любовь, которою Он возлюбил Тебя, – живет в нас. Тогда мы будем способны по правде сказать «Отче наш». Тогда мы поймем Твое учение, и первым непроизвольным движением наших сердец будет: «Отче наш, имя Твое, Царствие Твои и воля Твоя». И мы принесем наши нужды, наши грехи и наши искушения Ему с верою в то, что любовь такого Отца позаботится обо всем.
Благословенный Господь! Мы Твои ученики и мы доверяем Тебе. Просим, научи нас молиться «Отче наш». Аминь.
Глава 5
Несомненный ответ на молитву
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7-8)
«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро» (Иак. 4:3)
Здесь, в Нагорной проповеди, наш Господь второй раз говорит о молитве. Первый раз Он говорил об Отце, Который втайне и Который воздает явно. Иисус также дал нам образец молитвы (Мф. 6:9-13). Здесь Он хочет научить нас тому, что во всем Писании рассматривается как главное в молитве: уверенность, что молитва будет услышана и Бог на нее ответит. Посмотрите, как Он использует слова, означающие почти одно и то же и каждый раз так отчетливо повторяет обещание: получите, найдете, отворят вам. Затем Он формулирует закон Царства, как основание для такой уверенности: «Ибо всякий просящий получает, ищущий находит, и стучащему отворят». Мы не можем не почувствовать, что таким шестикратным повторением Он хочет глубоко запечатлеть в нашем разуме одну истину: мы можем и должны в полной уверенности ожидать ответа на нашу молитву. Каждый просящий получает. Наряду с откровением Отцовской любви, во всем курсе школы молитвы нет важнее урока, чем этот.
Усматривают разницу смысла в трех словах, употребленных Господом: просите, ищите, стучите. Если бы Его целью было указать на различие в значении этих трех слов, тогда первое просите относилось бы к просимому, к тому, о чем мы молимся. Но мы можем просить и получать просимое и без Даятеля. Ищите – слово, используемое Писанием в отношении Самого Бога. Христос утверждает, что мы можем найти Его. Но невозможно найти Бога во время нужды, не имея постоянного общения с Ним. Стучите – имеет в виду доступу к Нему, т.е. возможности жить с Ним и в Нем. Тогда то, что мы просим и получаем просимое, направляет нас искать и находить Даятеля, а затем стучать и отворять дверь в дом Отца к Его любви. Одно несомненно: Господь хочет, чтобы мы твердо верили, что мы просим, ищем и стучим не напрасно. Получать ответ, найти Бога и отворить дверь Его дома и Сердца – это непременные результаты молитвы.
То, что Господь счел необходимым так многообразно повторить эту истину, является очень важным уроком. Это доказывает, что Он знает наши сердца, Он знает, что сомнение и недоверие к Нему естественны для нас и мы относимся к молитве как религиозному труду, не ожидая ответа. И Он знает, что мы считаем молитву духовно слишком трудной для теплого ученика, даже если он верит, что Бог слышит молитву и отвечает на нее. Поэтому в самом начале наставления Он пытается поселить эту истину глубоко в сердцах тех, кто хочет научиться молиться: молитва совершает великое. Просите и получите, всякий просящий получает. Это вечный закон Царства. Если вы просите и не получаете, должно быть есть что-то неправильное или упущенное в молитве.
Пусть Слово и Дух научат вас молиться правильно. Но не теряйте уверенности, которую Он хочет дать вам, что всякий просящий получает.
«Просите, и дано будет вам». В школе Христа нет более сильного побуждения быть неотступными в молитве, чем это. Как ребенку, для которого ответ доказывает правильность решения арифметической задачи, так и для нас доказательством того, что мы правильно молились будет полученный ответ. Если мы просим и не получаем ответа, это потому, что мы не научились молиться правильно. Следовательно, пусть каждый учащийся в школе Христа примет Слово Учителя со всей простотой. Всякий просящий получает. У Христа веские основания, чтобы говорить так безусловно. Будьте осторожны, чтобы нам не ослабить Слово человеческой мудростью. Верьте Ему, когда Он говорит нам о Небесном. Его Слово объяснит себя тому, кто полностью верит ему. Если возникают вопросы и трудности, не пытайтесь разрешить их, прежде чем примите Слово. Доверим же Ему их все, Он разрешит эти трудности. Наше дело принять и всецело верить Его обещанию. Пусть в нашей внутренней комнате будет запечатлено обетование, начертанное светящимися буквами.
Согласно учению Наставника молитва состоит из двух частей. В ней есть человеческая сторона и Божья. Человеческая сторона – просить, Божья – давать. Или, если взглянуть с человеческой позиции на то и другое – и прошение, и получение – две половины, составляющие целое. Как если бы Он хотел сказать нам, что мы не должны успокаиваться, не получив ответа, потому что воля Божья и правило в семье Отца таковы, что всякое, принесенное с детской верой прошение, принимается. Если ответ не приходит, мы не должны садиться с покорностью и предполагать, что нет воли Божьей дать нам ответ. Может быть, молитва была не совсем такой, как хотел бы Бог. Мы должны искать руководства в молитве, чтобы ответ пришел. Для плоти гораздо легче смириться с отсутствием ответа, чем отдать себя исследованию сердца и очищению Духом, пока не придет способность молиться молитвой веры.
Одним из ужасных признаков обманчивого состояния христианской жизни в эти дни является то, что очень многие довольствуются тем, что они не имеют отчетливого опыта получения ответа на молитву. Они молятся каждый день, просят о многих нуждах и верят, что на некоторые из них придет ответ. Но они мало знакомы с опытом ответа на молитву, как постоянной практикой повседневной жизни. Отец ищет ежедневного общения со Своими детьми, чтобы Он мог слушать и принимать их прошения. Он желает, чтобы мы приходили к Нему день за днем с отчетливыми просьбами. Он хочет день за днем исполнять наши просьбы. Именно через Его ответы на молитву святые научились познавать Бога как Живого и были побуждаемы любить и славить Его. (Пс.: 33, 65:20 и 114:1). Наш Учитель ожидает, чтобы это запечатлялось в нашем разуме. Молитва и ответ на нее – прошение ребенка и даяние Отца – прямо взаимосвязаны. Могут быть случаи, когда ответом является отказ, потому что просьба не согласуется со Словом Божьим. Так было с Моисеем, просившим войти в Ханаан. Но там все же был ответ. Бог не оставил Своего служителя в неизвестности относительно Своей воли. Боги язычников безгласны и не могут говорить. Наш Отец дает Своим детям знать, когда Он не может дать им просимого. И дети забирают свое прошение, как сделал Сын в Гефсимании. И Моисей, служитель, и Христос, Сын, знали, что просимое ими не согласовывалось с тем, что сказал Господь. Их молитва была смиренным прошением о перемене решения. Своим Словом и Духом Бог научит тех, кто хочет учиться и будет посвящать этому время, согласуется ли прошение с Божьей волей или нет. Если прошение не соответствует Божьей воле, тогда заберите его, или же упорно продолжайте просить, пока ответ на нужду не придет. Молитвы предполагают ответ. Именно в молитве и в ответе на нее происходит взаимодейтсвие любви между Отцом и ребенком.
Как глубоко должны быть отчуждены от Бога наши сердца, что нам так трудно принять такие обетования! И хотя мы и принимаем слова, и верим в их истинность, сердечная вера, чтобы полностью их воспринять и радоваться, приходит так медленно. Это потому, что наша духовная жизнь все еще такая немощная и способность к восприятию Божьих мыслей такая слабая. Давайте смотреть на Иисуса, чтобы Он научил нас, как Он один может научить. Просто примите Его слова и доверьтесь Ему, чтобы Его Дух сделал их в нас жизнью и силой. Они войдут в нашу внутренность и позволят Божественной духовной реальности истины, содержащейся в них, завладеть нами. Не следует успокаиваться, пока каждое прошение, которое мы приносим, не будет отнесено на небо посредством собственных слов Иисуса: «Просите, и дано будет вам».
Возлюбленные соученики в школе Иисуса! Хорошо усвойте этот урок! Примем же эти слова так, как они сказаны. Не позволяйте человеческому разуму ослабить их силу. Давайте возьмем их и поверим им просто, как дает их Иисус. В свое время Он научит нас, как понимать их вполне. Теперь мы должны бесхитростно верить им. Находите время в молитве слушать Его голос. Не позволяйте всякого рода переживаниям неверия ограничивать веру, способную ожидать. Давайте искать не только на молитве, но во всякое время, радостно давать место уверенности, что молитва человека на земле и Божий ответ на небе предназначены друг для друга. Доверьте Иисусу учить вас молиться, чтобы ответы могли приходить. Он сделает это, если мы будем держаться данного им слова: «Просите, и получите».
О Господь Иисус! Научи меня понимать и верить тому, что Ты обещал мне. Ты знаешь, какие доводы кипят в моем сердце, когда я не получаю ответа на мою молитву. Тогда я считаю, что моя просьба не согласуется с волей Отца, что, возможно, Ты хочешь мне дать нечто лучшее или, что молитва, как общение с Богом, должна быть достаточным благословением и без ответа на нее. И однако, мой Благословенный Господь, я нахожу в Твоем учении сказанное Тобой просто, что на молитву можно и нужно ждать ответа. Ты убеждаешь нас, что в этом и есть общение ребенка с Отцом. Ребенок просит и Отец дает.
Благословенный Господь! Твои слова верные и истинные. Должно быть, потому, что я неправильно молюсь, мой опыт, когда на молитву приходит ответ, так скуден. Должно быть, потому, что я слишком мало живу в Духе, моя молитва такая духовно слабая и мне не достает силы для молитвы веры.
Господи! Научи меня молиться! Господь Иисус! Я доверяюсь тебе, чтобы Ты научил меня молиться с верой. Господи, дай мне усвоить этот урок, что всякий просящий получает. Аминь.
Глава 6
Бесконечное отцовство Бога
«Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него»
(Мф. 7:9-11)
В этих словах наш Господь продолжает мысль о непременном ответе на молитву. Чтобы удалить все сомнения и