Скачать:TXTPDF
Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник

и военным господством западных стран, стало сказываться мощное культурное влияние, а вместе с тем развивалась и миссионерская деятельность, достигшая огромного размаха.

Именно в XIX в. появились самостоятельные протестантские миссии за рубежом. Ранее протестанты делали мало по сравнению с католиками, всемирные миссионерские инициативы которых проводились по всему земному шару уже в XVI в. Впоследствии, в ряде регионов миссионерская деятельность католиков пошла на спад, из-за упадка колониальных держав, от которых они зависели: Испании и Португалии — а так же организационной слабости их работы. Были не только предприняты усилия, чтобы вдохнуть новую жизнь в латиноамериканский католицизм, но французские и бельгийские миссионеры начали работу на колониальных территориях своих стран. Однако, во второй половине XIX в. и в первых десятилетиях XX в., протестантские миссии превзошли католические. Жители Британии, и особенно из США обратившиеся в веру или углубившие ее в ходе протестантских служений возрождения, все больше занимались евангелизацией нехристианских народов по во всему миру.

Примечательным и крайне важным аспектом большей части протестантской миссионерской работы в эту эпоху было то, что ее поддержка и управление осуществлялись добровольными обществами. Ни церкви, ни правительства не обеспечивали средства или руководсво для этих обширных миссионерских проектов. Именно группы преданных делу людей, осознававших существовавшие возможности для миссий, не щадили сил и средств, используя их. Самым первым было создано Баптистское Общество Распространения Евангелия (Лондон, 1792 г.).

Вскоре последовали другие общества, как конфессионального, так и межконфессионального характера, не только в Британии, но в Соединенных Штатах и на Европейском континенте. К началу XX в. их было несколько десятков. Уникальным и вдохновляющим было Студенческое Добровольческое Движение, организованное в 1886 г. на Библейской Конференции Моуди в Маунт-Херман. В течение нескольких последующих десятилетий, СДД послало 20.000 студентов-добровольцев за океан. Их поддерживали 80.000 членов на родине. Эти общества способствовали осведомленности о нуждах и возможностях миссионеров, набирали и готовили работников и поддерживали их зарубежную деятельность, публиковали литературу, и собирали большие суммы денег для финансирования своих разнообразных проектов. Возможно, столь же важным, как и плоды их труда, было то, что происходило с самими членами общества, по мере их деятельности. Принимая на себя ответственность за жизненно важную часть служения церкви, они приобретали опыт духовного руководства и чувство сопричастности, которое впоследствии переносили на другие аспекты церковной жизни. Миссионерские общества были важным фактором в мобилизации мирян.

Уильям Кэри (1761-1834) более чем кто-либо другой, способствовал развитию интереса к мисионерской деятельности среди англоязычного населения. Будучи баптистским проповедником (и дорожным работником по профессии), он написал трактат, заложивший историческое и богословское основание протестантских миссионерских предприятий:

«Исследование обязательства христиан использовать средства для обращения язычников» (1792). Это привело к созданию Баптистского Миссионерского Общества, и сам Кэри стал первым миссионером. Он прибыл в Индию в 1793 г. и шесть лет работал в районе, находившемся под управлением Британской Восточно-Индийской Компании, которая ограничивала на миссионерскую деятельность, опасаясь, что она вызовет волнения среди туземцев. В 1799 г., Кэри вместе с несколькими другими миссионерами переехал в датскую колонию Серампур, где миссионерам были рады и где они могли работать без помех со стороны колониальных властей. Его стратегия стала образцом для многих миссионерских движений XIX в.: (1) проповедовать евангелие везде, где возможно; (2) переводить и широко распространять Писание; (3) организовывать местные церкви; (4) знакомиться с культурой и историей народа; (5) готовить местных служителей. Кэри и его коллеги удивительно успешно следовали этой стратегии. Кэри и его коллеги работали и в деле социальной реформы — отмены сатш (сожжения вдов на погребальном костре умершего мужа), храмовой проституции, и других бесчеловечных обычаев. Они так же ввели в Индии современную журналистику, как на английском, так и на местном языке.

Работа Кэри стала не только образцом, но и побудила к деятельности других миссионеров. Основньми целями протестантских миссий XIX в. было индивидуальное обращение, организация церквей и трансформация общества. Во второй половине столетия, эти цели вылились в знаменитую формулу «трех принципов самодостаточности», которая оставалась моделью в течение более века: цель миссионерской деятельности создавать и взращивать церкви, которые должны быть самоуправляемыми, самофинансируемыми, и саморазвивающимися.

Эти цели осуществлялись посредством трех основных методов: евангелизация, обучение и медицина. Миссионеры и их помощники из местного населения проповедовали христианскую весть и учили ей. Они переводили и распространяли Писание и другую христианскую литературу.Они создавали школы и проводили в них занятия, не только чтобы служить детям тех, кто уже были христианами, но чтобы привлечь детей нехристиан, надеясь обратить в веру их и их родителей. Первоначально это были начальные и средние школы. Однако, Александр Дафф (1806-78) во время своего служения в Калькутте (1830-48) начал программу высшего образования, у которой появилось много последователей. Он задался целью создать христианскую интеллектуальную элиту среди индийцев, обратить и обучить способных молодых людей высших каст всем аспектам западной науки и культуры. Он надеялся, что этих людей удасться заинтересовать и они смогут привести к Христу других. Хотя этот эксперимент с точки зрения образования был успешным, выпускникам не хватало евангелизаторского усердия.

Самые первые миссионеры, часто с небольшой медицинской подготовкой или вовсе без нее, раздавали лекарства и в случае необходимости применяли простые средства и способы лечения. Врач-миссионер сопровождал Кэри в Индию, и другие последовали за ним. В XIX в. христианские миссионеры были единственным источником западной медицины во многих частях незападного мира. Оказание медицинской помощи на первом этапе шло на фоне миссионерских усилий. Врачи-миссионеры лечили, обеспечивая возможность христианского свидетельства. К концу века медицинская помощь все больше становилась самостоятельным видом деятельности и ее евангелизационный аспект стал менее заметен.

В течение этого периода, в огромной степени возросли численность и роль женщин-миссионерок. Жены миссионеров с самого начала присутствовали в районах проведения миссионерской деятельности, однако они не всегда непосредственно участвовали в миссионерском служении. Отсутствие женщин-миссионерок было большим недостатком во многих регионах, поскольку обычаи местного общества запрещали миссионерам-мужчинам вступать в личный контакт с женщинами. В середине XIX в., и протестанты, и католики начали посылать на служение одиноких женщин-миссионерок. Они были эффективны в служении местным женщинам и детям. К концу столетия женщины-миссионерки численно превзошли мужчин. Они оказались столь же способными, сколь и преданными. Они проявляли большую физическую и эмоциональную силу, в решении проблем миссионерской деятельности.

По существу, во всей протестантской работе в этом столетии использовался подход миссионерских центров. Используя описанные выше средства, людей индивидуально обращали в веру и привлекали в христианскую общину. Эта община состояла из западных миссионеров и членов их семей. Поскольку обращенные часто подвергались остракизму со стороны своих семей и друзей за то, что они стали христианими, им давали пищу и кров в миссии, обучали и брали на работу в каком-либо отделении миссионерской школы, больницы или типографии. Миссионерский центр становился убежищем и полной системой поддержки для обращенных. Центр так же способствовал их изоляции от друзей и семьи в окружающем их нехристианском обществе. Не только в религиозном, но и в культурном отношении, обращенные и их дети становились западными людьми. Они оказывались в полной зависимости от западных миссионеров. Хотя первоначально это задумывалось как временная и переходная мера, она вскоре стала постоянной. Даже после того, как местные обращенные получали образование и возглавляли служение, они психологически и экономически были в подчинении у миссионеров, которые не желали отказываться от возможности контролировать. Вообще, миссионерские центры привели к сравнительно небольшому росту числа новообращенных, большая часть роста была за счет рождаемости. Церкви, связаннаые с этими центрами не стали самоуправляемыми, самофинансируемыми и саморазвивающимися.

Было несколько примечательных исключений. В нескольких случаях, целые племена и народы быстро переходили в христианство. Племя каренов в Бирме, племя довольно отсталое, обращались целыми семьями и деревнями, и это началось с одного человека из их среды, Кьо Фа Биу. После обращения в веру и отказа от жизни, полной преступлений и насилия, он сопровождал американского миссионера Джорджа Дана Бордмана (1801-31), который несколько лет служил среди этого народа. Несмотря на смерть американского и местного миссионеров, и несмотря на периодические преследования со стороны правительства, христианство выжило и расцвело среди каренов. К 1914 г. здесь было 47.530 христиан, 192 ординированных и 541 неординированный проповедник и 883 учителя. Они готовили собственных лидеров. Их работа была по существу финаново самостоятельной. Они были активны в обращении других. Несколько схожим был процесс христианизации народа Чура в Пакистане.

Многие батаки на Суматре обратились в христианство после обращения своих важдей в 1886 г. Рейнские миссионеры, служившие им, мудро решили сохранять церковь батакской, а не европейской по характеру. Была подготовлены и рукоположены местные служители, и их культура не была затронута. К 1911 г. насчитывалось 103.525 батакских христиан. На ряде островов Тихого Океана — например на Таити и островах Фиджи — целые народы последовали за своими вождями в христианство. В Самоа, Новой Гвинее и на множестве небольших островов вокруг Таити, значительная христианская миссионерская деятельность проводилась местными учителями и катехизаторами.

Джеймс Хадсон Тейлор (1832-1905) возвестил о новой эпохе в методологии миссионерства. Испытав разочарование во время миссионерской деятельности в Китае под покровительством Общества Евангелизации Китая, он решил, что самыми серьезными препятствиями в работе являются контроль извне, неспособность миссионеров отождествить себя с людьми, которых они пытаются обратить в веру, и ограниченность деятельности в рамках нескольких миссионерских центров на побережье без продвижения вглубь страны. Он вернулся в Китай в 1865 г. с намерением исправить эти ошибки. Он основал Китайскую Внутреннюю Миссию, ставшую крупнейшей миссией в мире. Хотя финансовая поддержка приходила из-за рубежа, руководство миссией велось в Китае самым Тейлором. Работников принимали из разных конфессий и с ограниченным образованием, если они проявляли преданность миссионерской деятельности и понимание основ евангелической доктрины. От работников ожидали отождествления себя с местным населением в одежде и других проявлениях. Основной акцент в миссионерской деятельности делался на широкую евангелизацию, особенно в неосвоенных внутренних районах Китая. Пасторская работа и образование выполняли подчиненную роль по отношению к миссионерству. Этот подход был спорным, но так же привлекательным и эффетивным. К 1882 г. миссионеры объездили все провинции и утвердились в большинстве из них. К 1895 г. 641 миссионер из разных стран служил в Китайской Внутренней Миссии.

Патернализм, господство западных миссионеров над новыми христианами и церквями, был проблемой, которой уделяли мало внимания в XIX в., и она еще далеко не решена в конце XX в. Христианство быстрее всего развивалось и наиболее энергично распространялось там, где новые христиане брали на себя ответственность по заботе о церкви и миссионерстве. Несколько таких случаев приведено выше, а другие — в предшествующих

Скачать:TXTPDF

Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник Протестантизм читать, Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник Протестантизм читать бесплатно, Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник Протестантизм читать онлайн