на том, чем определялась моя жизнь в течение дня.
Мои отношения с Богом являются частью моих отношений с людьми. Неудача в одном может быть причиной неудачи в другом. Необязательно это будет отчетливое сознание, что есть какая-то неправда между мною и ближним. Обычное течение мыслей и суждений — неприязненные мысли и слова, которые я позволяю себе, не придавая им значения, — может препятствовать молитве. Действенная молитва веры вытекает из жизни, отданной воле и любви Божьей. Молитва, на которую Бог дал ответ, — это результат не того, чем я пытаюсь быть, когда молюсь, но того, чем я являюсь в обычной жизни, когда не молюсь.
Все эти мысли могут быть сведены в третий урок: в жизни среди человеческих существ есть одна вещь, от которой зависит все, — это любовь. Дух прощения является духом любви. Бог есть любовь, и потому Он прощает. Только когда мы пребываем в любви, мы можем прощать, как Бог прощает нас. В любви к нашим братьям мы имеем свидетельство любви к Отцу, основание нашей уверенности пред Богом и убежденность, что наша молитва будет услышана: «станем любить… делом и истиною… вот, по чему… успокаиваем пред Ним сердца наши… если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него…» (1 Ин.3:18, 19, 21-22). Бесполезны и вера, и труд, если мы не имеем любви. Любовь связывает нас с Богом. Она доказывает реальность веры: «Имейте веру в Бога» и «Имейте любовь к людям». И то и другое – неотъемлемые заповеди. Правильные отношения с живым Богом, Который надо мною, и людьми, живущими вокруг меня, являются условием для действенной молитвы.
Такая любовь особенно важна, когда мы молимся за наших собратьев. Иногда мы трудимся для Христа из ревности к Его делу или ради нашего собственного духовного блага, не отдавая себя в личной самоотверженной любви к тем душам, которых мы несем в молитве. Не удивительно, что наша вера бессильна и не имеет победы! Смотрите на каждого несчастного грешника, каким бы отталкивающим он ни был, в свете нежной любви Иисуса, Пастыря, пришедшего взыскать погибшее. Поищите в нем Иисуса Христа и примите его в сердце, которое действительно любит ради Христа. В этом секрет успешных усилий в молитве с верой. Иисус говорит о любви как о корне прощения. Это также корень молитвы с верой.
Ничто так не испытывает сердце, как молитва с верой или искренние усилия молиться в вере. Не отклоняйтесь от этого исследования себя, и не думайте, что Бог не слышит вашей молитвы. «Пр(сите и не получаете, потому что пр(сите не на добро» (Иак.4:3) (с неверными мотивами – точный перевод с англ., – Прим. перев.). Пусть это слово Божие проверит нас. Спросите, является ли наша молитва действительно выражением жизни, полностью преданной воле Божьей и любви к человеку. Любовь – единственная почва, на которой вера может пустить корень и расцвести. Только в любви с неизменной целью искреннего послушания, вера может обрести благословение. Кто отдает себя тому, чтобы любовь Божья пребывала в нем, кто в повседневной жизни любит, как любит Бог, тот будет иметь силу верить в любовь, слышащую каждую молитву. Эта всемогущая любовь – Агнец, Который среди престола. Это страдания и терпеливая любовь, пребывающая с Богом в молитве. Милостивый будет помилован, кроткий наследует землю.
Благословенный Отец! Ты любовь и только пребывающий в любви может войти в общение в Тобой. Твой благословенный Сын вновь показал мне, какая это глубокая истина. О, мой Бог! Пусть Святой Дух затопит мое сердце Твоей любовью. Будь источником любви внутри меня, текущим к каждому человеку вокруг меня. Пусть сила молитвы с верой возникает из жизни любви. О, мой Отец! Дай Святому Духу сделать, чтобы эта любовь могла быть вратами, через которые я найду жизнь в Твоей любви. Пусть радость, с которой я ежедневно прощаю всякого обижающего меня, будет доказательством, что Твое прощение – моя сила и жизнь.
Господь Иисус! Благословенный Учитель! Научи меня, как прощать и любить. Пусть сила Твоей крови сделает реальным для меня Твое прощение моих грехов, чтобы и моему прощению других Небо могло радоваться, как и Твоему прощению. Укажи мне на слабости в моих отношениях с другими, которые могут препятствовать моему общению с Богом. Пусть моя повседневная жизнь дома и среди людей станет школой, в которой сила и уверенность соединятся для молитвы веры. Аминь.
Глава 15
Сила совместной молитвы
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20)
Один из первых уроков нашего Господа в Его школе – это не молиться напоказ. Войди в тайную комнату и уединись с Отцом. Научив нас, что смысл молитвы в личном, сокрытом контакте с Богом, Иисус преподает нам второй урок: необходима также и открытая, совместная молитва. Он дает специальное обетование совместной молитве двоих и троих, имеющих согласие в том, о чем они просят. Как дерево имеет корень, скрытый в земле, а ствол его устремляется к солнцу, так молитва нуждается в сокровенном уединении, где душа встречается с Богом, и в открытом общении с собирающимися вместе во имя Иисуса.
Причина, почему так должно быть, очень проста: связь, соединяющая человека с его собратьями-людьми, не менее реальна и тесна, чем та, которая соединяет его с Богом: Он един с ними. Благодать обновляет не только наши отношения с Богом, но также отношения с нашими собратьями-людьми. Мы учимся говорить не только «мой Отец». Было бы неестественным, если в большой семье, дети встречались с отцом только порознь, никогда совместно не выражая своих желаний или любви. Верующие не только члены одной семьи, но и одного Тела. Так же как каждый член Тела зависит от другого, так и мера обитания Духа в Теле зависит от соединения и сотрудничества каждого. Христиане не могут достичь полного благословения, которое Бог через Духа готов даровать, пока они не взыщут и не найдут его в общении друг с другом. Их было сто двадцать, собранных вместе в молитве под одной крышей в единодушном согласии, когда Дух сошел от престола прославленного Господа. Таким же образом через соединение и общение верующих Дух может явить полноту своей силы и сейчас.
Элементы истинной совместной молитвы даны нам в словах нашего Господа. Первое – это согласие в отношении просимого. Недостаточно договориться в общем. Предмет молитвы должен быть определенным, составлять отчетливое обоюдное желание. Как и во всякой молитве, согласие должно быть в духе и истине. При таком согласии то, о чем мы просим, становится более ясным. Мы узнаём, можем ли мы уверенно просить этого в соответствии с волей Божьей, и готовы ли мы верить, что получим просимое.
Второй элемент – быть собранными во имя Иисуса. Позднее мы узнаем гораздо больше о необходимости и силе имени Иисуса в молитве. Здесь наш Господь учит нас, что Его имя должно быть центром и связью собрания, что и делает людей едиными, так же как дом вмещает и соединяет тех, кто в нем живет. «Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен» (Пр. 18:10). Это Имя является реальностью для тех, кто понимает и верит, что встретиться в Нем – значит иметь присутствие Господа. Имя Иисуса мощно привлекает любовь и единство Его учеников: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Присутствие Иисуса, живого в общении с Его любящими молящимися учениками, дает силу совместной молитве.
Третий элемент – это непременный ответ: «и будет им от Отца Моего».
Хотя для поддержания духовного общения или для собственного назидания объединенная молитва может иметь свою пользу, но Спаситель дал ее не по этой причине. Он имел в виду, что это специальное средство для получения ответа на молитву. Молитвенное собрание, не получившее распознанного ответа на молитву, должно быть исключением из правила. Ощущая себя слишком слабыми, чтобы иметь веру, необходимую для получения ответа на определенную просьбу, мы должны искать силу в помощи других. В единстве веры, любви и Духа – сила имени Иисуса, и Его присутствие действует свободнее и более несомненно получение ответа. Свидетельством истинности совместной молитвы является ее плод – ответ, то есть получение того, о чем мы просили. «Истинно говорю вам будет им от Отца Моего Небесного».
Какой исключительной привилегией является совместная молитва! Какую потенциальную силу она имеет! Кто знает, какое благословение могло бы прийти:
если бы верующие муж и жена понимали, что они соединены вместе во имя Иисуса, чтобы переживать Его присутствие и силу в совместной молитве (1 Пет. 3);
если бы друзья сознавали, какую сильную поддержку они могли бы оказать друг другу, согласившись молиться вдвоем или втроем;
если бы каждое молитвенное собрание сходилось вместе во имя Иисуса, и за этим стояла вера в Его присутствие и ожидание ответа;
если бы в каждой церкви совместная действенная молитва рассматривалась как одна из главных целей, ради которых верующие собираются;
если бы вселенская Церковь на самом деле, будучи соединенной в молитве, непрерывно взывала о пришествии Царства и Самого Царя!
Апостол Павел имел великую веру в силу совместной молитвы. Он пишет римлянам: «… умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» (Рим. 15:30). В ответ он ожидает избавления от врагов и успеха в своем труде. В Послании к коринфянам он утверждает, что Бог избавит его от смерти «при содействии и вашей молитвы за нас» (2 Кор. 1:11). Он ожидает, что их молитва реально поможет его избавлению. К ефесянам он пишет: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово…» (Еф. 6:18-19). Он ставит силу и успех своего служения в зависимость от их молитв. От филиппийцев он ожидает, что его испытания послужат ему во спасение и к большему успеху благовествования «по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа» (Фил. 1:19). Побуждая колоссян постоянно молиться, он добавляет: «молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова» (Кол.4:3). И фессалоникийцам он пишет: «Итак молитесь за нас, братья, чтобы