ответ на молитву; когда мы вновь выдыхаем Его, Он возносится к Богу, неся наши прошения. Через Духа Отец и Сын едины, и ходатайство Сына достигает Отца. Он наш Дух молитвы. Истинная молитва – это живое переживание истины Святой Троицы. Дыхание Духа, ходатайство Сына и воля Отца станут едиными в нас.
Глава 26
«Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22:32)
«… и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас» (Ин. 16:26)
«… будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25)
Возрастание в духовной жизни связано с более глубоким проникновением в то, Кем является для нас Иисус. Чем больше я понимаю, что Иисус должен быть всем для меня и во мне и что во Христе действительно всё для меня, тем больше я научаюсь жить реальной жизнью веры. Это жизнь умирания для себя и жизнь всецело во Христе. Христианская жизнь перестает быть тщетным усилием жить праведно, но становится жизнью покоя во Христе, чтобы в Нем, как жизни, находить силу. Он помогает нам сражаться и одерживать победу веры! Это особенно верно в отношении молитвенной жизни. Она тоже подчиняется только закону веры и видима во свете полноты и завершенности, явленных в Иисусе. Верующий понимает, что молитва уже больше не вопрос напряжения и беспокойной заботы, но практическое переживание того, что Христос делает для него и в нем. Это – участие в жизни Христа, жизни, которая одна и та же на земле и на небе, всегда восходящая к Отцу как молитва. И таким образом верующий начинает молиться. Он не только доверяет заслугам Христа или Его ходатайству, с помощью которого наши ничтожные молитвы становятся угодными Отцу, но также верит в тесный и прочный союз, благодаря которому Христос молится в нас и мы в Нем. Имея Христа в себе, мы пребываем в Нем, и Он в нас, посредством Святого Духа, укрепляя наш союз с Ним, так что мы можем сами приходить прямо к Отцу во имя Его.
Все спасение есть Сам Христос: Он дал Себя нам. Он Сам живет в нас. Потому что Он молится, мы тоже молимся. Подобно ученикам, которые, увидев молящегося Иисуса, попросили Его сделать их причастниками того, что Он знал о молитве, и мы знаем, что Он побуждает нас участвовать вместе с Ним в молитвенной жизни. Он теперь наш Ходатай на престоле.
Это очень ясно видно из Его слов в последний вечер Его пребывания на земле. В Своей первосвященнической молитве (Ин. 17) Он показывает нам, как и о чем Ему надлежит молиться Отцу и о чем Он будет молиться, когда взойдет на небо. В Своем прощальном обращении Он неоднократно связывает Свой уход к Отцу с их новой жизнью молитвы. Эти два момента будут тесно связаны. Его вступление в труд вечного ходатайства станет началом и силой их новой молитвенной жизни во имя Его. Образ ходатайствующего Христа должен давать нам силу молиться во имя Его. Всякое право и сила молитвы принадлежат Христу. Он побуждает нас войти с Ним в Его ходатайство. Чтобы понять это, подумайте вначале о Его ходатайстве. Он живет, чтобы ходатайствовать. Священнический труд Христа начался на земле. Как Аарон, который приносил жертвы крови, Иисус пролил Свою кровь. Как Мелхиседек, пребывающий вечно, Он вошел за завесу, чтобы продолжать Свой труд для силы вечной жизни.
«Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8:34). Это ходатайство – мощная реальность, труд, который абсолютно необходим и без которого невозможно продолжающееся действие искупления. Через воплощение и воскресение Иисуса произошло чудесное примирение, и человек стал участником Божественной жизни и благословенности.
Но реального личного осуществления этого примирения не может быть без непрестанного проявления божественной силы Христом, как нашим Главой, пребывающим на небесах. За всяким обращением и освящением, за каждой победой над грехом и миром стоит реальное действие Христовой силы. Это действие происходит только через Его молитву. Он просит Отца и получает от Отца: «Посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25). Он принимает каждую нужду Своего народа в ходатайстве, передавая то, что Бог Отец хочет им дать. Его посредничество на престоле также реально и необходимо, как оно было на кресте. Ничто не происходит без Христова ходатайства. Оно заполняет все Его время и Он отдает ему все силы. Это то, чем Он непрестанно занимается, находясь по правую руку от Отца. Мы не только имеем пользу от Его труда, но участвуем в самом труде, потому что мы Его тело. Глава и члены едины: голова не может сказать ногам: «вы мне не нужны» (1 Кор. 12:21). Мы разделяем со Христом все, что Он есть и что Он имеет: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17:22). Мы причастники Его жизни, Его праведности и Его труда. Мы разделяем с Ним также и Его ходатайство, Он не может этого делать без нас.
«Наша жизнь Христос», «И уже не я живу, но живет во мне Христос». Жизнь в Нем и в нас идентична; она одна и та же. Его жизнь на небе является жизнью непрестанной молитвы. Сходя и завладевая нами, эта жизнь не теряет своего свойства. Она становится жизнью непрестанной молитвы и в нас. Это жизнь непрерывного прошения и получения от Бога.
Не то, что существует как бы два отдельных потока восходящих молитв – один от Христа, а другой от Его народа. Наша жизнь в союзе со Христом является также союзом и в молитве. То, о чем Он молится, проходит через нас и то, о чем мы молимся, проходит через Него. Он – Ангел с золотой кадильницей: «… и дано было Ему множество фимиама (секрет угодной молитвы), чтобы Он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом» (Откр. 8:3). Мы живем и пребываем в Нем, Ходатае.
Единородный – лишь Он один, Кто имеет право молиться. Ему одному было сказано: «Проси у Меня, и дам… Тебе» (Пс. 2:8). И как в Нем обитает всякая полнота, в Нем обитает также истинная полнота в молитве. Он один имеет силу молитвы. Рост духовной жизни состоит в более глубокой вере в то, что все сокровища в Нем и что мы тоже в Нем. Мы получаем каждый миг то, чем владеем в Нем. То же самое с молитвенной жизнью. Наша вера в ходатайство Иисуса должна быть не только верой в то, что Он молится за нас, когда мы не молимся или не можем молиться сами. Как Начальник нашей жизни и веры, Он вовлекает нас молиться в унисон с Ним Самим. Наши молитвы должны быть трудом веры в том смысле, что мы знаем: раз Иисус передает нам всю Свою жизнь, Он также влагает в нас дыхание нашей молитвы.
Для многих верующих это стало новой эпохой в их духовной жизни, когда им открылось, как совершенно и истинно то, что их жизнь – Христос, взявший ответственность за то, чтобы сохранить их в верности и послушании. Именно тогда они действительно начали жить жизнью веры. Не менее благословенным будет откровение, что Христос отвечает также и за нашу молитвенную жизнь. Будучи центром и воплощением всякой молитвы, Он передает ее Святым Духом Своему народу.
Как Глава тела, Он «всегда жив, чтобы ходатайствовать». Он Вождь на этом новом и живом пути, который Он открыл нам как Начальник и Совершитель нашей веры. Он дает все для жизни Своих искупленных, открывая в них Свою Собственную жизнь. Он заботится об их молитвенной жизни, принимая их в Свою небесную молитвенную жизнь, давая и сохраняя в них эту жизнь. «Я молился о тебе» не с тем, чтобы сделать твою веру ненужной, но «чтобы не оскудела вера твоя». Наша вера и молитва веры коренятся в Его молитве и вере. Если мы молимся с Ним, вечно живым Ходатаем, пребывая в Нем, то как нам сказано: «чего ни попросите, будет вам».
Размышления о нашем общении с Иисусом в служении ходатайства напоминают нам о том, чему Он неоднократно учил нас прежде. Все эти замечательные молитвенные обетования имеют своей целью славу Божью в явлении Его Царства и спасении грешников. Пока мы молимся в основном за себя, обетование Его последнего вечера остается для нас запечатанной книгой. Обетования даны плодоносящим ветвям лозы, ученикам, посланным в мир жить ради погибающих людей, как Он был послан Отцом, и Его верным служителям и близким друзьям, которые подхватят оставляемый им труд. Подобно Господу, они стали пшеничным зерном, потерявшим жизнь, чтобы приумножить ее.
Пусть каждый из нас поймет, в чем заключается наш труд и какие души вручены нам для особых молитв. Сделаем же наше ходатайство за них нашей жизнью общения с Богом. Мы не только откроем истину обетований о силе в молитве, но начнем понимать, как наше пребывание во Христе и Его пребывание в нас сделают нас участниками Его радости в благословении и спасении людей.
О, как удивительно ходатайство нашего благословенного Господа Иисуса! Мы не только обязаны всем этому ходатайству, но мы еще приняты в него как активные соучастники и соработники! Теперь нам понятно, что значит молиться во имя Иисуса и почему это имеет такую силу. Молиться во имя Его, в Его Духе, в Нем Самом и в совершенном союзе с Ним – это и есть активное и действенное ходатайство Христа Иисуса. О, когда же мы наконец войдем и будем полностью в этом ходатайстве?
Благословенный Господь! В глубоком преклонении я снова низко склоняюсь пред Тобою. Твой труд искупления теперь полностью перешел в молитву. Ты всецело занят молитвой, сохраняя и раздавая то, что Ты купил ценой Твоей крови. Ты живешь, чтобы молиться. И потому, что мы пребываем в Тебе, имеем прямой доступ к Отцу. Наша жизнь может быть жизнью непрерывной молитвы, и ответ на наши молитвы несомненен.
Благословенный Господь! Ты пригласил Твой народ быть Твоими соработниками в жизни молитвы. Ты соединил Себя с Твоим народом. Как Твое тело, они разделяют с Тобой служение ходатайства. Только через это служение мир может наполниться плодом Твоего искупления и славой Отца. С большей, чем когда-либо, свободой я прихожу к Тебе, мой Господь, и молю Тебя научить меня молиться. Твоя жизнь – молитва. Твоя жизнь –