будет убежища пастырям и спасения вождям стада» (Иер. 23:1, 2; 25:34, 35).
Служители и народ понимают, что их отношения с Богом не были правильными. Они видят, что восстали против Автора всех справедливых и праведных законов. Устранение Божественных заповедей открыло путь всевозможному злу, раздорам, ненависти, беззаконию, пока земля не превратилась в огромное поле вражды и бездну разврата. И все отвергшие истину и избравшие путь заблуждения увидят это. Язык не в состоянии описать тоску, которую будут испытывать все нечестивые и неверные при мысли о том, что вечная жизнь для них потеряна навсегда. Люди, перед дарованием и красноречием которых преклонялся мир, теперь видят все в настоящем свете. Они понимают, чего лишились из-за своих преступлений. Они падут к ногам тех, над верностью которых прежде издевались и насмехались, и признают, что Бог возлюбил их.
Люди увидят себя обманутыми. Они обвинят друг друга в своей гибели, но самые горькие обвинения выпадут на долю духовных пастырей. Эти неверные пастыри сулили лишь радости, побуждая своих слушателей считать закон Божий недействительным и притеснять тех, кто свято чтил его. Теперь в отчаянии эти учители сознаются пред всеми, что обманывали людей. Ярость охватывает толпы людей. «Мы погибли, — кричат они, — и вы — причина нашей гибели», и они набрасываются на лжепастырей. Те же люди, которые больше всех восхищались своими пастырями, осыпают их самыми ужасными проклятиями. Те же руки, которые некогда увенчивали их лаврами, теперь поднимаются, чтобы сокрушить их. И мечи, которые были приготовлены для уничтожения народа Божьего, теперь заносятся над его врагами. Повсюду происходят борьба и кровопролития.
«Шум дойдет до концов земли, ибо у Господа состязание с народами: Он будет судиться со всякою плотью, нечестивых Он предаст мечу» (Иер. 25:31). На протяжении шести тысяч лет продолжалась великая борьба. В этой битве Сын Божий и небесные посланники сражались с силою лукавого, предостерегали, просвещали, спасали детей земли. Теперь каждый сделал для себя выбор; нечестивые полностью соединились с сатаной в его борьбе против Бога. Для Бога настало время восстановить авторитет Своего попранного закона. Теперь борьба ведется не только с сатаной, но и с людьми. «У Господа состязание с народами»; «нечестивых Он предаст мечу».
«На челах людей, скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него», будет поставлен знак избавления. Затем выходит ангел смерти, изображенный в видении Иезекииля людьми со смертоносным оружием, которым дано повеление: «Старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего». Пророк говорит: «Начали они с тех старейшин, которые были перед Домом» (Иез. 9:1-6). Истребление начинается с тех, кто считал себя духовными наставниками народа. Неверные стражи падут первыми, им не будет пощады. Мужчины, женщины, девицы и маленькие дети погибнут вместе.
«Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь, и уже не скроет убитых своих» (Ис. 26:21). «И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него. И будет в тот день: произойдет между ними великое смятение от Господа, так что один схватит руку другого, и поднимется рука его на руку ближнего его» (Зах. 14:12, 13). Изнемогая под бременем человеческих страстей, настигнутые беспощадным гневом Божьим, не смешанным с милостью, погибнут нечестивые жители земли — священники, начальники, народ, богатые, бедные, высокие и низкие. «И будут пораженные Господом в тот день — от конца земли до конца земли, не будут оплаканы и не будут прибраны и похоронены» (Иер. 25:33).
При Втором пришествии Христа безбожники будут стерты с лица земли, истреблены духом уст Его и уничтожены сиянием славы Его. Христос возьмет к Себе Свой народ в град Божий, и земля обезлюдеет. «Вот, Господь опустошает землю и делает ее бесплодною; изменяет вид ее и рассевает живущих на ней». «Земля опустошена вконец и совершено разграблена; ибо Господь изрек слово сие». «Ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет». «За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли» (Ис. 24:1, 3, 5, 6).
Вся земля похожа на безлюдную пустыню. Всюду развалины разрушенных землетрясением городов и селений; вырванные с корнем деревья; каменные глыбы, выброшенные морем или отколовшиеся от скал, а местами зияют бездонные пропасти, образовавшиеся на месте разверзшихся гор.
Теперь происходит событие, изображенное в последнем торжественном служении Дня примирения. После того, как заканчивалось служение во Святом святых и грехи Израиля удалялись из святилища посредством крови жертвы за грех, тогда пред лицо Господа приводили козла отпущения, и в присутствии всего собрания первосвященник исповедует над ним «все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла» (Лев. 16:21). Подобным же образом, когда окончится служение примирения в небесном святилище, тогда в присутствии Господа, небесных ангелов и сонма искупленных грехи народа Божьего будут возложены на сатану; его объявят виновником всего зла, к которому он подстрекал людей. Как козел отпущения отсылался в необитаемую пустыню, так и сатана будет изгнан на опустевшую землю, в необитаемую, мрачную пустыню.
Автор книги Откровение предсказывает изгнание сатаны и состояние хаоса и запустения, в котором окажется земля, сообщая, что такое состояние будет длиться тысячу лет. После описания Второго пришествия Христа и истребления нечестивых в пророчестве сказано: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Откр. 20:1-3).
Из других мест Писания явствует, что выражение «бездна» означает опустошенную и разоренную землю. Относительно состояния земли «в начале» Библия говорит, что она была «безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Быт. 1:2). В пророчестве сказано, что частично земля вновь возвратится в первоначальное состояние. Взирая вперед на великий день Божий, пророк Иеремия говорит: «Смотрю на землю — и вот, она разорена и пуста; — на небеса, и нет на них света. Смотрю на горы — и вот, они дрожат, и все холмы колеблются. Смотрю — и вот, нет человека, и все птицы небесные разлетелись. Смотрю — и вот, Кармил — пустыня и все города его разрушены» (Иер. 4:23-26).
Здесь в течение тысячи лет будут находиться сатана и бесы. Прикованный к земле, он не сможет проникнуть в другие миры, чтобы искушать их непадших обитателей. В этом смысле сатана окажется скован, потому что не останется никого, над кем бы он мог проявлять свою силу. Он будет совершенно лишен возможности обольщать и губить людей, что в течение долгих столетий было его единственной радостью.
Пророк Исаия, взирая на низложение сатаны, восклицает: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой… буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею, и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?» (Ис. 14:12-17).
На протяжении шести тысяч лет восстание сатаны «колебало землю». Он «вселенную сделал пустынею и разрушал города её». И он «пленников своих не отпускал на свободу». В течение шести тысяч лет он заключал в свою темницу детей Божьих, и они навсегда остались бы его пленниками, но Христос разбил эти окопы и вернул узникам свободу.
Сатана в это время не будет иметь власти даже над нечестивыми; он останется наедине с бесами, чтобы на себе испытать последствия проклятия, причиненного грехом. «Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице, а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь… не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой» (Ис. 14:18-20).
На протяжении тысячи лет сатана будет блуждать по опустошенной земле, созерцая плоды своего восстания против закона Божьего. Это окажется весьма мучительным для него. Со времени падения ему было некогда задуматься над своими деяниями, но теперь, лишенный всякой власти, он будет иметь возможность подумать о том, что он совершил, начиная с момента своего возмущения против небесного правления, и с трепетом и ужасом ожидать страшного будущего, когда он должен будет пострадать за все причиненное им зло и понести наказание за все грехи, к которым толкнул людей.
Пленение сатаны обрадует народ Божий. Пророк говорит: «И будет в тот день, когда Господь устроит тебя от скорби твоей, и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского, и скажешь: как не стало мучителя… Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием» (Ис. 14:3-6).
В течение тысячи лет, которые пройдут между первым и вторым воскресением, состоится суд над нечестивыми. Апостол Павел указывает, что этот суд произойдет после Второго пришествия Господа: «Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор. 4, 5). Даниил говорит, что когда пришел Ветхий днями, «суд был дан святым Всевышнего» (Дан. 7:22). В это время праведные будут владычествовать как цари и священники Божьи. Апостол Иоанн говорит в Откровении: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить». «Они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:4, 6). Это и будет то время, которое предсказал апостол Павел: «Святые будут судить мир» (1 Кор. 6:2). Вместе со Христом они будут судить нечестивых, сравнивая их поступки с книгой закона. Библией и решая дело каждого в соответствии с тем, что он делал, живя в теле. И вынесенный приговор напишут против имени каждого в книге смерти.
Христос и Его народ будут судить сатану и злых ангелов. Павел говорит: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?»,