положение стало постоянным.
Под руководством князей вся религиозная жизнь на этих территориях приспосабливалась к лютеранству. Группы проверяющих, уполномоченных князем, посещали приходы. Недостойных священнослужителей и тех, кто не соглашался с лютеранством, увольняли. Были приняты меры по очищению богослужения от ошибок римско-католической церкви, организации обучения и по материальному обеспечению церкви и пастора. Был принят принцип религиозной однородности. Хотя никого не принуждали становиться лютеранином, нельзя было , открыто придерживаться никакого другого типа христианства. Ожидалось, что иноверцы должны покинуть страну. Граница между энергичным побуждением и принуждением/манипуляцией достаточно размыта, и конечно же элементы принуждения имели место в этих территориальных лютеранских церквях. Однако, это принуждение резко отличалось от преобладавшего в Средние Века насильственного навязывания религии со стороны правителей.
Лютеранство было принято в вольных городах империи, а также в северных землях. В эпоху Реформации было 65 таких муниципальных округов. Более чем в половине из них, лютеранство было легализовано и в большинстве случаев стало религией большинства. Поскольку эти города в значительной степени обладали самоопределением, лютеранство могло достичь такого статуса, только на волне народной поддержки. В большинстве городов это происходило аналогичным образом. Первоначальный импульс исходил от проповедников и образованных мирян, которые будучи сами захвачены новым религиозным движением, желали поделиться вестью с другими. От них лютеранство распространилось. в средние и низшие классы общества. В большинстве, аристократия, судьи и члены советов сопротивлялись. Только когда народная поддержка лютеранства стала обширной, правительственные учреждения узаконили его, и то не сразу. Самый ранний и значительный рост лютеранства происходил в городах, где оно приняло форму быстро распространявшегося народного движения.
Лютеранство было перенесено в скандинавские страны как через студентов, учившихся в Виттенберге, так и через немецких лютеран, проживавших в больших скандинавских центрах коммерции. Однако, только благодаря королевским указам, связанным прежде всего с политическими и экономическими выгодами, церкви этих северных стран официально стали лютеранскими. В восточной Европе, где не было королевской поддержки, результаты были ограниченными и, во многих случаях, недолговременными. Студенты и купцы-лютеране пытались способствовать распространению лютеранства и там, но конкуренция с другими протестантскими группами и особенно контрреформация оживавшего католицизма сократили влияние лютеранства до минимума.
Распространение реформатского протестантизма
Вскоре после того, как в Германии разразилась лютеранская Реформация, подобные ей движения начались в других местах. Самые важные из них зародились в Швейцарии. Одно, под руководством Ульриха Цвингли в немецкоязычном кантоне Цюрих на северо-востоке появилось всего на год-два позже, чем лютеранство. Другое, под руководством Жана Кальвина во франкоязычном городе Женеве появилось в середине 1530-х годов, поколение спустя после начала реформы Цвингли. Впоследствии эти два швейцарских движения объединились, хотя не утратили некоторые из своих отчетливых характеристик. Впоследствии, к этой группе швейцарских протестантов и их духовных потомков был применен термин «реформаты» для того, чтобы отличать их от лютеран.
В богословском отношении реформаты имели много общего с лютеранами. Они считали Библию высшим богословским и этическим авторитетом. Они неуклонно придерживались оправдания только по благодати Божией через веру во Иисуса Христа и отвергали все, что казалось противоречило этому. Они были преданы очищению учения и богослужения церкви согласно евангельским нормам.
Однако, между реформатской группой и лютеранами были существенные различия, оказавшиеся непримиримыми. Центральные объединяющие темы их богословских доктрин были различны. Для Цвингли авторитет Библии был превыше всего. Для Кальвина выше всего было всемогущество Бога. Лютер же построил свою богословскую доктрину на оправдании верой. Хотя каждый признавал истинными основные положения доктрин другого, они не соглашались в том, какая доктрина была основной и направляющей темой богословия. У них были серьезные разногласия по доктрине Вечери Господней. Лютеране настаивали на реальном присутствии тела и крови Христовой. Реформаты учили или о символическом или о духовном присутствии.
Их подход к традиционным обрядам также был различным. Лютеране считали, что католические обычаи, не запрещенные Писанием и полезные как эффективные средства Евангелия, можно сохранить. Сюда относились статуи, витражи, музыкальные инструменты и сочинения, облачения, литургию, руководства для исповеди и т.п. Реформаты, с другой стороны, были убеждены, что можно использовать лишь то, что конкретно заповедано или разрешено в Писании, тем самым отрицая все вышеуказанное.
Подъем и распространение реформатского протестантизма в Швейцарии шел рука об руку с движениями за политическое освобождение. Города и кантоны Швейцарии уже приобрели обширную автономию от своих князей, епископов и императора задолго до эпохи Реформации. Когда началась Реформация, представился случай утвердиться и добиться большей независимости. В каждом населенном пункте были советы, избиравшиеся гражданами. Хотя формально эти советы были под властью высших политических и церковных властей, они брали на себя право оценивать и осуществлять изменения в доктрине и практике церкви, которые предлагали реформаторы. В последствии, в ходе Реформации, советы выполняли функции князей и епископов, объявив свою независимость от тех и от других и, при необходимости, успешно отстаивали эту независимость с помощью военной силы.
В Швейцарию попадало многое из того, что способствовало реформе. Произведения Лютера прибывали из Германии. Приезжали и его последователи. Были также хорошо представлены интеллектуальные движения, получившие название гуманистических. Зародившись в Италии и обретя несколько иную форму в северных регионах, гуманизм подчеркивал необходимость возвращения к первоначальным источникам культуры. Для того, чтобы открыть и ощутить лучшие культурные достижения человечества, нужно вернуться к литературе и искусству классической античности, предпочтительно через языки оригинала, греческий и латынь. Для того чтобы понять и воспринять христианство в его первоначальной чистоте (и тем самым осознать, насколько далеко отклонились от оригинала его нынешние формы), нужно вернуться к литературе раннего христианства, к Новому Завету и писаниям ранних отцов церкви, опять же предпочтительно на языка оригинала — греческом и латыни. Южные гуманисты имели, в основном, мирские интересы и сосредотачивали свое внимание на языческой классике. На севере было много гуманистов-христиан. Они надеялись способствовать реформе церкви, открывая сокровища христианской древности и делясь ими. В Нидерландах, Германии, Англии и Франции, христианские гуманисты подготовили путь для Реформации и сначала поддерживали ее.
Реформация в Швейцарии начиналась с проповеди. На основании понимания, обретенного из Писания с помощью навыков и инструментов, предоставленных христианскими гуманистами, проповедники призывали народ отвергнуть искаженную доктрину и обычаи официальной церкви и найти прощение, мир и свободу в Евангелии. Некоторые, как Цвингли и Кальвин, были официально назначенными проповедниками. Другие были независимыми странствующими агитаторами за реформу. Кроме того, были приходские священники, которые, обратившись в протестантизм, рассказывали об изменении веры с прихожанам. Миряне также провозглашали восстановленное Евангелие на собраниях и в личной беседе.
Весть Реформации изменила верования, церковные институты и обычаи и повлияли на личное благочестие. Правила о посте игнорировались. Монастыри опустели. Статуи опрокидывались, а витражи разбивались. Священники вступали в брак. Исповедь отменялась.
Когда церковные власти попытались сдержать перемены, городские советы выступили в качестве арбитров. Для решения проблем проводились публичные диспуты. Преобладали сторонники реформ. Советы объявили протестантизм официальным и. сделав это, отвергли авторитет своих епископов. Процесс реформы происходил постепенно. В некоторых регионах, остаточные явления католицизма, особенно месса, не устранялись в течение нескольких лет. Что касается Женевы, переход к протестантизму осуществлялся одновременно с политической революцией против герцога Савойского.
Именно в Женеве под руководством Кальвина происходило наиболее значительное развитие реформатского протестантизма. Кальвин возглавил реорганизацию церкви и общества соответствии с идеалам протестантов. Его монументальный труд «Институты христианской религии», корректировавшийся и дополнявшийся в течение более 20 лет. представил реформатскую богословскую доктрину ясно, последовательно и убедительно. На основании этого замечательного произведения сотни реформатских пасторов были настолько хорошо подготовлены, что они могли распространять кальвинизм даже в очень враждебных к нему регионах.
Другим фактором, способствовавшим распространению кальвинизма было то, что Женев стала образцовым городом. Под руководством Кальвина, вся жизнь была устроена в соответствии с протестантскими духовными и моральными стандартами. Это было место, где суровое протестантское христианство не только проповедовали, но жили согласно ему, по крайней мере в том, что касается внешних проявлений. Протестанты со всей Европы приезжал! в Женеву, порой как беженцы, чтобы проникнуться идеалом, и многие увозили его из Женевы i надежде распространить в других местах.
Реформатский протестантизм широко распространился. Он стал религией большинства в Голландии, Шотландии и некоторых частях северной Германии, и значительного меньшинства i части северной и восточной центральной Европы. Как в Голландии, так и в Шотландии он вырос и стал преобладающим в связи с революциями против иностранных католических режимов. Во Франции он начался как подпольное религиозное движение, но вскоре соединился с политическими и военными движениями, бросившими вызов королевской власти. В течение описываемого в этой главе периода, реформатский протестантизм твердо укоренился не только в Европе, но так же в колониях Новой Англии в Северной Америке, и даже на Дальнем Востоке. С убежденностью, усердием и силой, энергичные представители реформатского протестантизма распространяли свою веру.
Протестантизм в Англии
В определенном смысле, английская Реформация началась в 1530-х годах, когда духовенство и парламент под принуждением короля Генриха 8 (1509-47) отвергли папскую юрисдикцию и объявили короля главой церкви в этой стране. Причиной этого был отказ Папы Клемента 8 аннулировать брак Генриха с Екатериной Арагонской, которая не могла дать ему наследника мужского пола. Генрих решил по политическим, а также эмоциональным причинам жениться на своей фаворитке, Анне Болейн, которая, как он надеялся, родит сына, наследника английского престола. После разрыва. Генрих тайно женился на Анне, а церковный суд некоторое время спустя, объявил его брак с Екатериной недействительным.
Если не считать проблему папской юрисдикции, английская церковь все-таки не стала протестантской до смерти Генриха, ибо он был искренне предан традиционной католической теологии и обычаям и не потерпел бы отхода от католицизма. Однажды, по политическим причинам, он сделал некоторые доктринальные .уступки лютеранам, но несколько лет спустя вновь безапелляционно подтвердил свою католическую ортодоксальность. Кроме отрицания папства, важнейшим существенным изменением в направлении протестантизма, была разрешенная Генрихом продажа Библии в английском переводе, а также наличие копий Библии во всех церквях, для того чтобы сделать ее доступной публике. В долгосрочном плане, это во многом облегчило распространение протестантских идей.
Еще до того, как король и правительстве порвали административные связи с Римом, небольшая группа ученых в Кембриджском Университете начала подвергать сомнению и даже разрывать богословские связи. Эта группа под руководством Роберта Барнса, который некоторое время учился с Мартином Лютером, регулярно собиралась в таверне «Белая Лошадь» в 1520 году для обсуждения лютеранского учения. Некоторые из ее участников позже сыграли ведущую роль в утверждении протестантизма в Англии. В Оксфордском Университете лютеранские книги продавались в начале 1520 г., но нет свидетельств о существовании другого лютеранского кружка, сравнимого с собраниями в «Белой Лошади» в Кембридже.
Другим центром лютеранского влияния было сообщество деловых людей в Лондоне. Здесь, также около