гласа Моего» – это слова, которые Бог говорит человеку так же, как человек говорит Богу. Его слышание зависит от нас. Моя готовность принимать Его слова будет определять силу моих слов для Него. То, чем являются Божьи слова для меня, – проверка, чем Он Сам является для меня. Это показывает честность моего желания встретиться с Ним в молитве.
На эту связь между Его словом и нашей молитвой Иисус указывает, когда говорит: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам». Глубина этой истины становится ясной, если мы заметим вместо каких слов в других местах стоят эти слова. Не один раз Иисус говорил: «Пребудьте во Мне и Я в вас». Его пребывание в нас является похвалой и венцом нашего пребывания в Нем. Но здесь вместо «вы во Мне и Я в вас», Он говорит: «вы во Мне и Мои слова в вас». Пребывание Его Слова равносильно пребыванию Его Самого.
Этот взгляд показывает нам, какое место должны занимать слова Христа в нашей духовной жизни, особенно в нашей молитве. Слова человека открывают его самого. Обещая что-то, он как бы отдает себя, связывая себя с тем, кто принимает его обещание. Приказывая, он объявляет свою волю, стремясь утвердить власть над теми, от кого он требует повиновения, чтобы руководить этими людьми, как если бы они были частью его самого. Через наши слова дух поддерживает общение с духом. Если слова человека услышаны, приняты, сохранены и выполнены, он может через них передать себя кому-то другому. Но с человеческими существами это может произойти лишь в ограниченном смысле.
Однако Бог – бесконечное Существо, в Котором все является жизнью, силой, духом и истиной в глубочайшем значении этих слов. Когда Бог открывает Себя в Своих Словах, Он действительно дает Себя – Свою любовь и Свою жизнь, Свою волю и Свою силу – тем, кто принимает эти слова в реальности, превосходящей понимание. В каждом обетовании Он дает нам принять и иметь Его Самого. В каждом повелении Он позволяет нам разделить с Ним Его волю, Его святость и Его совершенство. Божье Слово передает нам Самого Бога. Это Слово равно Его Вечному Сыну Христу Иисусу. Поэтому все слова Христа – Божьи слова, полные Божественной животворной силы и жизни. «Слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь».
Те, кто занимаются обучением глухонемых, говорят, как сильно способность речи зависит от способности слышать и как потеря слуха у детей ведет также к потере речи. Это также верно и в более широком смысле: наша речь основана на том, что мы слышим. В высочайшем смысле, это верно и в отношении нашего разговора с Богом. Вознести молитву, высказать свои желания и обратиться к некоторым обетованиям – несложная вещь, чему разумный человек может легко научиться. Но молиться в Духе, говорить слова, которые достигнут и коснутся Бога, воздействуя и влияя на силы невидимого мира, – зависит всецело от нашего слышания голоса Божьего. Мы должны слышать голос и понимать язык, который использует Бог, через Божьи слова принимая Его мысли, Его разум и Его жизнь в наше сердце. Мера, в которую мы слушаем, определит меру, в которую мы научимся говорить голосом и языком, которые слышит Бог. Ухо учащегося пробуждаемое каждое утро, подготавливает его к тому, чтобы говорить с Богом (см. Ис. 50:4).
Слышание голоса Божьего это нечто большее, чем изучение и размышление над Словом. Можно изучать и накапливать знание Слова, имея мало реального общения с живым Богом. Но есть также чтение Слова в присутствии Отца и под действием Духа, когда слово приходит к нам в живой силе от Самого Бога. Это и есть для нас голос Отца, реальное личное общение с Ним Самим. Живой голос Божий входит в сердце, приносит благословение и силу и рождает отклик живой веры, которая достигает Божьего сердца.
Сила слушаться, как и верить, зависит от такого слышания Божьего голоса. Главное – это не знание того, что, как сказал Бог, мы должны делать, но что Сам Бог говорит нам. Ни закон, ни книга, ни знание того, что это правильно, не приведут к послушанию. Это может совершиться только благодаря личному Божьему воздействию через Его живое общение. Присутствие Самого Бога, как Подателя обетования, а не знание того, что Он обещал, пробуждает веру и доверие в молитве. И когда есть полнота Божьего присутствия, становятся невозможными непослушание и неверие.
«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам». В этих словах Спаситель дает Самого Себя. Его слова должны быть в нас, принятые нашей волей и вошедшие в нашу жизнь, отраженные во внутренней сущности и поведении. Они должны жить в нас. Наша жизнь призвана стать одним непрерывным проявлением слов, которыми мы наполнены. Слово открывает Христа внутри нас и наша жизнь открывает Его вовне. Когда слова Христа входят в самое сердце, становясь для нас жизнью, влияя на нашу жизнь, наши слова входят в Его сердце и влияют на Него. Моя молитва зависит от моей жизни: чем Божьи слова являются для меня и во мне, определяет то, чем мои слова будут для Бога и в Боге. Если я делаю то, что говорит Бог, тогда Бог сделает то, что говорю я.
Ветхозаветные святые очень хорошо понимали эту связь между Божьими словами и нашими. Их молитва действительно была откликом любящих на то, что им говорил Бог. Если слово было обещанием, они полагались на Бога, что Он сделает, как сказал. «Сделай, как Ты сказал», «Ибо Ты, Господи, возвестил это», «Исполни то, что Ты изрек», «По слову Твоему». Пользуясь такими оборотами, они показывали, что сказанное Богом в обетовании было корнем и жизнью того, что они произносили в молитве. Если слово было повелением, они просто делали как говорил Господь. «И пошел Аврам, как сказал ему Господь» (Быт. 12:4). Их жизнь была общением с Богом, обменом слов и мыслей. Что говорил им Бог, они слышали и делали, и что они говорили, Бог слышал и делал. В каждом слове, какое Христос говорит нам, Он отдает всего Себя, чтобы исполнить его. И от каждого слова человека Он ждет не меньше, чем отдачи всего человека, чтобы хранить это слово и получить на него ответ.
«Если… слова Мои в вас пребудут…» Условие простое и ясное. В Его словах открыта Его воля. Когда Его слова пребудут во мне, Он будет управлять мною. Моя воля станет пустым сосудом, который наполнится Его волей, покорным орудием в Его руках. Он наполнит мое внутреннее существо. В упражнении послушания и веры моя воля укрепится и войдет в более глубокое согласие с Его волей. Поскольку Он может быть уверенным в моей воле, что у нее не будет других желаний, кроме тех, что у Него, Он не боится дать ей обещание: «Если… слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам». Для всех, кто верит этим словам и действует согласно им, Он сделает обетование буквальной истиной.
Ученики Христа! Почему мы находим оправдание нашим молитвам, остающимся без ответа в воображаемой покорности Божьей мудрости и воле? Истинной причиной наших немощных молитв является немощь нашей собственной жизни! Ничто не может укрепить человека, кроме слов, исходящих из уст Божьих. И этим мы должны жить. Слово Христа делает нас едиными с Ним и духовно способными прикасаться к Богу и держаться Его. Мы должны любить это слово и жить им, давая ему пребывать в нас и стать нашей частью.
Все, что от мира, проходит. А исполняющий волю Божью пребывает во век. Откроем же сердце и жизнь для слов Христа, слов, в которых Он дает Самого Себя, личного живого Спасителя. Его обетование станет нашим глубоким реальным переживанием: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам».
Благословенный Господь! Я вижу, почему моей молитве не хватало веры и действенности. Меня больше занимало то, чтобы мне самому говорить с Тобой, а не то, чтобы Ты говорил со мной. Я не понимал секрета веры, что я могу иметь ее лишь в ту меру, в какую моя душа заполнена живым Словом.
Твое Слово так ясно показывает мне и научает меня быть скорым на слышание и медленным на слова, и не торопиться говорить Богу. Господи, научи меня тому, что лишь тогда, когда я принимаю Твое Слово в свою жизнь, Ты принимаешь мои слова в Твое сердце. Научи меня, что если Твое Слово будет живой силой внутри меня, оно будет также живой силой и для Тебя. Покажи мне, что Твоя рука сильна совершить то, что изрекли Твои уста.
Господь Иисус! Не допусти мне быть с необрезанным ухом, но дай открытое ухо учащегося, который пробуждается каждое утро слушать голос Отца. Как Ты говоришь только то, что слышишь от Отца, пусть мои слова будут эхом того, что Ты говоришь мне. «Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения…» (Числ. 7:89).
Господи, пусть это будет и со мной. Пусть моя жизнь и характер покажут, что Твои слова живы и видны во мне. Пусть это станет моим приготовлением к полному благословению: «…чего ни пожелаете, просите, и будет вам» Аминь.
Глава 23
Послушание – путь к силе в молитве
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам»
(Ин. 15:16)
«Много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16)
Здесь еще раз обновляется обетование Отца дать, чего бы мы ни попросили, которое показывает, кому предназначено такое удивительное влияние в Совете Всемогущего. «Я избрал вас, – говорит Учитель, – и поставил, чтобы плод ваш пребывал» и затем добавляет: «и чего ни попросите (те, кто приносят плод) у Отца во имя Мое, Он даст вам». Это ничто иное, как более полное выражение подразумеваемого Им под словами: «Если пребудете во Мне». Он говорил о цели такого пребывания, как принесении «плода», «более плода» и «много плода». Это прославило бы Бога и послужило видимым знаком нашего ученичества. И Он добавляет, что реальность пребывания, проявляемого в изобильном плодоношении и избыточной жизни, – это