мы друзья и нуждающихся. Божья дружба с нами и наша с другими идут рука об руку. Приходя к Богу, мы можем пользоваться абсолютной свободой в требовании ответа.
Есть две стороны в использовании молитвы. Первая, – получить силу и благословение для собственной жизни. Вторая, – более высокая и истинная слава молитвы, ради чего Христос принял нас в Свое общение и Свою школу, – это ходатайство, которое совершает облеченное царской властью на небе Божье дитя за других и за само Царство. Мы видим в Писании как Авраам, Моисей, Самуил, Илия и все Божьи мужи древних времен в ходатайстве за других доказывали, что они получали силу от Бога и побеждали. И когда мы отдаем себя, чтобы быть благословением для других, то можем рассчитывать, что Бог благословит и нас. Когда мы приходим к Богу как друзья нищих и погибающих, то можем положиться на Его дружбу. Праведный человек, являющийся другом нищих, пользуется особой дружбой Бога. Это дает чудесную свободу в молитве.
«Господи, у меня есть нуждающийся друг, я должен ему помочь. Как друг я обязан это сделать. В Тебе я имею Друга и знаю, что Твое богатство и доброта безграничны. Я уверен, Ты дашь мне просимое. Если я готов сделать для моего друга все, что в моих силах, хотя я и грешник, то знаю, что Ты, мой Небесный Отец, готов сделать гораздо больше, чтобы дать мне просимое».
Размышление о дружбе Бога вряд ли откроет что-либо новое в отношении уверенности молитвы, если мы узнали об отцовстве Бога. В конце концов Отец больше друга. Но если мы рассмотрим это, то обращение к дружбе Бога может открыть нам новые чудеса. Для ребенка совершенно естественно получать то, что он просит у своего отца. И мы считаем чуть ли не его отцовским долгом отвечать на просьбы ребенка. Но с другом проявление доброты более свободно и зависит скорее от симпатии человека, его характера. К тому же, отношение отца и ребенка – отношения абсолютной зависимости. Двое друзей как бы равны. Научая нас духовной тайне молитвы, наш Господь более хотел бы, чтобы мы приходили к Богу как те, кого Он признал Своими друзьями и чьи помышления и жизнь находятся в полном согласии с Ним.
Но мы и должны жить как Его друзья. Мы остаемся детьми, даже совратившись с истинного пути, но дружба зависит от нашего хождения. «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15:14). «Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства; и исполнилось слово Писания «веровал Авраам Богу… и он наречен другом Божьим» (Иак. 2:22-23). Дух, «сей самый Дух», который ведет нас, также свидетельствует, что мы приняты Богом.
И тот же самый Дух помогает нам в молитве. Жизнь в качестве друга Божьего дает нам удивительную свободу сказать: «У меня есть Друг, к Которому я могу прийти даже в полночь». И настолько это лучше, когда я хожу в том самом духе дружбы и доброты, которых я ищу в Боге и стремлюсь помочь моему другу, как я хотел бы, чтобы Бог помог мне. Когда я иду к Богу в молитве, Он всегда смотрит на цель прошения. Если я ищу Его благодати только ради собственного утешения или радости, я не получу этого. Но если я хочу, чтобы Он был прославлен в моем искании Его благословения для других, мое прошение не будет тщетным. Если я прошу за других, но дожидаюсь, пока Бог меня обогатит так, что моя помощь уже не будет жертвой или актом веры, я не получу ответа. Моя молитва будет услышана, если я могу сказать, что уже просил помощи для нуждающегося друга. И хотя у меня нет того, что мне необходимо, я уже начал труд любви, потому что знаю Друга, Который поможет мне. Мы не знаем, насколько действенна эта молитва. Когда земная дружба в своей нужде обратит взоры к дружбе небес, то Бог «даст ему сколько просит».
Но мы не всегда получаем просимое сразу. Единственно, каким образом человек может почтить и порадовать своего Бога – это через веру. Ходатайство составляет часть школы воспитания веры. Там испытывается наша дружба с людьми и с Богом. И становится видно, действительно ли наша дружба с нуждающимися так искренна, что мы готовы пожертвовать нашим отдыхом и пойти в полночь просить необходимое для них. Наша дружба с Богом должна быть для нас очевидна, и мы можем положиться на Него, быть уверенными, что Он не отвернется от нас, и поэтому продолжать молиться, пока не придет ответ.
Какой глубокой небесной тайной является упорная и долготерпеливая молитва! Бог, Который обещал и жаждет дать благословение, удерживает его. Для Бога это вопрос чрезвычайной важности – чтобы Его друзья на земле знали и вполне доверяли своему богатому небесному Другу! По этой причине Он обучает их в школе и медлит с ответом, чтобы увидеть, как их упорство и долготерпение действительно побеждают. Они могут обладать великой силой на небесах, если просто направят себя к ней!
Есть вера, которая видит обетование и принимает его, но не получает обещанного (Евр. 11:13, 39). Когда ответ на молитву не приходит и обещание, которому мы твердо верим, кажется бесплодным, происходит испытание веры, более драгоценной, чем золото. Именно в этом испытании вера, воспринявшая обетование, очищается, укрепляется и приготовляется, чтобы в личном святом общении с живым Богом увидеть Его славу. Она берет и удерживает обетование, пока не получит исполнения того, что она просила от невидимого, но живого Бога.
Каждое чадо Божие, стремящееся исполнить труд любви в служении Своего Отца, должно запастись мужеством. Родители со своими детьми, учитель со своим классом и проповедник со своей паствой – все несут бремя страждущих, погибающих душ. Пусть они все запасутся мужеством. То, что Бог действительно требует упорной, терпеливой молитвы, вначале очень странно для нас, но существует настоящая духовная необходимость для неотступности. Чтобы научить нас этому, Наставник использует эту странную на первый взгляд притчу. Если неотступность способна победить нерасположение эгоистичного земного друга, насколько, представьте, больше она может совершить с нашим Другом на небесах! Он готов давать нам просимое, но наше греховное несоответствие, наша неспособность овладеть тем, что у Него есть для нас, удерживает Его. Будем же благодарны Ему, что в этом промедлении с ответом, Он подготавливает нас, чтобы мы могли занять истинное положение в отношениях с Ним и применять всю данную нам власть. Он обучает нас жить с Ним в общении, чтобы мы не сомневались в вере, доверяли Ему и были действительно Божьими друзьями. Будем же крепко держаться за тройной канат, который не может порваться: страждущий друг, нуждающийся в помощи, просящий друг, желающий помочь и Могущественный Друг, готовый дать нам все, в чем мы нуждаемся.
О мой Благословенный Господь и Учитель! Я прихожу к Тебе в молитве. Твое учение так славно. Оно все еще так высоко для моего понимания. Я должен признать, что мое сердце слишком мало, чтобы вместить эти мысли о той чудесной смелости, с которой я могу приходить к Отцу, как к моему Другу. Господь Иисус! Я доверяюсь тебе, чтобы Ты дал мне Твой Дух с Твоим Словом и чтобы Слово могло живо и мощно действовать в моем сердце. Я хочу принять это обетование из Твоего Слова: «…но по неотступности даст ему, сколько просит».
Господь! Научи меня больше постигать силу упорной неотступной молитвы. Я знаю, что в этом Отец усматривает время, необходимое для возрастания и укрепления нашей внутренней жизни так, чтобы Его благодать могла сделаться нашей собственной. Посредством упорной и долготерпеливой молитвы Он обучает нас являть твердую веру, которая не отступит от Него даже перед лицом кажущегося поражения. Он хочет дать нам чудесную свободу, чтобы мы знали как истинно то, что Он сделал Свои даяния зависящими от наших молитв. Господь! Научи меня видеть все это в духе и истине!
Пусть будет радостью моей жизни стать управителем моего богатого Друга на небесах. Дай мне заботиться даже в полночное время о всех страждущих и погибающих, так как я знаю, что мой Друг всегда дает столько, сколько нужно тому, кто ждет и не отступает. Аминь.
Глава 9
По молитве Бог высылает тружеников
«Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38)
Господь часто наставлял учеников, что они должны молиться и как им следует молиться. Но Он редко говорил, о чем им молиться. Это Он оставил на их усмотрение, в зависимости от нужды и доверия водительству Духа. Но сверх Писания Он энергично указывает им помнить одну вещь: в виду обильной жатвы и нужды в жнецах, они должны взывать к Господину жатвы, чтобы Он выслал делателей. Как и в притче о человеке, к которому в полночь пришел друг, Он хочет дать им понять, что молитва не должна быть только за себя и свои нужды; молитва – это сила, через которую благословение может придти на других. Отец является Господином жатвы. Когда мы просим о Святом Духе, то должны просить, чтобы Он приготовил и выслал делателей для труда.
Почему Иисус велит ученикам молиться об этом? Разве Он не мог молиться Сам? Разве одна единственная Его молитва не достигла бы большего, чем тысяча их молитв? Разве Бог, Господин жатвы, не видит нужды? И не мог ли Он Сам в усмотренное Им благоприятное время выслать делателей, без молитв учеников? Эти вопросы приоткрывают нам глубочайшие тайны молитвы и ее силы в Божьем Царстве. Ответы на подобные вопросы убедят нас, что молитва действительно является силой, от которой напрямую зависит сбор жатвы и приход Царства.
Молитва не является формой или показным действием. Господь Иисус Сам есть Истина; и все, что Он говорил было истиной. «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, потому что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря». Именно тогда Он и призвал учеников молить Господина жатвы выслать делателей (Мт. 9:36). Он сделал это, потому что действительно считал, что их молитвы действенны и нужны.
Завеса, скрывающая невидимый мир, была чудесно прозрачна для святой человеческой души Иисуса. Его взор проникал в широту, долготу и глубину скрытой связи причин и следствий в духовном мире. Он отметил в Слове Божьем, как Бог призвал таких мужей, как Авраам, Моисей, Иисус Навин, Самуил и Даниил, облекая