учил женщину, не давшую Тебе даже чаши воды, как нужно поклоняться Богу. Я радуюсь, веря, что Ты наставишь в той же любви всякого ученика, приходящего к Тебе, чье сердце жаждет молиться в духе и истине. О, мой святой Учитель! Открой мне этот благословенный секрет!
Дай мне понять, что поклонение в духе и истине не имеет ничего от человека, но исходит лишь от Тебя. Это не только вопрос времени и сроков, но излияние Твоей жизни. Научи меня в молитве приближаться к Богу с сознанием своего невежества, что я ничего в себе не имею, чтобы принести Ему, но, в то же самое время, напоминай мне о том, чем Ты снабдил меня, Мой Спаситель, и сделай, чтобы Дух дышал в моем детском лепете.
Я благословляю Тебя, потому что в Тебе я дитя и я имею свободу ребенка, приходящего к Отцу. В Тебе я имею Духа сыновства и поклонение в истине.
Дай мне, Благословенный Сын Отчий, откровение о Боге, как Отце, что придаст уверенность в молитве. Пусть бесконечное отцовство Божьего сердца будет моей радостью и силой для жизни молитвы и поклонения. Аминь.
Глава 3
Наедине с Богом
«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6).
После призвания первых учеников, Иисус, вначале, при всем народе, дал им наставление в Нагорной проповеди. Там Он объяснял им законы Царства Божьего и жизни в нем. В этом Царстве Бог не только Царь, но и Отец. Он не только дает всё, Он Сам есть всё. Познание Его и общение с Ним является благословением этого Царства. Отсюда, как нечто очевидное, вытекает, что откровение о молитве и молитвенной жизни было частью Его наставления относительно нового Царства, которое Он пришел установить. Моисей не дал ни заповеди, ни предписания в отношении молитвы. Даже пророки мало говорили о молитве. Но Христос учит нас молиться.
Первое, чему учит Господь учеников, это то, что у них должно быть уединенное место для молитвы. Каждому следует иметь некий укромный уголок, где он мог бы побыть наедине со своим Богом. Каждый учитель должен иметь классную комнату. Мы научились понимать и принимать Иисуса как нашего единственного Учителя в школе молитвы. Он уже научил нас в Самарии, что поклонение не ограничивается больше специальным временем или местом. Поклонение – истинное духовное поклонение – вопрос духа и жизни. Вся жизнь человека должна быть поклонением в духе и истине. Но Иисус хочет, чтобы каждый выбрал для себя определенное место, где бы Он мог с ним встречаться ежедневно. Внутренняя комната, уединенное место, является классной комнатой Иисуса. Этот уголок может быть везде. Он может даже меняться день ото дня, например, когда мы путешествуем. Но это тайное место где-то должно быть, чтобы ученик мог побыть в тишине в присутствии Учителя. Иисус приходит туда приготовить нас к поклонению Отцу.
Учитель всегда желает видеть свою классную комнату уютной, наполненной светом и воздухом неба. Он желает, чтобы это было место, куда ученик жаждал бы приходить и любил там оставаться. В Нагорной проповеди, в первых словах о молитве, Иисус стремиться представить пред нами эту тайную комнату в самом привлекательном свете. Если мы слушаем внимательно, то ясно увидим главную цель нашего пребывания там. Иисус упоминает имя Отца трижды: «Помолись Отцу твоему», «Отец твой воздаст тебе», «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду».
Первое, для чего мы приходим в молитвенную комнату, – встретить Отца. Свет, который светит в комнате, должен быть светом Отчего лица. Атмосфера, в которой мы дышим и молимся, – Божья любовь Отца, Божье бесконечное отцовское милосердие. Поэтому каждую мысль, каждое прошение мы произносим с простым, сердечным и детским доверием Отцу. Учитель учит нас молиться, приводя нас в живое присутствие Отца. То, о чем мы просим, должно иметь ценность. Нам следует внимательно слушать, чтобы услышать, что Господь хочет сказать нам.
Первое: «Помолись Отцу твоему, Который втайне». Бог – это Бог, сокрытый от плотского зрения. Пока в нашем поклонении Богу мы главным образом заняты своими собственными мыслями и переживаниями, мы не встретим Того, Который есть Дух, есть Невидимый. Но человеку, уклоняющемуся от всего мирского и человеческого, ожидающего одного Бога, Отец явит Себя. Когда человек затворяется от мира и его жизни, предает себя Христу, чтобы войти в Божье присутствие, свет отцовской любви падет на него.
Потаенность уединенной комнаты и затворенной двери, полное отделение от окружающего, – это образ внутреннего духовного святилища, тайны Божьей скинии. Именно там, за завесой, наш дух поистине входит в контакт с Невидимым. Таким образом, в самом начале наших поисков секрета успешной молитвы, нас учат помнить, что только в уединенной комнате, где мы один на один с Отцом, мы можем научиться молиться как должно. Отец – втайне. В этих словах Иисус показывает, где Он нас ждет и где Его всегда можно найти.
Христиане часто жалуются, что их личная молитва не такова, какой ей следует быть. Они ощущают себя слабыми и грешными и чувствуют в сердце холод и темноту, словно у них нет ни веры в то малое, о чем они хотят просить, ни радости. Они обескуражены и удерживаются от молитвы мыслью, что они не могут прийти к Отцу как должны или как им хотелось бы. Дитя Божье! Послушай своего Учителя! Он говорит тебе, что когда ты идешь молиться за себя, твоей первой мыслью должна быть мысль, что Отец ждет тебя втайне. Не дай холодному и немолящемуся сердцу удержать тебя от общения с любящим Отцом. Отец небесный заботится о тебе, как земной отец заботится о своих детях. Думай не о том, как мало ты можешь дать Богу, но как много Он хочет дать тебе. Просто стань перед Его лицом и взгляни на Него. Подумай о Его удивительной, нежной, заботливой любви. Скажи Ему, как все греховно, холодно и темно. Любящее сердце Отца даст тебе свет и тепло. Делай то, о чем говорит Иисус. Просто затвори дверь и помолись Отцу втайне. Разве не чудесно иметь возможность побыть наедине с бесконечным Богом? Просто взгляни и скажи: «Отче!». «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе…». Здесь Иисус уверяет нас, что молитва втайне не может быть бесплодной. Ее благословение проявится в нашей жизни. Мы должны доверить Богу нашу жизнь на земле – это все, что нам нужно, когда мы втайне и наедине с Ним. Он воздаст нам явно и усмотрит, чтобы ответ на нашу молитву проявился для нас в Его благословении. Иисус учит, что раз Бог принимает нас втайне со Своей бесконечной отцовской любовью и верностью, мы должны приходить к Нему с детской простотой веры и быть уверенными, что наша молитва получит благословение. «Приходящий к Богу должен верить, что Он есть и ищущим Его воздает». Благословение тайной комнаты не зависит от сильного или горячего чувства, с которым я молюсь, но от любви и силы Отца, Которому я доверяю мои нужды. Помните, ваш Отец видит и слышит втайне. Идите туда и оставайтесь там, затем уходите с уверенностью, что Бог ответит. Доверяйте Ему и полагайтесь на Него. Молитва к Отцу не может быть тщетной. Он воздаст вам явно.
Далее, подтверждая эту веру в отцовскую любовь Бога, Христос говорит третье слово: «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде прошения вашего». На первый взгляд может показаться, будто эта мысль делает молитву менее необходимой: Бог знает, в чем мы нуждаемся гораздо лучше нас самих. Но, когда мы глубже постигаем, чем в действительности является молитва, эта истина помогает нам укрепить нашу веру. Он учит нас, что нам не нужно заставлять «неуступчивого» Бога слышать нас посредством множества слов и своей настойчивости. Это приведет к святому размышлению и молчанию в молитве, как это подразумевает вопрос: разве мой Отец в действительности не знает, что я в этом нуждаюсь? Однажды, когда Дух приведет нас к уверенности, что наша просьба на самом деле является тем, в чем, согласно Слову, мы нуждаемся для славы Божьей, мы обретем удивительное дерзновение сказать: «Мой Отец знает мою нужду, и что я должен это иметь». И если будет задержка с ответом, мы научимся ждать в спокойном терпении.
Отец! Ты знаешь, я нуждаюсь в этом! Христос наш Учитель хотел бы воспитать в нас благословенную свободу и простоту ребенка по мере нашего приближения к Богу. Смотрите на Отца, пока Его Дух произведет в нас это. Иногда в молитве мы так заняты нашими жалкими настойчивыми прошениями, что забываем об Отце, Который знает и слышит. В такие моменты просто успокойтесь и тихо скажите: «Мой Отец видит, мой Отец слышит, мой Отец знает». Это поможет нашей вере получить ответ и сказать: «Мы знаем, что имеем то, о чем мы просим Его».
Теперь, когда вы поступили в школу Христа, чтобы научиться молиться, примите эти уроки, применяйте их на практике и доверяйтесь Ему, чтобы усовершиться в них. Почаще уходите в потаенную комнату, закрывайте дверь, чтобы вам отгородиться от людей и уединиться с Богом. Там Отец ожидает вас, и там Иисус научит вас молиться. Пребывание втайне, наедине с Богом, должно быть вашей величайшей радостью. Уверенность, что Отец ответит явно на вашу молитву втайне, и что она не может остаться неблагословенной, должно укреплять вас день ото дня. И понимание, что Отец знает вашу нужду в просимом, должно дать вам свободу приносить к Нему всякую вашу нужду с верою, что Он восполнит ее по богатству Своему в славе Христом Иисусом.
Благословенный Спаситель! Я всем сердцем благословляю Тебя за то, что Ты усмотрел эту потаенную комнату как школу, где Ты встречаешь Своих учеников, чтобы каждому наедине открыть Отца. О мой Господь! Укрепи мою веру в нежную любовь и благость Отца, чтобы, чувствуя свою греховность или волнение, моей первой мыслью, движением было пойти туда, к Отцу, Который ждет меня и где молитва никогда не может остаться без благословения. Дай мне понимать, что Он знает мою нужду прежде моего прошения. Это позволит мне надеяться с большей верой, что Он даст потребное Своему ребенку.
Господи! Услышь мое прошение о том, чтобы Ты благословил Твой верующий народ повсюду искать уединенного места для молитвы. Пусть Твое чудесное откровение отцовской нежности освободит всех христиан от мысли, что молитва – это бремя и