что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или не одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:17-19).
Вообще протестанты признают, что Священное Писание не дает оснований изменять субботу. Это ясно изложено в публикациях Американского общества популярных изданий и Американского Союза воскресных школ. В одной из этих статей признано «абсолютное молчание Нового Завета по вопросу соблюдения заповеди о воскресном дне».
Высказывается и такое соображение: «До смерти Христа не произошло никакой перемены относительно этого дня, и, насколько об этом свидетельствует Писание, апостолы не оставили никаких указаний об отмене седьмого дня — субботы — и соблюдении вместо нее первого дня недели».
Приверженцы римско-католической церкви не отрицают, что изменение Господнего дня совершено их церковью, и при этом подчеркивают, что протестанты, соблюдая воскресенье, признают тем самым их власть. В «Католическом христианском катехизисе» на вопрос: «Какой день мы должны соблюдать, согласно четвертой заповеди?» дается следующий ответ: «Согласно закону, суббота была освященным днем; но церковь, наставленная Иисусом Христом и руководимая Духом Божьим, заменила субботу воскресным днем; таким образом, мы теперь соблюдаем первый, а не седьмой день. Воскресный день означает теперь день Господень».
Паписты считают символом авторитета католической церкви «сам акт изменения субботы на воскресенье, с которым соглашаются протестанты… Поскольку, соблюдая воскресенье, они признают право церкви устанавливать праздники, а несоблюдение их считать грехом». Чем же в таком случае является изменение субботы, если не знаком авторитета римской церкви — «начертанием зверя».
Римская церковь не отказывается от своих претензий на верховную власть, и когда весь мир и протестантские церкви приняли субботу, учрежденную ею, отвергнув библейскую субботу, тем самым они фактически признали эти притязания. Происшедшие изменения можно оправдывать авторитетом традиции и отцов церкви, но, принимая их, протестанты поступаются главным принципом, разделяющим их с Римом, а именно: «Библия, и только Библия является религией протестантов». Паписты понимают, что протестанты обманывают сами себя, закрывая глаза на очевидные факты. Они радуются тому, что все больше исповеданий склоняется к празднованию воскресного дня, — это дает им уверенность в том, что в конце концов весь протестантский мир окажется под знаменем Рима.
Паписты заявляют, что «соблюдая воскресенье, протестанты, вопреки своему желанию, признают власть католической церкви». Принуждая соблюдать воскресный день, протестантские церкви тем самым принуждают поклониться папству, то есть зверю. Те, кто принимает требования четвертой заповеди, однако, вместо истинной субботы соблюдают ложную, тем самым выражают уважение к той власти, которая ввела это изменение. И, заставляя людей исполнять религиозные требования при помощи государственной власти, церкви сами становятся образом зверя; следовательно, принуждение людей соблюдать воскресный день в США будет означать требование «поклоняться зверю и его образу».
Но христиане прошлого, соблюдая воскресенье, твердо верили в то, что они соблюдают библейскую субботу, и сегодня в каждой церкви, не исключая и римско-католическую, есть истинные христиане, которые убеждены, что воскресенье является определенной Богом субботой. И Бог принимает их искреннее служение и честное отношение к этому вопросу. Но когда соблюдение воскресенья будет требоваться законом, а мир будет просвещен об истинной субботе, тогда всякий, нарушающий заповеди Божьи ради установления Рима, станет чтить папство больше, чем Бога. Он станет выказывать свое преклонение перед Римом и той властью, которая принуждает исполнять его установления. Он станет «поклоняться зверю и образу его». Отвергая установление Божье, которым Господь запечатлел свою власть, и принимая установление Рима как свидетельство его верховной власти, люди тем самым примут знак преданности Риму — «начертание зверя». И только тогда, когда это положение будет полностью разъяснено людям и они будут поставлены перед необходимостью сделать окончательный выбор между заповедями Божьими и заповедями человеческими, — только тогда упорствующие в своем нечестии получат «начертание зверя».
Третий ангел возвещает людям одно из самых грозных предостережений, обращенных когда-либо к смертным. Речь идет о страшном грехе, который вызовет на голову грешника гнев Божий, не смягченный Его милостью. И люди, конечно, не должны быть оставлены в неведении относительно столь важного вопроса. Мир следует предостеречь против этого греха, прежде чем Бог посетит судами нашу землю. Каждый должен знать, что может навлечь эти суды, чтобы грядущее наказание никого не застигло врасплох, чтобы все имели возможность спастись. Пророчество говорит, что первый ангел обращается со своей вестью «ко всякому племени, колену, языку и народу». Предостережение третьего ангела, которое является частью той же троекратной вести, примет не менее широкий размах. В пророчестве сказано, что эту весть возвещает громким голосом ангел, летящий по середине неба,— это привлечет внимание всего мира.
При завершении борьбы все христиане будут разделены на две части — на тех, кто соблюдает заповеди Божьи и имеет веру Иисуса, и тех, кто поклоняется зверю и его образу и принимает его начертание. Хотя церковь и государство объединят свои силы, чтобы заставить «малых, великих, богатых и нищих, свободных и рабов» (Откр. 13:14) принять начертание зверя, все же народ Божий не примет его. Пророк на острове Патмосе уже видел тех, кто победил зверя, образ его и начертание его, и число имени его. Они стояли на стеклянном море и держали гусли Божьи и пели песнь Моисея и песнь Агнца (см. Откр. 15:2-8).
Исайя предсказал, что в последние дни люди вернутся к празднованию субботы: «Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей. Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла». «И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою, и обрадую их в Моем доме молитвы» (Ис. 56:1, 2, 6, 7).
Эти слова применимы и к христианскому веку, как видно из контекста: «Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других» (Ис. 56:8). Здесь прообразно говорится о том, что евангельская весть объединит язычников. И благословение обещано каждому, кто будет соблюдать и чтить субботу. Поэтому четвертая заповедь остается в силе после распятия, воскресения и вознесения Христа и простирается до того периода, когда все слуги Его должны будут проповедовать весть спасения всем народам.
Господь повелевает устами того же пророка: «Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих» (Ис. 8:16). Печать закона Божьего — это четвертая заповедь. Только в ней, в отличие от остальных девяти заповедей, сообщается нам имя и титул Законодателя. Эта заповедь утверждает: Господь — Творец неба и земли, из чего вытекают требования почитания Господа и поклонения Ему превыше всех других. Нигде более в Десятисловии не указывается, чьей властью дан закон. Когда папская власть изменила субботу, печать с закона была снята. Ученики Иисуса призваны к тому, чтобы восстановить законное положение четвертой заповеди, возвысив ее как памятный день Творца и знак Его власти.
«Обращайтесь к закону и откровению». При всем обилии различных доктрин и теорий закон Божий является единственным мерилом, которым должна проверяться истинность всевозможных мнений, учений и теорий. Пророк утверждает: «Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20).
Опять дается повеление: «Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой подобно трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его, и дому Иаковлеву — на грехи его» (Ис. 58:1). Эти слова относятся не к безбожному миру, порицания за совершенные беззакония обращены к тем, кого Господь называет «народ Мой». И дальше Он говорит: «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего» (Ис. 58:1-2). Здесь показаны люди, которые воображают себя праведными и внешне ревностно служат Господу, но Тот, Кому подвластны сердца людей, обличает их столь строго и грозно, что становится ясно — они попирают Божественные предписания.
Пророк так говорит о заповеди, которой люди пренебрегают: «ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, снятым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, то будешь иметь радость в Господе» (Ис. 58:12, 13). Это пророчество также относится и к нашему времени. Изменив субботу, римская власть пробила брешь в законе Божьем. Но пришло время восстановления Божественных уставов. Должна быть заделана брешь и возведено основание для многих поколений.
Адам соблюдал субботу, освященную покоем и благословением Творца, не только до грехопадения, но и после того, как был изгнан из своей блаженной родины. Суббота соблюдалась всеми патриархами — от Авеля до праведного Ноя, Авраама и Иакова. Когда избранный народ находился в египетском плену, там, среди царящего всюду идолопоклонничества, многие утратили знание закона Божьего, но нот Господь освободил Израиль, Он величественно и торжественно провозгласил Свой закон собравшемуся множеству людей, чтобы они узнали Его волю, повиновались и боялись Его вовеки.
С того времени и до наших дней на земле сохранялось познание закона Божьего, и соблюдалась суббота согласно четвертой заповеди. Хотя «человеку греха» и удалось попрать ногами святой день Божий, тем не менее даже в период его владычества были люди, которые втайне почитали этот день. Со времен Реформации в каждом поколении находились те, кто чтил этот день. Невзирая на поношения и преследования, верные дети Божьи постоянно свидетельствовали о незыблемости закона Божьего и о священном долге человека чтить субботу творения.
Эти истины, как они представлены в 14-й главе книги Откровение в связи с «вечным Евангелием», и будут отличительной чертой церкви Христа во время Его пришествия, потому что вследствие возвещения троекратной вести будет собран народ, соблюдающий заповеди Божьи и имеющий веру в Иисуса. Это станет последней вестью, которая будет дана миру перед пришествием Христа. Сразу после ее провозглашения Сын Человеческий, как было явлено пророку, придет во славе, чтобы собрать жатву земли.
Те, кто принял свет о святилище и незыблемости закона Божьего, преисполнились радостью и изумлением, видя красоту и гармонию открывшейся им истины. Им хотелось поделиться со всеми христианами драгоценным светом истины, и они не испытывали никаких