Скачать:TXTPDF
Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник

в основном получал из этого источника и от гонораров, а не из пожертвований, собранных в связи с его евангелизационной деятельностью.

В течение 1860-х годов, Моуди быстро рос как проповедник-евангелист. Благодаря активной деятельности в своей церкви и в Ассоциации Молодых Христиан (УМСА), а также внимательному изучению деятельности других проповедников, он выработал свой уникальный и эффективный стиль. Правильность употребляемых слов и общая организация оставляли желать лучшего. Презентация была грубоватой. Однако искренность, теплота, ясность, колоритность и конкретность более чем компенсировали эти недостатки. На содержание его проповедей ( оказали значительное влияние выступления английского проповедника-мирянина Генри Мурхауза, который в 1867 г. в качестве гостя проповедывал в церкви Моуди на основе Ин.3:16. Это привело к тому, что акцент в проповедях Моуди сменился с закона Божия и суда на адресованную людям спасительную любовь Его. Она стала постоянной темой Моуди до конца жизни. Еще одним привлекательным аспектом его проповедей была их сравнительная краткость. В то время, как проповеди большинства других проповедников продолжались в течение часа и более, исполненные силой выступления Моуди длились двадцать, тридцать, самое большее сорок пять минут.

Два дополнительных фактора способствовали достижению Моуди замечательных упехов в его евангелической деятельности. Одним было его объединение в 1870 г. с Айрой Д. Сэнки (1840-1908), музыкантом исключительного природного дарования, который, под аккомпанимент гармони, глубоко трогал слушателей своими песнями, и руководил их вдохновенным групповым пением. Песни, многие собственного сочинения, были простыми, личностными и очень напевными. Они несли сердцу весть о христианской надежде и утешении. Они вызывали вдохновение и выражали радость. Без участия Сэнки выступления Моуди потеряли бы многое.

Вторым фактором было «второе обращение» Моуди, пережитое им зимой 1871 г. После периода эмоциональной и духовной угнетенности и внутренних конфликтов, он испытал потрясающее ощущение присутствия и силы Духа. Его гордость была сломлена, а его решимость служить Господу, когда и куда бы Он ни вел, укрепилась. Охваченный чувством Божией любви, он заплакал от радости и без колебаний отдал себя проповеди Христа. Таким образом, он был внутренне подготовлен коснуться Благой Вестью сердец миллионов людей.

Именно на Британских островах с 1872 по 1875 г., Моуди стал сенсацией евангелизации. Хотя первоначальные спонсоры этого турне возрождения умерли до приезда его и Сэнки, Моуди смог найти новую поддержку, благодаря связям в Христианской Ассоциации Молодых Мужчин. После неудачного начала в Йорке, они перебрались в Шотландию, где, после того, как в журнале Р.С. Моргана «Христианин», был напечатан ряд статей в их поддержку, они стали пользоваться большой популярностью, и отклики на их выступления были восторженными. Помимо больших собраний, евангелисты часто встречались с группами в отдаленных районах. Методы рекламы и оповещения улучшились, и поддержка священнослужителей увеличивалась.Они работали без устали, и за пять месяцев стали в Шотландии знаменитостями, хотя священнослужители традиционного толка их очень критиковали. Они переехали в Ирландию, и даже в областях с преобладанием католиков, их приняли удивительно хорошо. Затем они вернулись в Англию.

На этой стадии поездки, Моуди разработал некоторые основные методы проведения своей кампании. Для руководства в каждом районе привлекали известных евангелических лидеров. Когда здание достаточных размеров отсутствовало, воздвигался большой шатер. Много внимания уделялось акустике, а помещение для беседы с пастором обставлялось так, чтобы создать впечатление близости. При подготовке кампании создавались молитвенные группы, собирались пожертвования по домам и широко распространялись проспекты. Прежде всего, использовались поддержка местных церквей и служителей — широкая межконфессиональная поддержка. Финансирование обеспечивалось из местных источников местными лидерами. Пресса внимательно следила за этим, и широко сообщала об этом, порождая любопытство и ожидание.

В больших городах Англии, где они проводили долгие служения возрождеия, группа евангелистов привлекала огромные толпы людей. По оценкам, общее число участвовавших в служениях во время их поездки по Великобритании равнялось трем миллионам. Однако, к разочарованию Моуди его помощников, большинство участников были уже посещавшими церковь христианами, а не невоцерковленными, и людьми, среднего и высшего классов, а не из числа городских бедняков, которых они особенно стремились евангелизировать. Тем не менее, случаи обращения и возвращения в веру были многочисленны. Евангелизационная миссия церкви стала заметной. Множество людей ощутили восхитительное богослужение возрождения, которое, по крайней мере в несколько измененной форме, повторилось во многих евангелических церквях.

С точки зрения американских городских движений возрождения, самым важным аспектом британского турне Моуди является то, что оно укрепило его репутацию евангелиста и создало устойчивый и широко распространившийся интерес к подобным кампаниям в США. После возвращения в Соединенные Штаты в сентябре 1875 г. и краткого периода восстановления сил в своем родном городе Нортфилд, Массачуссетс, Моуди начал ряд кампаний в больших городах северо-востока. Здесь он начал применять и оттачивать методы, разработанные им в Британии. Его основные принципы были следующими: (Ц объединенная поддержка от евангелических церквей; (2) подходящие помещения; (3) никакбй конкурирующей деятельности церквей во время его запланированных собраний; и (4) соответствующее финансирование. За подготовку отвечали местные лидеры. Каждодневные задачи выполняли представители Ассоциации Молодых Христиан.

В ходе поездки Моуди и Сэнки посетили Бруклин, Филадельфию, Нью-Йорк, Чикаго и Бостон. В каждом городе они проводили два-три месяца и закончили поезжу лишь в конце 1878 г. Находясь на вершине популярности, они достигли успеха в привлечении большого числа людей. Однако, как и в Британии, участники встреч в основном уже были христианами, принадлежавшими к среднему и высшему классам. Влияние этих кампаний трудно оценить. Хотя Моуди не оказывал психологического давления для обращения, по образцу многих евангелистов, тем не менее многие тысячи людей обратились в веру. Новая жизнь и энергия вливалась в некоторые из сотрудничавших церквей; однако они скоро угасли, кроме тех, где проводилось сильное пасторское служение. Организационные приемы кампаний были изменены с целью получения большей эффективности и влияния, но был ограниченным успехом. В последующие десятилетия он проводил евангелизационные служения возрождения в городах по всей стране, но ни одна из них не достигла размаха его первого большого городского турне в конце 1870-х годов.

Проповедь Моуди была простой и не противоречивой. Хотя он не был богословски изощрен, он глубоко знал Библию и передавал Благую весть с большой силой. Как по существу у всех евангелистов, его ориентация была арминианской или синергической, обращение понималось как суммарное усилие божественной благодати и человеческой воли. Его подход к социальной ответственности христианина был упрощенным: необходимо обратить отдельных людей, и они автоматически смогут заботиться о собственных материальных нуждах и пожелают также помогать другим.

Возможно, его привлекательность для масс отчасти была в том, что он выразил простую веру и ценности, напоминавшие о крестьянских корнях. Щедрая поддержка бизнесменов возможно, отчасти, была связана с надеждой, что обращенные рабочие будут более производительны, и что религиозное возрождение подавит социальное беспокойство и беспорядок. Однако, истинная забота о духовном благополучии других людей, явно преобладала. В своей основе привлекательность служений возрождения в городах была привлекательностью волнующего, вдохновляющего массового собрания, в котором сочетались и приятное времяпрепровождение и духовный подъем, отдых и духовная привлекательность.

В конце 1870-х годов, Моуди начал обращаться к другим средствам, которые, как он надеялся, могли значительно помочь делу городской евангелизации. Постоянно ощущалась нехватка преданных и квалифицированных для проведения городской евангелизации работников. В связи с этим, он решил создать учебные заведения для подготовки таких работников. В Нортфилде он основал раздельные школы для юношей и девушек. Хотя они обладали хорошим уровнем обучения, но тем не менее не подготовили работников, усердных в проведении городской евангелизации. Около десятилетия спустя, в 1879 г. он основал то, что впоследствии стало известно как Библейский институт Моуди в Чикаго. После трудностей начального периода этот институт стал большим процветающим учреждением, подготовившим тысячи усердных работников. Значительное число, в результате специализированного образования, пошли служить городскими евангелистами.17

Другие последовали за Моуди в городской евангелизации, но все больше уделяли внимание чувствам. Последним из значительных фигур этого периода был Билли (Уильям Ашлевд) Санди (1863-1935), бывший бейсболист, разнузданное фиглярство и колкий язык которого превратили возрождение в своего рода грубое религиозное варьете. Методами усиленного давления он обрел тысячи «обращенных» и стал мастером по извлечению больших сумм денег из слушателей и спонсоров. Его карьера достигла апогея в 1917 г., а затем резко пошла на спад, поскольку война и «ревущие двадцатые» переключили внимание масс на более сенсационные предметы.

Эти тщательно организованные, хорошо финансированные, широко разрекламированные городские возрождения с участием известных и колоритных евангелистов были смелыми и искренними попытками протестантов христианизировать растущее как на дрожжах население городской Америки. Их успех был ограниченным. Хотя, в результате этих служений возрождения можно отметить сравнительно небольшое число обращенных из числа неверующих, однако эти служения действительно породили интерес и преданность в существующих христианах. Кроме того, они привлекли к участию и руководству многих мирян. Они показали и повысили осведомленность о евангелизации и привлекли внимание к важности упования на Христа и свидетельства о Нем. Они сделали христианство общедоступным, хотя и не всегда показывали его в благоприятном свете. То были массовые проявления христианских убеждений и солидарности. Однако, сами евангелисты иногда выражали разочарование скудным притоком обращенных.»

Всемирные миссии

Возрождения XIX в. сопровождались большим новым всплеском миссионерской деятельности. Стремление нести Евангелие по всему миру усиливалось, особенно среди англоязычных протестантов. Этому стремлению не оказывали противодействия. За этот период (1789-1814), христианство распространилось и приобрело больше приверженцев среди нехристианских народов, чем за любой предшествующий период. Беспрецедентное количество денег и человеческих ресурсов было выделено для миссионерской деятельности, беспрецедентное число людей обратилось в веру.

Размах этих предприятий, а также ограниченный объем данного исследования делают невозможным описать прогресс даже в важнейших регионах миссионерской деятельности. Вместо этого мы ограничимся обсуждением нескольких основных направлений развития, цели, стратегия и методология, которые имели очень большое значение.

Хотя служения пробуждения способствовали развитию всемирной миссионерской деятельности, возможности деятельности этих миссий выросли благодаря сильно возросшей колониальной экспансии западноевропейских стран, самой агрессивной и преуспевающей среди которых была Великобритания. (Однако, были также примечательные случаи, когда миссионерские открытия и экспансия предшествовали колониальной экспансии, например, работа Давида Ливингстона (1813-73) в Африке). Именно в этом столетии, Великобритания, на основе своего промышленного превосходства и с помощью хорошо развитой транспортной системы: пароходов и железных дорог — создала империю, над которой никогда не заходило солнце. Ранее довольствуясь торговлей в Индии, Южной Азии и Африке, Британия теперь была полна решимости править в этих регионах. Наряду с другими западноевропейскими странами, она захватила огромные территории на Африканском континенте. Великие страны Востока — Китай и Япония — были вынуждены открыть двери западным торговцам и западному влиянию. Острова Тихого Океана и Вест-Индии были захвачены Британией, Францией и Соединенными Штатами. Наряду с глобальным политическим

Скачать:TXTPDF

Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник Протестантизм читать, Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник Протестантизм читать бесплатно, Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник Протестантизм читать онлайн