критически наблюдает языческий мир и что их поведение^ может принести славу или позор имени Иисуса. На деле, казалось, что они рассматривали свое поведение в качестве главного и наиболее эффективного свидетельства о Христе, что больше всего могло привести людей к вере.
Мотивация — высокая честь, почетное право
Мотивация является одним из наиболее сложных и трудноуловимых вопросов. Почему люди поступают именно так, а не иначе — определить крайне трудно, даже для них самих. Формальные мотивы во многих случаях крайне отличаются от того, что действительно подвигло человека на поступок. Выявить и проанализировать мотивы людей раннехристианского периода намного более сложно, чем исследовать свои собственные мотивы или мотивы своих современников. Однако, ни одно исследование раннехристианского евангелизма не может быть полным без изучения этого вопроса.
Как отмечалось выше, для ранних христиан было характерным сильное стремление поделиться с другими несравнимой благодатью, полученной через веру в Иисуса Христа. То, чем они обладали, было слишком ценным, чтобы молчать, слишком важным, чтобы держать это при себе. Несомненно, отчасти их мотивация делиться Благой Вестью была связана с естественной радостью, возможностью сообщить другим хорошие вести. Приятно вызывать улыбки на лицах людей и радость в их сердцах. Добрая Весть о Христе, рассказанная верующими, имела такой эффект.
Самым заметным и неотразимым аспектом их мотивации в деле евангелизации, было ощущение высокой привилегии в выполнении этой деятельности. Элемент обязательности также присутствовал, но акцент делался явно на особую честь, почетное право. То не были свидетели, движимые чувством вины или стремлением к праведному труду, но скорее, радостные и энергичные посланники слова Божьего.
Павел очень живо это рисует в своей речи перед царем Иродом Агриппой П (Деяния 26). То, что началось, как вполне обычная реплика на обвинения, направленные против него иудеями, вскоре превратилось в активное свидетельство о Христе, адресованное самому царю. Когда Агриппа понял, что произошло, он сказал с изумлением: «За короткое время ты собираешься сделать из меня христианина!» Павел ответил, что хотел бы именно этого. «Я молил бы Бога, чтобы не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз», (стихи 27-29). Знать Христа и доверять Ему он воспринимал, как честь и просто не мог противиться желанию поделиться своей верой с другими, даже в таком очевидно неподходящем случае.
В своей переписке Павел много раз выражает это чувство высокой чести говорить о Евангелии. Задача возвещения о Христе сама была даром благодати. Он был горд своей работой «служителя Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия» (Рим. 15:16,17). Служение его было радостной задачей распространения благоухания познания о Христе во всяком месте. (2Кор.2:14).
Он был посланником Всевышнего Бога (2Кор.5:20). Ему была дана благодать — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостоительство тайны, сокрывавшейся от вечности. (Еф.3:8-9).
И он никогда не переставал изумляться, что ему, главному грешнику, была дана возможность не только быть спасенным Евангелием, но также и сообщить о нем ) другим. (1Тим.1:12-17).
Петр подчеркивает, что высокая честь дана всему Богоизбранному народу, так же как и его апостолам: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святый. люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет (1 Петра 2:9). Обычные и даже еще более скромные люди были взволновааны, осознав, что они могли бы быть посредниками Божьими, сообщая Его спасительную весть другим людям. Могли принести божественный свет людям, все еще находившимся в темноте. Получив это удивительное высокое право, — ранние христиане были рады им воспользоваться.
В пост-новозаветную эру мы также встречаем поразительные примеры, когда христиане считали огромной честью рассказывать о Христе другим людям. Когда Игнатий из Антиохии шел в цепях к своей мученической смерти за свидетельство о Христе, он сказал об этих узах, как о «духовных жемчужинах». (Еф.11:2) Поликарп, привязанный к столбу и ожидавший смерти на костре за Христа, славил Господа за честь свидетельства таким образом. (Мученичество Поликарпа 14:2). Неизвестный проповедник, живший во П веке, размышляя о спасении и сыновстве, полученных для нас страданиями Христа, задается вопросом — как мы можем прославить и отплатить Ему за все это. Ответ, заключает он, в признании Его словами, сердцем, разумом и жизнью (2Клемент 1:3-5; 3:1-5). Юстин Мученик, в конце длинной дискуссии с неверующим евреем, выражает отношение высокой чести, напоминающее заявление Павла Агриппе, «Не желал бы лучшего для тебя… (чем то, чтобы) ты мог бы быть того же мнения, что и мы и верил, что Иисус Христос — наш Господь». Ориген явно ощущает высокую честь вести людей к поклонению вселенскому Богу, — общению с Ним и к состоянию духовного и нравственного выздоровления.
В основе понимания евангелизации, как высокой чести — была любовь — любовь к Господу и к заблудшим душам, основанная на Его спасительной любви ко всем людям. В этом было признание вселенской миссии Иисуса Христа. За стремлением поделиться вестью о Христе стояла и убежденность в том, что без веры в Него, люди осуждены навечно. Ясные заявления об этом в Новом Завете (Иоанн 3:36, Деяния 4:12, 2Фесс. 1:8-9) также повторяются у отцов церкви раннего периода (Юстин, Вторая Апология 15, Тертуллиан, Скапуле 1; Клемент Александрийский, Увещевание язычника, 9). Эта отрезвляющая мысль добавила настойчивости евангелическим усилиям ранних христиан.
Дополнительным мотивирующим фактором был страх суда и даже вечного наказания за непроведение евангелизации и особенно, за невозможность признания грехов во времена гонений. Предупреждения Иисуса (Матф. 10:33. Откр.З:!!) были основой этого страха, а учение Павла об отчете в день суда подкрепляли его (1Кор.З:10-15; 2Кор.5:10). Христиане, которых убеждали отречься от Христа, чтобы избежать гонений, помнили эти предупреждения. Проконсулу, который угрозой смерти на костре пытался убедить Поликарпа отречься, епископ ответил, что он гораздо больше боится вечной геены огненной, предназначенной для отрекшихся от Господа (Мученичество Поликарпа 11:2; 2:4).
С другой стороны позитивным фактором мотивации страха была надежда на награду. Павел хвалит христиан в Филиппах за их участие в благовествовании и рисует перспективу исполнения и признания их дел в день Иисуса Христа (Фил. 1:3-11). В Апокалипсисе «побеждающие» это те, кто исповедует Христа даже перед лицом страшного противодействия. Им говорится, что они могут ждать «венца жизни» (Откр. 2:10), белых одежд победы (Откр.1 3:12) и даже чести делить трон с Христом (Откр. 3:21). Еще и еще раз радость и комфорт ) будущей жизни показываются христианам как награда преданному свидетелю, выстоявшему даже в трудных обстоятельствах (Откр. 7,19,20,21). Послание Варнавы побуждает христиан постоянно помнить о Судном дне и в связи с этим не терять времени и спасать душу возвещением Слова (19:10). По видимому, надежда на одобрение в этот день послужила положительной мотивацией для такого заявления, а возможность осуждения была мотивацией негативной. Последующая ссылка в этой книге аналогичным образом намекает на перспективу награды, как повод быть стойким в слове и деле (21:6). В более общем виде Поликарп напоминает своим читателям, что слава мира грядущего ожидает тех, кто радует Господа (Послание Филиппийцам 5:2).
Хотя в этом отрывке о евангелизации не говорится, она, тем не менее, подразумевается.
Если упомянутые выше материалы типичны и адекватно интерпретированы, то складывается впечатление, что доминирующим мотивом евангелизма в ранней церкви было понимание этой деятельности, как привилегии, или высокой чести.
Те, кто проповедовал Евангелие, рассматривали возможность сообщать Благую Весть, несмотря на трудности и риск, как высокий долг. Изумленные огромной любовью Божьей, потрясенные Его жертвенной деятельностью во Христе и Его великим планом спасения, они активно и с готовностью передавали эти благословения тем, у кого их еще не было. Не делать этого означало для них показать себя неблагодарными, неверными и подлежащими осуждению.
Содержание — Весть, которой они поделились
В этой главе не делалось попыток полностью проанализировать высказывания ранних христиан о вере. Нижеследующий материал имеет целью кратко обрисовать основное направление этой вести в Новом Завете и указать некоторые вариации в выражении и акцентах в последние века раннего периода развития христианства.
Иными словами, сутью вести, которую новозаветные христиане объявили лучшей на все времена (euaggelizesthai), которую они возвестили (kerussein) и о которой свидетельствовали (marturein) — был Иисус. Не просто набор доктрин или нравственный кодекс (хотя это тоже существенные элементы), но историческая личность явилась объектом их евангелических наблюдений. Личность эта была не просто кем-то, когда-то жившим и совершавшим замечательные поступки, но тем, кто все еще жив и доступен, и даже желает вступить в личные отношения с каждым кто этого сам желает. То, что Иисус совершил и претерпел, а также то, что Он говорил лежало в основе вести. Актуальность вести для слушателей состояла в том, что смысл и преимущества деятельности Иисуса позволяли решать их самые насущные проблемы и были ключом к прекрасной новой жизни как в тот момент, так и в будущем. Короче говоря, новозаветные свидетели и евангелисты пользовались не просто абстракциями, но представляли людей тому, кто был личностью уникальной, всегда готовой помочь, и существенно изменить их жизнь.
То, что Сам Иисус является главным объектом новозаветной вести многократно подтверждается различными документами. В Деяниях Апостолов Иисуса представляют не только евангельские проповеди апостолов, но и свидетельства простых верующих. Корнилию Павел проповедует » добрую весть мира в Иисусе Христе», являющегося Господом всех людей (10:36). Простые верующие из Иерусалима, расеянные в результате гонений, возвещали о Христе самаритянам (8:5). Павел говорит о своих проповедях, как занятости одним Иисусом Христом, который был распят (1 Кор. 2:2), что, разумеется, включало дар божественного прощения через Его смерть, а также победу через Его воскрешение (1 Кор. 15:3-4). Петр подытоживает / христианскую Благую Весть, как освобождение от греха для славы через страдания и воскрешение Иисуса Христа (1 Петра 1). Автор апостольского Послания Евреям представляет Иисуса своим читателям, как ниспосланного свыше Сына Божьего, через которого Господь передает Свою высшую весть и через воплощение и жертву которого Он очищает от греха и удерживает от искушения (Евр. 1-2). Евангелия предстасляют собой ни что иное, как изображение и свидетельство об Иисусе с акцентом на Его страдании, смерти и воскресении как искуплении за человеческий грех, побуждению к христианскому послушанию и основе христианской надежды.
Евангелия описывают Иисуса очень разнообразно. Он — Царь небесный, пришедший в мир с миссией спасения и во исполнения Ветхозаветных обетовании Господа (Матфей). Он тот, чьими деяниями побеждаются злые силы и устанавливается Царствие Божие (Марк). Он — Спаситель, проявляющий сострадание и кротость ко всем нуждающимся в этом (Лука). Он — Слово Божье, которое есть Бог, источник божественной силы и света; Агнец