Скачать:TXTPDF
Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник

христианское движение.

В некоторых случаях именно связь с иудаизмом создавала проблемы для христиан. С самого начала христианство было движением внутри иудаизма и первоначально развивалось за пределами Палестины в синагогах иудейской диаспоры. Даже первых обращенных неиудеев, в первую очередь привлекал Бог и вера иудеев и они были формально или неформально связаны с иудейской религиозной общиной. В представлении жителей римского мира ранние христиане были иудейской сектой.

В этом были определенные преимущества. В качестве древней религии, официальной религии народа, являвшегося частью империи, иудаизм имел легальный статус. То есть верующим этой религии разрешалось исповедывать ее не только на родине, но и по всей империи, при условии, чтобы их обряды не оскорбляли римлян или римских богов. Им даже разрешалось обращать других в свою веру. Однако не разрешалось обращать римских граждан. Это было нетрудно, так как лишь небольшое число подданных Рима имели гражданство вплоть до самого конца II-го века н.э., а закон, препятствовавший обращению в веру граждан, активно не применялся. До 60х годов первого столетия, пока не наступил окончательный разрыв с иудаизмом, христианство пользовалось теми же благами, что и религия, из которой оно выросло. Это означало освобождение от обязанности поклоняться традиционным римским богам и даже императору. Демонстрируя удивительную терпимость, римляне уважали аргументы иудеев, отказывавшихся выполнять эту обязанность и позволяли им молиться за императора и его государство своему Богу и по своей религиозной традиции.

Однако, было немало случаев, когда связь с иудеями являлась основной причиной гонений на христиан. После Маккавейской революции (167-142 до н.э.) в восточном Средиземноморье усилился антисемитизм. Этот конфликт, религиозный, так же, как и политический, усилил враждебное отношение к иудеям и выделил их как меньшинство, состоящее из фанатиков, чья упрямая преданность идее независимости представляла угрозу общему благосостоянию. Постоянные восстания иудеев после того, как владычество Рима стало доминирующим, ) способствовали распространению антисемитизма на западе и привели не только к подавлению мятежей, но и гонениям на иудеев. Рассматривавшиеся, как члены иудаистской секты христиане, иногда оказывались жертвами этих гонений. Сталкиваясь со взрывами насильственного антисемитизма, иудеи порой, в свою очередь, переносили часть ответной враждебности на презираемых христиан, которых неиудеи отчасти считали сторонниками иудаизма. В этом, похоже, была причина гонений при Нероне, Домициане и Севере, а также, в Лионе и Вене. То, что началось, как еврейские погромы, закончилось, как гонения на христиан.

Связь с Иудаизмом была не единственной причиной гонений со стороны Рима. Хотя нет полных доказательств, но кажется ясным, что Рим отвергал христианство, видя в нем угрозу государству. Римляне были твердо убеждены, wo потрясающие рост и успех империи явились результатом преданности римлян своим традиционным богам. Широко распространенной была и убежденность в обратном: отказ от римских богов или оскорбление этих богов приведут к падению и поражению государства. Боги требовали не любви, доверия или нравственной убежденности, но внешних проявлений уважения и поклонения. К концу первого века к поклонению традиционным богам добавился культ поклонения императору. Император рассматривался, как воплощение всего, что сделало Рим великим. Не как сопернику богов, но как их наместнику, ему, его гению и его образу необходимо было поклоняться. Для среднего подданного это было больше похоже на патриотизм, чем на религию. Сначала это рекомендовалось, а потом стало требоваться.

Христиане не могли с чистой совестью поклоняться римским богам или императору. Рост христианства означал, что все большее количество населения более не признавало и не поклонялось этим богам. В итоге боги должны были отомстить. На взгляд римлян это проявилось в растущей угрозе безопасности Рима со стороны других государств, а также, в серьезных социальных, экономических и политических проблемах, появлявшихся в империи. По мере развития христианства, ситуация в стране ухудшалась и крах империи казался неминуемым. Критики обвиняли христианство в возникновении этих проблем. Не только сами христиане не исповедовали религию римлян, но и побуждали других делать это. Более того, они осуждали богов римлян и говорили, что те не существуют или существуют как демоны. Они также утверждали, что только их Бог есть истинный Бог. Римлянам казалась зловещей создававшаяся по всей империи сеть христианских общин, большой и мощный институт, чьи цели считались подрывными.

Не имея легального статуса из-за разрыва с иудаизмом и считаясь неверующими, что представляло угрозу Римскому государству, христиане подвергались риску ареста и гонения со стороны правительства. Подобное могло случиться с христианами, где угодно, в любое время. Однако, в течение двух веков развития христианства правительство лишь время от времени и локально предпринимало подобные действия.

Большинство гонений в ранний период развития христианства инициировалось не правительством, а враждебной толпой. Антихристианские настроения среди населения подогревались не только упомянутыми факторами, но и ложными подозрениями об ужасном поведении христиан.

Непонимание вечери Господней привело к обвинениям в каннибализме. Тайно проводившиеся по ночам христианские собрания, в которых принимали участие представители того и другого пола, привели к обвинению в сексуальной аморальности. Христиане, в свою очередь, осуждали жесткость и аморальность многих публичных выступлений в государстве. Другие же люди были готовы обвинить их в еще более отрицательных поступках.

В различных частях империи антипатия к христианам периодически выражаясь в насильственных действиях толпы и в обвинениях христиан перед властями. До 250 г.н.э. власти по своей инициативе редко преследовали христиан, но если о них сообщали их враги или, если христиане отказывались отречься от своей веры, то их наказывали, обычно смертной казнью.

Интенсивные и экстенсивные гонения проводились в течение двух десятилетий. Выпускались императорские эдикты, имевшие силу по всей империи, целью которых было уничтожение или, по крайней мере, эффективное подавление христианства. Первый из них (250-259) был выпущен императором Децием, а его последователи с определенными интервалами продолжали выпускать аналогичные указы. Проводились аресты христианских лидеров, конфисковалось имущество церкви. От всех свободных жителей империи, включая женщин и детей, требовалось принесение жертв римским богам, участие в возлияниях в их честь, так же, как и поедание жертвенного мяса. Отказывавшиеся приговаривались к смертной казни.

Целью декретов было не только выявление и преследование христиан, но и объединение всех подданных в поклонении римским богам. Это было частью обширной программы императора по объединению своего народа в борьбе с внутренними и внешними врагами государства. Воздействие на христианство было разрушительным. Отступничество от веры было многочисленным. Однако достаточное количество христиан сохранило веру даже под угрозой пыток и смерти. Это спасло христианское движение и даже привлекло новых членов.

Была 44-летняя передышка с окончания 1 правления императора Деция до начала последних великих гонений, которые начал император Диоклетиан и которые с перерывами продолжались его последователями (303-311). Цель состояла в восстановлении величия и славы римлян перед своими богами. Чтобы добиться этого, император начал изгонять христиан из вооруженных сил и правительственных органов. Дальше последовало сжигание христианских церквей и священных книг, арест христианских лидеров, которых были вынуждены приносить жертвы римским богам, или подвергаться тюремному заключению. Первоначально смертная казнь не применялась. В конце, при последователях Диоклетиана, все граждане должны были приносить жертву или подвергаться пыткам, смертной казни или пожизненному заключению и принудительному труду на рудниках.

И снова, перед угрозой преследований, многие христиане отошли от веры. Однако, в это время было больше примеров храбрости и стойкости, чем во время гонений при императоре Деции. Тысячи умерли страшной смертью, но не отказались от Господа, а другие продолжали признавать Христа, несмотря на ужасные пытки. В нескольких случаях, группы христиан оказывали вооруженное сопротивление. Хотя страх наказания, вне сомнения отпугивал многих потенциальных новообращенных, на других же стойкость христианских мучеников и святых произвела такое сильное впечатление, что они и сами приняли веру. Так что, многим новым обращениям в веру способствовали гонения, чьей целью было уничтожить христианство. Гонения закончились в 311 году, когда страдавший от болезни император Галерий выпустил эдикт, даровавший амнистию христианам; за это христиан просили молиться о его выздоровлении. После обращения в веру императора Константина в 312 г. христианству был дарован легальный статус и с этого момента в течение 4-го века оно развивалось и заняло доминирующее положение.

Богословские противоречия

Совершенно иным препятствием на пути раннехристианского евангелизма оказался ряд противоречий, которые взволновали и раскололи церковь в это время. Подробное обсуждение этих противоречий лежит за пределами данного исследования. Здесь я хочу показать, в чем они стали сдерживающим фактором для некоторых людей, которые в ином случае могли бы ) откликнуться на христианскую благую весть. По словам Иисуса, единство среди Его последователей передаст Его самого и Его веру миру (Иоанн 17:21). Споры и расколы среди христиан естественно приводят к обратному результату. Например Порфирий, живший в конце третьего века, утверждал, что спор между Петром и Павлом доказал, что их весть не была послана с небес. Анонимный автор, живший в середине П-го века, осуждал собратьев-христиан за их недружелюбные споры и отмечал отрицательный эффект, который они оказывали на тех, кого к христианству притягивала прекрасная весть любви.

Цельс выражает неудовольствие несогласиями и последующими распрями среди христиан.

Длинен перечень основных христианских богословских противоречий, существовавших в течение первых пяти веков. Среди групп, считавшихся опасно ложными были: иудействующие, докетисты, гностики, маркионисты, монтанисты, монархиане, новатиане, донатисты, ариане, несториане, монофизиты. Среди спорных вопросов были: необходимость соблюдения иудейских традиций, человеческая природа Христа, божественная природа Христа, продолжающееся откровение, взаимоотношения Бога с материальной вселенной, связь божественного с человеческим в личности Христа, исправление серьезного греха и законность таинств, выполняемых незаслуживающими того священнослужителями. Вдобавок, имели место серьезные споры по поводу даты Пасхи, в результате которых римский епископ отлучил нескольких восточных епископов. Все эти споры без исключения, велись со значительной долей мстительности и ожесточения. Были заметны маневры как церкви, так и императорского двора. Часто проявляли свои безобразные лики высокомерие и личные амбиции. Во всем этом, критики и противники христианства находили достаточно материала для своих выступлений.

Даже тех, кто считал другие аспекты христианства привлекательными, временами отталкивали споры христиан.

Невозможно полностью оценить негативное воздействие этих противоречий. Скорей всего, оно было значительным. Это не только дискредитировало церковь в глазах мира, но приводило к болезненным и ослабляющим единство расколам.

Однако, наблюдались и очень положительные результаты. Угроза раскола и ереси вынудила христиан заново обдумать свою веру и активно изучать Писание в поисках ответов на противоречивые вопросы. В результате, они смогли с большими, чем раньше, ясностью, последовательностью и точностью понять и возвещать христианскую весть. Церковь вышла из этого периода обновленной и уверенной в правильности своего учения, что является важным аспектом евангелического духа.

Расширительный характер раннего евангелизма

Христианство не является единственной евангелической религией. Как говорилось выше, иудаизм первого века был удивительно ревностным в проведении евангелизации. Иисус отмечал книжников и фарисеев, за то что обходят море

Скачать:TXTPDF

Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник Протестантизм читать, Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник Протестантизм читать бесплатно, Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник Протестантизм читать онлайн