Скачать:TXTPDF
Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник

и сушу, дабы обратить хотя бы одного (Матф. 23:15). В этом смысле иудаизм диаспоры был еще более активным, чем иудаизм в Палестине, о котором говорил Иисус. Гностики и манихейцы, первые противники христианства, также были готовы поделиться своей верой. Ислам, появившийся в начале 7 века, также проявлял периодическую настойчивость в обращении новых людей. Однако, склонность ранних христиан проповедывать Евангелие через свою веру, желание делиться с другими тем, что сделал для них Господь в лице Иисуса Христа, означали совершенно иной качественный и количественный уровень.

Стремление поделиться Благой Вестью

С самого начала люди, в жизнь которых вошел Иисус, были склонны рассказывать о Нем другим людям. Пастухи в канун Рождества, после посещения яслей, в которых находился младенец, спонтанно делились радостью с другими людьми. Они рассказывали о том, что ангел говорил им о Нем и, вероятно, также о том, что видели в поле и в хлеву. (Лука 2:8-19). Сорок дней спустя, пожилая пророчица Анна. признав Иисуса во время обряда в храме, «говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лука 2:38).

Когда Иисус собрался начать Свое общественное служение, Иоанн Креститель, информированный через божественное откровение, свидетельствовал Ему, как Агнцу Господню. В ответ на это два ученика Иоанна последовали за Иисусом. Один из них, Андрей, сразу же нашел своего брата Симона Петра и привел к Иисусу. На следующий же день, после того, как Иисус лично обратил Филиппа, тот нашел своего друга Нафанаила и сказал ему об Иисусе (Иоанн 1:35-51). Женщина из Самарии, познакомившаяся с Иисусом у колодца в городе Сихарь, отправилась обратно домой и рассказала другим горожанам о Нем и Его деяниях Мессии (Иоанн 4:28-30). Мытарь Левий после своего обращения, организовав большую трапезу в честь Иисуса, воспользовался случаем, чтобы представить Иисуса большой группе других грешников (Лука 5:29). После того, как Иисус во время службы в синагоге исцелил человека, имевшего духа нечистого, слава Его разошлась по всей окрестности (Марк 1:28). Прокаженный, излеченный Иисусом, нарушил приказ не говорить ничего о чуде и вместо этого открыто стал говорить об этом (Марк 1:44-45). Больной, которого Иисус исцелил в купальне Вифезды, рассказал иудеям, что сделал Иисус. (Иоанн.5:15). Вся Иудея говорила об оживлении Иисусом наинского юноши (Лука 7:17). Гадаринский бесноватый после своего чудесного исцеления, начал проповедывать о том, что сотворил с ним Иисус. (Марк 5:20). Свидетели воскресения дочери Иаира разнесли весть об этом удивительном событии по всей земле той (Матф.9:2б). Двое слепых, которым Иисус вернул зрение, разнесли славу о Нем повсюду. (Марк 7:32-37). Свидетели исцеления Иисусом глухого настояли на разглашении этого деяния, несмотря на запрет Иисуса (Марк 7:36). Толпа людей, присутствовавших при воскресении Иисусом Лазаря из мертвых, свидетельствовала Ему, и таким образом, увеличивала массу народа, собравшегося на Вербное воскресенье (Иоанн 12:17-18).

Особенно характерно то, что свидетельства, связанные с этими событиями, были спонтанными и неудержимыми.

Некоторые люди, на которых Иисус произвел такое сильное впечатление Своим обликом, Своими словами и делами, не могли удержаться, чтобы не рассказать о Нем другим. Неудивительно, что чудеса Его вызывали такую реакцию. Однако, Его присутствие и Его слова всегда оказывали одинаково сильное воздействие на людей, как ясно видно из вышеприведенных отрывков. Контакт с Иисусом и даже частичное понимание того, кем Он был и что Он мог делать, вызывали стремление рассказать о Нем другим людям.

Стремление делиться Благой Вестью Иисуса подкреплялось указанием делать это. Иоанн Креститель, даже до своего зачатия, предназначен был быть тем, кто своим свидетельством, проложит путь Иисусу. (Лука 1:17)

В день обрезания эта божественно ниспосланная роль подтвердилась (Лука 3:15-18; Иоанн 1:19-35). Указание делиться с другими людьми Благой Вестью подразумевается в словах Иисуса. обращенных к Симону Петру, когда Он призвал его в ученики, после поимки большого количества рыбы: «Отныне будешь ловить чеяовеков» (Лука 5:10). ,

В процессе Своего служения Иисус послал 12 своих последователей проповедывать и ) изгонять демонов (Марк.3:13-19а). Некоторое время спустя Он послал их в короткую поездку. Прощаясь, Он предупредил их о враждебности, с которой они столкнутся и уверил их, что Святой Дух поможет им свидетельствовать.

Необходимость говорить о Евангелии, даже перед лицом гонений и обвинения в вероотступничестве, объяснялась в достаточно точной формулировке: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим небесным». (Матф. 10:16-33).

В другом случае Иисус направил 70 последователей возвещать Царствие Божие и исцелять больных. Из контекста понятно, что Сам Иисус является представителем Царствия Божьего; Он — Царь Небесный, пришедший в мир, чтобы вернуть в сердца людей спасительную и преображающую силу Господню. (Лука 10:1-24)

Говоря о знаке конца времен, незадолго до Своей смерти, Иисус повторил Свое предупреждение, что за Него их повлекут на наказание к власть предержащим. И это необходимо использовать для свидетельства, сказал Он им, — ибо Он Сам даст им уста и премудрость. (Лука 21:12-15)

Чем ближе приближался день распятия, тем более открыто говорил Он об их ответственности делиться Евангелием. Он обещал, что Дух Святой научит их всему и напомнит им все, что Он говорил им. (Иоанн. 14:25-26, 16:7-11).

Он напомнил, что им надлежит свидетельствовать о Нем (Иоанн 15:27). В возвышенной молитве Иисуса Отцу в том же случае. Он сказал, что дал народу Своему Слово Божье и послал их в мир. Через возвещение Слова другие люди поверят в Него. (Иоанн 17:6-20). В пасхальный вечер Он прямо заявил: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Иоанн 20:21).

Однако, наиболее настойчивое указание о возвещении было сделано после воскрешения. Ангел сказал женам у пустой гробницы передать ученикам, что Иисус восстал из мертвых (Матф.28:7). В пасхальный вечер Иисус сообщил взволнованным собравшимся, что раскаяние и прощение грехов необходимо проповедывать во имя Его всем народам, начиная с Иерусалима. «Вы свидетели сему» (Лука 24:46-48). На горе в Галилее Он дал им Великое Поручение: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». (Матф.28:16-20). Наконец, при вознесении. Его указание повторяется еще раз: «Вы будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деяния 1:8). Пятидесятница вызвала великолепные примеры стремления делиться Благой Вестью. Все 12 верующих, исполнившихся Духом Святым в тот день, стали говорить множеству собравшихся о великих делах Господних во Христе (Деяния 2:1-12). Вскоре после этого Петр и Иоанн проповедовали об Иисусе Христе не только в храме (Деяния 3), но перед тем самым советом, который осудил Его. Когда совет запретил им говорить или учить во имя Иисуса, они отвечали: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали». (Деяния 4:20).

Дальнейшие аресты и наказания, проводимые властями, потерпели полную неудачу в подавлении благовествования (Деяния 5).

Во время гонений, последовавших за мучениями Стефана, верующие были рассеяны по всей Иудее, Самарии, Финикии, Кипру и Антиохии. Где бы они ни оказались, христиане проповедовали Слово Божье (Деяния 8:4, 11:19). Центурион Корнилий собрал своих родственников и друзей послушать проповеди Петра (Деяния 10:24). Аналогичным образом филиппийский тюремщик собрал своих домашних послушать проповеди Павла (Деяния 16:31-33). Через возвещение и призыв к покаянию ранние христиане выражали свое желание сообщать другим о Евангелии.

Апостолы не только проповедовали само Евангелие, но также передавали стремление и приказ делиться Словом Божьим. Павел писал Ефесянам, что им следует говорить истину (Евангелия) в любви и посвящать свои беседы тому, чтобы наставлять и сообщать благодать (Еф.4:15, 29). Его упоминание о людях в Риме, которые смело произносили слово Божье, подразумевало, что его читатели — филиппийцы должны были делать то же самое. (Фил. 1:14, 2:16). Колоссян побуждают говорить милосердно, что давало бы ответы на вопросы о Христе, возникающие у неверующих в результате характерного христианского поведения (Кол.4:6). Тимофею приказывают охранять истину и доверять ее преданным людям, которые смогут учить других (2Тим.1:13, 2:2). Петр напоминает своим читателям, что они — царственное священство, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет (1 Петра 2:9). Продолжая, он советует им быть всегда готовыми всякому, требующему от них отчета в их уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Петра 3:15). Иоанн предупреждает своих читателей об ответственности исповедывания Сына (1 Иоанна 2:23). Автор Послания к Евреям настаивает, чтобы его читатели держались исповедания упования неуклонно (Евр. 10:23).

Желание делиться Евангелием оставалось сильным у христиан долгое время после новозаветного периода, на что и указывают последующие главы. Современного читателя удивляет, как мало говорится в литературе пост-новозаветного времени такого, что могло бы ободрить подобное повествование. Многие авторы обращают внимание на другие обязанности христианской жизни. Даются подробные рекомендации, как христианам развивать определенное отношение и поведение в себе и других. Однако, практически ничего не говорится о том, как христиане должны рассказывать другим людям об Иисусе. Их, разумеется, убеждают исповедывать Христа в период гонений, а не отрекаться. Однако, им редко говорят о неформальном повествовании о Нем в кругу семьи и друзей или разговоре о Евангелии с незнакомыми людьми. Это крайне интересно и важно.

Почти полное молчание в пост-новозаветной литературе об этом можно объяснить несколькими причинами. Это могло означать, что стремление рассказать о Евангелии считалось маловажным, или, что оно было сильным и активно воплощалось, так что никакого побуждения не было нужно.

Последнее, без сомнения, верно. В первые века своего развития, христианство росло настолько быстро, что главными пособниками роста были не церковные лидеры, не профессиональные евангелисты, но обычные верующие, которые рассказывали о Евангелии в ролевых ситуациях повседневной жизни. Без программ и материалов по евангелизации, без какого-бы то ни было особого ободрения, эти люди говорили с другими людьми о помощи и надежде, которые нашли во Христе. Это была неформальная и спонтанная беседа, естественная, а не по принуждению. Люди с готовностью и энтузиазмом говорят о тех вещах, которые много для них значат, особенно о том, что недавно для себя открыли и, что не очень хорошо известно. Поэтому, у себя дома и в магазине, во время путешествий и на отдыхе, в своих торговых сделках и на работе ранние христиане испытывали побуждение говорить о Евангелии всем, кто казался открытым для такой информации.

Важным аспектом стремления говорить о Евангелии была озабоченность нравственным поведением, особенно заметная среди христиан, П-го и Ш-го веков н.э. Исповедование Христа через благочестивую жизнь считалось таким же важным, как и устное свидетельство. Христиане знали, что за ними внимательно и

Скачать:TXTPDF

Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник Протестантизм читать, Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник Протестантизм читать бесплатно, Проповедь евангелия через века и страны. История евангельского христианства. М. Рудник Протестантизм читать онлайн