Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Протестантам о Православии протодиакон Андрей Вячеславович Кураев

до утраты своих телесных свойств — см. св. Григорий Нисский. Против Евномия, кн. 6. Но если у этой плоти нет уже свойств нашего обычного тела — то и нечего удивляться, что мы причащаемся хлебом, который никак не похож на мясо. О понятии «духовное тело» в патристике см. Сидоров А. И. Комментарии. // Творения аввы Евагрия. — М., 1994, сс. 323–327.

437

св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, 46.

438

преп. Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово об иконах, с. 236.

439

Интересно, что признавать хлебопреломление таинством склонны рядовые прихожане протестантских общин (у которых еще весьма сильны привычки православного отношения к святыне). А чем выше ранг пастора, чем более он образован (то есть воспитан в духе протестантских семинарий) — тем более символически он понимает хлебопреломление. Получается, что рядовой русский протестант, подходя к чаше, видит в ней одно, а его пастор — другое. При этом протестантские проповедники не склонны с самого начала объяснять своим прихожанам, что, переступив порог протестантской общины, новообращенным придется отказаться от православно–буквального понимания слов Спасителя: «Сие есть Тело Мое».

440

прот. Михаил Дронов. Писание и Предание. // Журнал Московской Патриархии. 1994, № 1, сс. 12–13.

441

цит. — Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, с.155.

442

Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. С. 302.

443

Цит.: В. Лосский. Вера и богословие. // Вестник РСХД. 1979. С. 105.

444

Преп. Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М., 1990. С. 157.

445

Цит.: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. С. 88.

446

Цит. архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. С. 221.

447

Цит. Congar Y. La Tradition et les traditiones. Essai historique. Paris, 1960. p. 52.

448

Staniloae D. Iisus Hristos sau restaurarea omului. Craiova,1993, p. 43.

449

Там же.

450

Цит.: Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 355.

451

Цит. по: Чухина Л. А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. — Рига, 1980. С.196.

452

Минуций Феликс. Октавий. // БТ. М., 1981. №22. С. 160.

453

цит.по: Бальтазар Г. У. Ты имеешь глаголы вечной жизни. Размышления над Свяшенным Писанием. М., 1992, с.83.

454

Малявин В. В поисках традиции. // ВостокЗапад. М., 1988, С. 34–36.

455

«Я стал тем, чем не был» — преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. ??Сергиев Посад, 1917. С. 84.

456

Преп. Феодор Студит. // Добротолюбие. Jordanville, 1965, Т. 4. С. 64.

457

Св. Василий Великий. Творения. М., 1846. Т. 4. С. 263.

458

Преп. Максим Исповедник. Творения. М., 1993. Кн. 1. С. 258.

459

Зелинский В. Приходящие в Церковь. // Журнал Московской Патриархии. 1992, N. 2, С. 10.

460

Цветаева М. . Неизданные письма. Париж, 1972. С. 415.

461

Соловьев В. С. Сочинения в 2 томах. М., 1989. Т. 2. С. 27.

462

Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984, С. 134.

463

Древний Патерик. М., 1899, С. 287.

464

Августин. Исповедь. С. 72.

465

Цит. Карсавин Л. П. Католичество. Пг., 1918. С. 59.

466

Цит.: архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Брюссель, 1980. С. 242.

467

Свт. Мефодий, епископ и мученик, отце Церкви 3–го века. Полное собрание его сочинений. — СПб., 1877, с. 245.

468

преп. Максим Исповедник. Творения. М., 1993. Кн. 1. С. 203.

469

Бунин И. А. Освобождение Толстого. // Собрание сочинений. М., 1967. Т. 9. С. 85.

470

Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1890, Т. 2. С. 37.

471

Св. Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892, С. 221.

472

Кьеркегор С. Страх и трепет. Ленинград, 1991. С. 28.

473

Семенцов В. С. Проблема трансляции традиционой культуры на примере судьбы «Бхагаватгиты». // ВостокЗапад. М., 1988. С. 8.

474

Августин. Исповедь. С. 184.

475

О религии Льва Толстого. М., 1912, С. 203.

476

Вениамин (Федченков), митрополит. Божии люди. М., 1991, С. 31.

477

Оптинцы–то как раз это понимали. И когда сам Вениамин, в ту пору ученый богослов и архимандрит, уезжая из Оптиной, решил, демонстрируя свою смиренность, сказать скитоначальнику – «А на сердце моем осталось тяжелое чувство своего недостоинства» — он встретил очень резкий отпор: «Как, как?» — спросил о. Феодосий, ??Повторите, повторите!» Я повторил. Он сделался серьезным и ответил: «Это — не смирение, Ваше преподобие, это — искушение вражие, уныние. От нас, по милости Божией, уезжают с радостию, а Вы – с тяготою?» (м. Вениамин (Федченков). Божии люди. С. 43). Кстати здесь привести и абсолютно, фактически достоверное наблюдение архиеп. Иллариона, приведенное им в переписке со светскими хулителями монашества: «Радость жизни, говорят, монахи погубили. Крайняя неправда! Скажи, друг, много ли ты видел мирян плачущих от радости? У монахов радость–то и есть, тихая, чистая, именно веселие души добродетельной» (Архиеп. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986. с. 181).

478

Розанов В. В. Около церковных стен. М., 1995 с. 73.

479

Отец Алексий Мечев. Воспоминания. Проповеди. Письма. Париж, 1989. С. 57.

480

Антоний, митр. Сурожский. Беседы о вере и Церкви. М., 1991. С. 296.

481

«Мы верим только тем свидетелям, которые дали перерезать себе глотку» (Nous croyons des temoins qui se sont fait egorger) — говорил Паскаль (Мысли. М., 1905. С. 235).

482

И здесь еще есть странное словоснова». Первые «роды» оказались малоуспешными, ибо обращенные вновь вернулись ко грехам, а потому Павел понуждается «родившихся и возросших недоносков снова зачать и преобразовать» (св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. кн. 1. СПб., 1896 С. 307).

483

Leclercq H. Les Martyrs. Paris, 1903. t. 1, p. 79.

484

цит. по: архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. — М., 1996, с.IV.

485

Цит.: свящ. Сергий Мансуров Очерки из истории Церкви. // БТ. М., 1971. №7. С. 36.

486

св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 6. — М., 1899, сс. 96–97.

487

Шлинк Э. Тезисы к диалогу между православными и евангелическими богословами о проблеме Предания. // БТ. М., 1968. №4. С. 244–245.

488

Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. vol. 1. Bucuresti, 1996, p. 49.

489

Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, с. 120.

490

свт. Киприан Карфагенский. Письмо Юбаяну // Вера и жизнь христианская по учению Святых Отцов и учителей Церкви. Сост. проф. Н. Сагарда. М., 1996, с. 246.

491

Цит. Евсевий Памфил. Церковная история. 3, 39. // БТ. №. 24, с. 117.

492

Тертуллиан. Избранные сочинения. ??М., 1994, с. 114

493

Тертуллиан. Об отводе еретиков // Вера и жизнь христианская по учению Святых Отцов и учителей Церкви. Сост. проф. Н. Сагарда. М., 1996, сс. 277–278.

494

Тертуллиан. Избранные сочинения. ??М., 1994, с. 121.

495

Там же, с. 124.

496

Хомяков А. С. Сочинения. Богословские и церковно–публицистические статьи. Пг., б. г., С. 100.

497

Булгаков Сергий, протоиерей. Православие. М., 1991, С. 53.

498

Congar Y. La Tradition et les traditiones. Essai theologique. Paris, 1963. p. 175.

499

Congar Y. La Tradition et les traditiones. Essai theologique. p. 101.

500

Мицкевич В. А. Библиология — М., Заочные Библейские курсы ВСЕХБ. 1990, с. 21–22.

501

В серьезной протестантской литературе встречается признание факта первичности Церкви по отношению к собиранию Писаний: «У нас нет точных данных о настоящем авторе Послания к евреям. В практических целях вопрос о подлинном авторе Послания не столь важен по сравнению с тем фактом, что ранняя Церковь признала богодухновенность и авторство этого послания и включила его в канон» (Верклер Г. А. Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии. Шаумбург, б.г. с. 56; первое английское издание – 1980). Но выводов о значимости Предания из признания этого факта все же и этот автор не делает.

502

Антоний, митр. Сурожский. Проповеди на темы Нового Завета. // Альфа и Омега. Ученые записки Общества по распространению Священного Писания в России. N. 2, 1994. С. 6.

503

Св. Афанасий Великий. Творения Т. 3. М., 1994. С. 372.

504

La Tradition. Probleme exegetique, historique et theologique. (Cahiers theologiques. 33) Paris. 1953. P. 44.

505

«Почему Церковь должна отказываться от такого же пользования историей и впредь? Кто и с какого времени назначил Церкви предел творчества и, поставив точку на целой эпохе семи соборов, приказал далее тихо ожидать Второго Пришествия? Нет, это не Предание Церкви, а предание сонной богословской школы» (Карташев А. В. Реформа, Реформация и исполнение Церкви // Церковь, история, Россия. М., 1997. С. 206).

506

Там же. Р. 45.

507

В 1927 г. первое издание рериховской книги «Община» содержало такой текст: «Мы — материалисты, имеем право требовать уважения и познавания материи» (Община, 123). Однако в издании 1936 года, когда большевизанство на Западе стало уже менее модным, этот же текст стал звучать несколько иначе: «Мы — Носители Духа, имеем право требовать уважения и познавания материи». Кроме того: «Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина… Не по близости, но по справедливости, он даже помог делу Будды» (Община, 53). «Разве были лучшие времена? Лучше, если нарыв прорвется и можно засыпать дыру. Мы не принимаем полумер. Нам не нужны святые с полумерами. Нет того человеческого действия в мире, которого не совершил бы для спасения мира наш владыка Будда, ибо он был Лев!» (Община, 57).

508

Леонтьев К. Н. Египетский голубь: Роман, повести, воспоминания. М., 1991. С. 502.

509

Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. Vol. 1. Bu–curesti, 1996. P. 46.

510

См.: Spicq С. Les Epitres pastorales. Paris, 1947. P. 158–159.

511

Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. Vol. 1. P. 44.

512

Лосский В. Н. Предание и предания // По образу и подобию. М.,1995. С. 138.

513

Бибихин В. В. Язык философии. М., 1993. С. 320.

514

Лосский В. Н. Предание и предания. С. 137.

515

Беспокаянное прочтение Евангелия обрекает сегодня на успех проповедь синкретических культов типа бахаизма: «У Бахаи есть запреты: на аскетизм,.. на исповедание грехов», — пишет пресссекретарь Екатеринбургского общества бахаи А. А. Зыков (Религиозные общины Екатеринбурга. // Екатеринбург, 1994. С. 47). Посткоммунистической элите города русской Голгофы почему–то очень нравится этот запрет и эта секта

516

Тертуллиан. Об отводе еретиков // Вера и жизнь христианская по учению святых Отцов и учителей Церкви. Сост. проф. Н. Сагарда. Вып. 2. М., 1996. С. 276.

517

Staniloae D. lisus Hristos sau restaurarea omului. Craiova, 1993. P. 378.

518

Там же. Р. 380.

519

Розанов В.В. Около церковных стен. М., 1995. С. 110–112.

520

Дело в том, что вопрос о предании есть проблема не только православного, но и протестантского богословия. Как бы ни хотелось евангелистам привести церковное предание к историческому небытию — свидетельства о нем есть и в самом Писании. «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» — 1 Кор. 11, 2. «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» — 1 Фес. 2, 15. Апостол Иоанн несколько раз подчеркивает, что он не решается нечто предать бумаге, но хочет поговорить «уста в уста».

521

Богословские труды. 1968. №4. С. 206.

522

Лосский В. Н. Предание и предания // По образу и подобию. М.,1995, с. 146.

523

Талызин В. И. Церковное предание. // БТ. М., 1968. №4. С. 222.

524

Успенский Н. Д. Реплика на богословских

Скачать:TXTPDF

Протестантам о Православии протодиакон Андрей Вячеславович Кураев Протестанизм читать, Протестантам о Православии протодиакон Андрей Вячеславович Кураев Протестанизм читать бесплатно, Протестантам о Православии протодиакон Андрей Вячеславович Кураев Протестанизм читать онлайн