до утраты своих телесных свойств — см. св. Григорий Нисский. Против Евномия, кн. 6. Но если у этой плоти нет уже свойств нашего обычного тела — то и нечего удивляться, что мы причащаемся хлебом, который никак не похож на мясо. О понятии «духовное тело» в патристике см. Сидоров А. И. Комментарии. // Творения аввы Евагрия. — М., 1994, сс. 323–327.
437
св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, 46.
438
преп. Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово об иконах, с. 236.
439
Интересно, что признавать хлебопреломление таинством склонны рядовые прихожане протестантских общин (у которых еще весьма сильны привычки православного отношения к святыне). А чем выше ранг пастора, чем более он образован (то есть воспитан в духе протестантских семинарий) — тем более символически он понимает хлебопреломление. Получается, что рядовой русский протестант, подходя к чаше, видит в ней одно, а его пастор — другое. При этом протестантские проповедники не склонны с самого начала объяснять своим прихожанам, что, переступив порог протестантской общины, новообращенным придется отказаться от православно–буквального понимания слов Спасителя: «Сие есть Тело Мое».
440
прот. Михаил Дронов. Писание и Предание. // Журнал Московской Патриархии. 1994, № 1, сс. 12–13.
441
цит. — Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, с.155.
442
Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. С. 302.
443
Цит.: В. Лосский. Вера и богословие. // Вестник РСХД. 1979. С. 105.
444
Преп. Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М., 1990. С. 157.
445
Цит.: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. С. 88.
446
Цит. архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. С. 221.
447
Цит. Congar Y. La Tradition et les traditiones. Essai historique. Paris, 1960. p. 52.
448
Staniloae D. Iisus Hristos sau restaurarea omului. Craiova,1993, p. 43.
449
Там же.
450
Цит.: Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 355.
451
Цит. по: Чухина Л. А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. — Рига, 1980. С.196.
452
Минуций Феликс. Октавий. // БТ. М., 1981. №22. С. 160.
453
цит.по: Бальтазар Г. У. Ты имеешь глаголы вечной жизни. Размышления над Свяшенным Писанием. М., 1992, с.83.
454
Малявин В. В поисках традиции. // Восток–Запад. М., 1988, С. 34–36.
455
«Я стал тем, чем не был» — преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. ??Сергиев Посад, 1917. С. 84.
456
Преп. Феодор Студит. // Добротолюбие. Jordanville, 1965, Т. 4. С. 64.
457
Св. Василий Великий. Творения. М., 1846. Т. 4. С. 263.
458
Преп. Максим Исповедник. Творения. М., 1993. Кн. 1. С. 258.
459
Зелинский В. Приходящие в Церковь. // Журнал Московской Патриархии. 1992, N. 2, С. 10.
460
Цветаева М. . Неизданные письма. Париж, 1972. С. 415.
461
Соловьев В. С. Сочинения в 2 томах. М., 1989. Т. 2. С. 27.
462
Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984, С. 134.
463
Древний Патерик. М., 1899, С. 287.
464
Августин. Исповедь. С. 72.
465
Цит. Карсавин Л. П. Католичество. Пг., 1918. С. 59.
466
Цит.: архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Брюссель, 1980. С. 242.
467
Свт. Мефодий, епископ и мученик, отце Церкви 3–го века. Полное собрание его сочинений. — СПб., 1877, с. 245.
468
преп. Максим Исповедник. Творения. М., 1993. Кн. 1. С. 203.
469
Бунин И. А. Освобождение Толстого. // Собрание сочинений. М., 1967. Т. 9. С. 85.
470
Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1890, Т. 2. С. 37.
471
Св. Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892, С. 221.
472
Кьеркегор С. Страх и трепет. Ленинград, 1991. С. 28.
473
Семенцов В. С. Проблема трансляции традиционой культуры на примере судьбы «Бхагаватгиты». // Восток–Запад. М., 1988. С. 8.
474
Августин. Исповедь. С. 184.
475
О религии Льва Толстого. М., 1912, С. 203.
476
Вениамин (Федченков), митрополит. Божии люди. М., 1991, С. 31.
477
Оптинцы–то как раз это понимали. И когда сам Вениамин, в ту пору ученый богослов и архимандрит, уезжая из Оптиной, решил, демонстрируя свою смиренность, сказать скитоначальнику – «А на сердце моем осталось тяжелое чувство своего недостоинства» — он встретил очень резкий отпор: «Как, как?» — спросил о. Феодосий, ??Повторите, повторите!» Я повторил. Он сделался серьезным и ответил: «Это — не смирение, Ваше преподобие, это — искушение вражие, уныние. От нас, по милости Божией, уезжают с радостию, а Вы – с тяготою?» (м. Вениамин (Федченков). Божии люди. С. 43). Кстати здесь привести и абсолютно, фактически достоверное наблюдение архиеп. Иллариона, приведенное им в переписке со светскими хулителями монашества: «Радость жизни, говорят, монахи погубили. Крайняя неправда! Скажи, друг, много ли ты видел мирян плачущих от радости? У монахов радость–то и есть, тихая, чистая, именно веселие души добродетельной» (Архиеп. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986. с. 181).
478
Розанов В. В. Около церковных стен. М., 1995 с. 73.
479
Отец Алексий Мечев. Воспоминания. Проповеди. Письма. Париж, 1989. С. 57.
480
Антоний, митр. Сурожский. Беседы о вере и Церкви. М., 1991. С. 296.
481
«Мы верим только тем свидетелям, которые дали перерезать себе глотку» (Nous croyons des temoins qui se sont fait egorger) — говорил Паскаль (Мысли. М., 1905. С. 235).
482
И здесь еще есть странное слово — снова». Первые «роды» оказались малоуспешными, ибо обращенные вновь вернулись ко грехам, а потому Павел понуждается «родившихся и возросших недоносков снова зачать и преобразовать» (св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. кн. 1. СПб., 1896 С. 307).
483
Leclercq H. Les Martyrs. Paris, 1903. t. 1, p. 79.
484
цит. по: архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. — М., 1996, с.IV.
485
Цит.: свящ. Сергий Мансуров Очерки из истории Церкви. // БТ. М., 1971. №7. С. 36.
486
св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 6. — М., 1899, сс. 96–97.
487
Шлинк Э. Тезисы к диалогу между православными и евангелическими богословами о проблеме Предания. // БТ. М., 1968. №4. С. 244–245.
488
Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. vol. 1. Bucuresti, 1996, p. 49.
489
Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, с. 120.
490
свт. Киприан Карфагенский. Письмо Юбаяну // Вера и жизнь христианская по учению Святых Отцов и учителей Церкви. Сост. проф. Н. Сагарда. М., 1996, с. 246.
491
Цит. Евсевий Памфил. Церковная история. 3, 39. // БТ. №. 24, с. 117.
492
Тертуллиан. Избранные сочинения. ??М., 1994, с. 114
493
Тертуллиан. Об отводе еретиков // Вера и жизнь христианская по учению Святых Отцов и учителей Церкви. Сост. проф. Н. Сагарда. М., 1996, сс. 277–278.
494
Тертуллиан. Избранные сочинения. ??М., 1994, с. 121.
495
Там же, с. 124.
496
Хомяков А. С. Сочинения. Богословские и церковно–публицистические статьи. Пг., б. г., С. 100.
497
Булгаков Сергий, протоиерей. Православие. М., 1991, С. 53.
498
Congar Y. La Tradition et les traditiones. Essai theologique. Paris, 1963. p. 175.
499
Congar Y. La Tradition et les traditiones. Essai theologique. p. 101.
500
Мицкевич В. А. Библиология — М., Заочные Библейские курсы ВСЕХБ. 1990, с. 21–22.
501
В серьезной протестантской литературе встречается признание факта первичности Церкви по отношению к собиранию Писаний: «У нас нет точных данных о настоящем авторе Послания к евреям. В практических целях вопрос о подлинном авторе Послания не столь важен по сравнению с тем фактом, что ранняя Церковь признала богодухновенность и авторство этого послания и включила его в канон» (Верклер Г. А. Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии. Шаумбург, б.г. с. 56; первое английское издание – 1980). Но выводов о значимости Предания из признания этого факта все же и этот автор не делает.
502
Антоний, митр. Сурожский. Проповеди на темы Нового Завета. // Альфа и Омега. Ученые записки Общества по распространению Священного Писания в России. N. 2, 1994. С. 6.
503
Св. Афанасий Великий. Творения Т. 3. М., 1994. С. 372.
504
La Tradition. Probleme exegetique, historique et theologique. (Cahiers theologiques. 33) Paris. 1953. P. 44.
505
«Почему Церковь должна отказываться от такого же пользования историей и впредь? Кто и с какого времени назначил Церкви предел творчества и, поставив точку на целой эпохе семи соборов, приказал далее тихо ожидать Второго Пришествия? Нет, это не Предание Церкви, а предание сонной богословской школы» (Карташев А. В. Реформа, Реформация и исполнение Церкви // Церковь, история, Россия. М., 1997. С. 206).
506
Там же. Р. 45.
507
В 1927 г. первое издание рериховской книги «Община» содержало такой текст: «Мы — материалисты, имеем право требовать уважения и познавания материи» (Община, 123). Однако в издании 1936 года, когда большевизанство на Западе стало уже менее модным, этот же текст стал звучать несколько иначе: «Мы — Носители Духа, имеем право требовать уважения и познавания материи». Кроме того: «Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина… Не по близости, но по справедливости, он даже помог делу Будды» (Община, 53). «Разве были лучшие времена? Лучше, если нарыв прорвется и можно засыпать дыру. Мы не принимаем полумер. Нам не нужны святые с полумерами. Нет того человеческого действия в мире, которого не совершил бы для спасения мира наш владыка Будда, ибо он был Лев!» (Община, 57).
508
Леонтьев К. Н. Египетский голубь: Роман, повести, воспоминания. М., 1991. С. 502.
509
Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. Vol. 1. Bu–curesti, 1996. P. 46.
510
См.: Spicq С. Les Epitres pastorales. Paris, 1947. P. 158–159.
511
Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. Vol. 1. P. 44.
512
Лосский В. Н. Предание и предания // По образу и подобию. М.,1995. С. 138.
513
Бибихин В. В. Язык философии. М., 1993. С. 320.
514
Лосский В. Н. Предание и предания. С. 137.
515
Беспокаянное прочтение Евангелия обрекает сегодня на успех проповедь синкретических культов типа бахаизма: «У Бахаи есть запреты: на аскетизм,.. на исповедание грехов», — пишет пресс–секретарь Екатеринбургского общества бахаи А. А. Зыков (Религиозные общины Екатеринбурга. // Екатеринбург, 1994. С. 47). Посткоммунистической элите города русской Голгофы почему–то очень нравится этот запрет и эта секта…
516
Тертуллиан. Об отводе еретиков // Вера и жизнь христианская по учению святых Отцов и учителей Церкви. Сост. проф. Н. Сагарда. Вып. 2. М., 1996. С. 276.
517
Staniloae D. lisus Hristos sau restaurarea omului. Craiova, 1993. P. 378.
518
Там же. Р. 380.
519
Розанов В.В. Около церковных стен. М., 1995. С. 110–112.
520
Дело в том, что вопрос о предании есть проблема не только православного, но и протестантского богословия. Как бы ни хотелось евангелистам привести церковное предание к историческому небытию — свидетельства о нем есть и в самом Писании. «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» — 1 Кор. 11, 2. «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» — 1 Фес. 2, 15. Апостол Иоанн несколько раз подчеркивает, что он не решается нечто предать бумаге, но хочет поговорить «уста в уста».
521
Богословские труды. 1968. №4. С. 206.
522
Лосский В. Н. Предание и предания // По образу и подобию. М.,1995, с. 146.
523
Талызин В. И. Церковное предание. // БТ. М., 1968. №4. С. 222.
524
Успенский Н. Д. Реплика на богословских