лютеранами, кажется, что решающими были духовные и богословские факторы. На Рейхстаге в Аугсбурге в 1530 г. лютеранские князья представили императору вероисповедание, объявив во что они верят и чему учат в их церквях. Хотя это вероисповедание было написано теологом, Филиппом Меланхтоном, на основании нескольких более ранних доктринальных документов, князья выдали его за свой. Аугсбургское Вероисповедание , как называется этот документ, стало фундаментальным выражением лютеранского свидетельства. Имея своей центральной объединяющей темой оправдание верой, оно продолжает оказывать живое формирующее влияние во всем лютеранском мире и за его пределами.

Князья оказали две услуги, жизненно важные для выживания и распространения лютеранства. Первой была защита. Индивидуально, а позднее коллективно в Шмалькальденской Лиге они препятствовали императору и католическим князьям подавить движение силой. Второй было административное управление. Первоначально Лютер склонялся к концепции свободной церкви. Все верующие в определенной местности должны были собраться в общину для поклонения Господу и совместной деятельности. Вся власть должна была исходить от членов общины. Пасторы, призванные в общину должны были действовать во имя общины, а также во имя Иисуса. Стратегия и конкретные решения должны были определяться демократическим путем. Однако, вскоре Лютер убедился, что это непрактично и небезопасно. В качестве временной меры, он призвал князей взять на себя административное управление церквями на своих территориях. Они согласились и это

Скачать:TXTPDF

Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник Протестантизм читать, Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник Протестантизм читать бесплатно, Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник Протестантизм читать онлайн