что «избранные не могут лишиться Божественной милости и благодати», пришли к еще более ужасающему выводу, уверяя, что «беззаконные дела, совершаемые такими людьми, не являются грехом и нарушением Божественного закона, и, следовательно, им нет никакой нужды раскаиваться в своих прегрешениях и просить прощения». Поэтому, заявляли они, даже самый отвратительный грех, который «считается грубейшим нарушением Божественного закона, не является грехом в очах Божьих, если совершен одним из избранных, поскольку Его избранные тем и отличаются, что не могут сделать ничего неугодного Богу или же запрещенного Его законом».
Эти чудовищные доктрины можно обнаружить в более позднем учении известных богословов и наставников, утверждавших, что не существует непреложного Божественного закона как мерила справедливости, но общество само вырабатывает нормы нравственности, которые постоянно подвергаются изменению. Все эти идеи исходят от того духа, который начал свою деятельность среди безгрешных существ, стремясь уничтожить справедливые ограничения закона Божьего.
Учение о том, что судьба каждого человека предопределена Богом, для многих людей явилось основанием для отвержения закона Божьего. Уэсли мужественно боролся с заблуждением этого антиномистического учения и доказывал, что оно противоречит Священному Писанию. «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков». «Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (Тит. 2:11; 1 Тим. 2:3-6). Дух Божий снисходит ко всем нам, предлагая каждому человеку воспользоваться дарами спасения. Так Христос, «истинный Свет», «освещает каждого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Добровольно отказываясь от дара жизни, люди лишаются спасения.
В ответ на утверждение, что смерть Христа делает ненужными и десять заповедей, и обрядовой закон, Уэсли говорил: «Моральный закон, изложенный в десяти заповедях и проводимый в жизнь пророками, не упразднен Христом. Он пришел на землю не для того, чтобы отменить какую-либо часть этого закона. Ибо этот закон не подлежит никакому изменению, он незыблем, «как верный свидетель на небе»… Он существовал от начала мира и был начертан не на каменных скрижалях, но в сердцах людей, сотворенных рукой Творца. И хотя сейчас письмена Божьи искажены пеленой греха, все же начертанное Господом не может быть окончательно уничтожено, пока в нас живет сознание добра и зла. Каждая заповедь этого закона должна оставаться в силе для всего человечества во все века, ибо закон этот не зависит ни от времени, ни от места, ни от каких-либо других факторов, подверженных изменению, но основывается на природе Бога и природе человека и их не меняющихся отношений друг с другом.
«Не нарушить пришел Я, но исполнить»… Несомненно, что Христос подразумевал здесь следующее (что соответствует всем Его предыдущим и последующим словам): Я пришел, чтобы восстановить его в его полноте, вопреки всем человеческим толкованиям; Я пришел, чтобы до конца разъяснить все, что было неясно и непонятно; Я пришел, чтобы раскрыть истинный смысл каждой заповеди, показать широту их подлинного содержания, присущие им высоту и глубину, выявить непостижимую чистоту и духовность закона во всех деталях.
Уэсли провозглашал совершенную гармонию закона и Евангелия. «Между законом и Евангелием существует самая тесная связь, какую только можно представить себе. С одной стороны, закон постоянно прокладывает дорогу к Евангелию и указывает нам на него, с другой — Евангелие постоянно направляет нас ко все более точному исполнению закона. Закон, например, требует от нас, чтобы мы любили Бога, наших ближних, чтобы мы были кротки, смиренны и праведны. Но мы чувствуем, что не способны жить таким образом, да это и «невозможно человеку», однако мы помним об обетованиях Господа, Который обещал нам дать такую любовь и сделать нас смиренными, кроткими и праведными, и мы принимаем это Евангелие, эту благую весть; и это совершается для нас по нашей вере, и «праведность закона исполняется в нас» через веру в Иисуса Христа….
Сильнейшие враги Евангелия, — продолжает Уэсли, — это те, кто явно и открыто порочат закон и судят его; кто учит людей нарушать, устранять, отменять не только какую-то одну заповедь, самую легкую или самую трудную, но все заповеди сразу…. Больше всего поражает во всем этом искренняя убежденность людей в том, что, опровергая закон, они чтят Христа и, разрушая Его учение, возвеличивают Его служение! Да, они почитают Его точно так же, как Иуда, который сказал: «Радуйся, Равви!» и поцеловал Его». И Господь имеет полное основание спросить у каждого из них: «Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» И если сегодня проповедовать о Его крови и вместе с тем лишать Его царственной короны, упразднять какую-либо часть Его закона якобы для того, чтобы содействовать успеху Евангелия, то разве это не предательство целованием? И действительно, это обвинение не снимается и с тех, кто, проповедуя об истине, прямо или косвенно устраняет необходимость повиновения, кто отменяет или умаляет хотя бы самую легкую из заповедей Божьих».
Тем, кто настаивал на том, что «проповедь Евангелия отвечает всем целям закона», Уэсли отвечал: «Мы полностью отрицаем это. Не выполняется даже самое главное назначение закона — обличать грешников, пробуждать тех, кто дремлет на краю преисподней». Апостол Павел говорит: «законом познается грех»; прежде чем человек действительно не осознает своего греха, он не может почувствовать истинной нужды в искупительной крови Христа…. Наш Спаситель Сам говорит: «Не здоровые нуждаются во враче, но больные». Конечно, неразумно предлагать врача тем, кто здоров или же, по крайней мере, считает себя таким. Вы должны сначала убедить их в том, что они больны, в противном случае люди не оценят вашу заботу. Также неразумно предлагать Христа тем, чье сердце никогда не страдало, никогда не было сокрушено».
Итак, проповедуя Евангелие благодати Божьей, Уэсли, подобно своему Учителю, старался «возвеличить и прославить закон». Он верно и добросовестно выполнил порученную ему Господом работу и смог созерцать чудесные плоды своих усилий. В конце его долгой жизни — он прожил более 80 лет, из которых полвека провел в миссионерских путешествиях,— число его последователей возросло до полумиллиона. И все же только тогда, когда вся семья искупленных соберется в Царствии Божьем, мы узнаем, сколько же на самом деле было тех, кто благодаря его трудам, поднялся из руин греха и порока к возвышенной и чистой жизни, и сколько было тех, кто благодаря его учению получил более глубокий и богатый духовный опыт. Жизнь его является неоценимым примером для каждого христианина. О, как не хватает современным церквам веры и смирения, неистощимого усердия, самопожертвования и посвященности этого служителя Иисуса Христа!
Глава 15 Библия и французская революция
В XVI веке Реформация, предлагая народу открыть Библию, пыталась проникнуть во все страны Европы. Некоторые государства с радостью приветствовали ее как желанную небесную вестницу. Там же, где папству удалось воспрепятствовать ее влиянию, возвышенный свет библейской истины не получил почти никакого распространения. Страну, о которой и будет идти речь в этой главе, озарил свет истины, но тьма не отступила перед ним. В течение целых столетий шло противоборство этих двух сил. Наконец восторжествовало зло, и небесная истина была отвергнута. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3:19). И этот народ пожинал посеянное. Удерживающая сила Духа Божьего была отнята от народа, который отверг дар Его благодати. Бог допустил, чтобы зло достигло своего расцвета, и весь мир увидел последствия своевольного отвержения света.
Война против Библии во Франции, длившаяся на протяжении целых столетий, достигла наивысшей точки во время революции. Такой страшный взрыв явился неизбежным последствием запрещения Римом Священного Писания. Эта война — одна из самых ярких иллюстраций папской политики, показывающая те результаты, к которым вело на протяжении более чем тысячи лет все учение римской церкви.
Запрещение Священного Писания в период папского владычества было предсказано пророками, и Иоанн в книге Откровение также говорит об ужасных последствиях господства «человека греха», особенно сильно сказавшихся на Франции.
Ангел Господень предрек: «… Они будут попирать святый город сорок два месяца. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище… И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят…. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них» (Откр. 11:2-11).
Вышеупомянутые отрезки времени — «сорок два месяца» и «тысяча двести шестьдесят дней» — представляют один и тот же период, в течение которого церкви Христа предстояло переносить преследования со стороны Рима. 1260 лет папского владычества начались в 538 году и закончились в 1798 году, когда французская армия вошла в Рим и взяла в плен папу, который потом умер в изгнании. Хотя вскоре избрали нового папу, все же с тех пор папская иерархия никогда больше не достигала прежней власти и силы.
Преследование церкви не длилось беспрерывно в течение всех 1260 лет. Господь, по милости Своей, сократил время огненного испытания. Относительно «великой скорби», ожидающей церковь. Спаситель сказал: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:22). Воздействие Реформации привело к тому, что преследования прекратились задолго до 1798 года.
Относительно двух свидетелей пророк говорит далее: «Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли». «Слово Твое, — вторит ему псалмопевец, — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Откр. 11:4; Пс. 118:105). Эти два свидетеля символизируют собой Ветхий и Новый Заветы. Они в одинаковой степени подтверждают происхождение и вечность закона Божьего, а также и существование плана спасения. Прообразы, жертвы и пророчества Ветхого Завета указывают на грядущего Спасителя. Евангелие и послания Нового Завета говорят о Спасителе, Который пришел именно так, как об этом было предсказано прообразами и пророчествами.
«И они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище». Большую часть этого времени свидетели Божьи пребывали во мраке. Папство делало все возможное, чтобы скрыть от народа слова истины, и посылало ему лжесвидетелей, противоречащих свидетельствам Библии. Когда Библия была запрещена религиозной и светской властью, когда ее свидетельства искажались и