Кто сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).
Сатана постоянно пытается в ложном свете представлять характер Бога, природу греха и истинные причины и последствия великой борьбы. Своими коварными наущениями он старается уменьшить ответственность людей перед Божественным законом и убедить их в праве на грех. И в то же самое время он внушает им ложное представление о Боге, так что они начинают бояться и ненавидеть Его, вместо того чтобы любить. Дьявол приписывает Творцу собственную жестокость. Она пропитывает многие учения церкви и выражается в формах служения. Таким путем люди перестают различать, где истина, а где ложь, и сатана превращает их в своих союзников в войне против Бога. Извращенные понятия о Божественных свойствах привели язычников к уверенности в необходимости человеческих жертв для умилостивления божества, и благодаря этому гнуснейшие жестокости совершались под покровом идолопоклонничества.
Римско-католическая церковь, соединившая в себе язычество и христианство и, подобно язычникам, искажающая характер Божий, обнаруживает ту же жестокость и непримиримость. Во дни папского владычества церковь навязывала свое вероучение с помощью орудий пыток. Тех, кто отказывался повиноваться ее требованиям, ожидал костер. И только в день суда обнаружится, сколько людей погибли ради истины. Служители церкви по наущению сатаны изобретали такие орудия пыток, которые причиняли бы их жертвам самые жесточайшие муки, но в то же время не лишали жизни. Адские муки повторялись до тех пор, пока человек мог их выносить, а затем организм отказывался бороться, и мученик приветствовал смерть как долгожданное избавление.
Такая участь ожидала всех противников Рима. Над приверженцами его церкви свистел бич суровой дисциплины, изнурительных постов и всевозможных самоистязаний. Чтобы снискать благосклонность Неба, кающиеся грешники нарушали закон Божий, попирая законы природы. Человека учили отказываться от всего, что сотворено Богом для радости и счастья. На церковных кладбищах были похоронены миллионы людей, которые всю жизнь тщетно боролись со своими естественными наклонностями, лишь бы не вызвать негодования Бога каким-либо земным чувством.
Достаточно бросить только один взгляд на историю католицизма, чтобы понять хладнокровную жестокость сатаны, проявлявшуюся в течение целых столетий не среди тех, кто никогда не слыхал о Господе, но в самом сердце христианства и во всех его пределах. Посредством чудовищной системы обмана князь тьмы достигает своей цели, бесчестя Бога и обрекая человечество на бедствия и страдания. И если мы заметим, насколько он преуспел в умении замаскировать себя и действовать через руководителей церкви, тогда мы лучше поймем причины его величайшей ненависти к Библии. Если эту Книгу изучают, тогда открывается милосердие и любовь Божья; сразу становится ясно, что Он ни на кого не возлагает непосильной ноши. Все, что Он просит у человека, — это сокрушенное, кающееся сердце и кроткий, смиренный дух.
В жизни Христа мы не находим ни одного случая, когда Он советовал бы мужчинам или женщинам пойти в монастырь для того, чтобы приготовить себя к вечной жизни. Он никогда не учил, что человек должен подавлять в себе чувства любви и сострадания. Сердце Спасителя всегда было переполнено любовью. Чем больше человек приближается к моральному совершенству, тем тоньше он чувствует, тем острее его восприятие греха, и тем полнее проявляется его сочувствие к страждущему. Папа утверждает, что он является наместником Христа на земле, но выдержит ли он сравнение с нашим Спасителем? Разве Христос бросал людей в темницу или отдавал кого-либо на мучения за то, что не оказали Ему почестей как Небесному Царю? Осудил ли Он на смерть тех, кто не пожелал принять Его? Когда однажды жители самарянского селения пренебрежительно отнеслись к Нему, исполненный негодования Иоанн воскликнул: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Но Иисус с состраданием посмотрел на Своих учеников и, обличая их жестокость, сказал: «Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:54, 56). Как же не похож Христос на Своего мнимого наместника!
Теперь римская церковь широкой улыбкой пытается заставить мир забыть все ужасы прошлого. Но хотя она и облеклась в одежды христианства, суть ее остается прежней. Все принципы папства, существовавшие прежде, существуют и ныне. Все учения, выработанные в мрачнейшие времена средневековья, живы и поныне. Пусть никто не обольщается. Папство, которому готовы протянуть руку протестанты наших дней, осталось тем же, каким оно было во времена Реформации, когда мужи Божьи с опасностью для жизни поднялись разоблачить его беззакония. Оно сохранило ту же гордыню и те же высокомерные притязания, какие вознесли его над всякой царской и государственной властью и побудили присвоить себе права Господа. Дух, господствующий в ней сегодня, ничем не отличается от той жестокости и деспотизма, с какой она попирала человеческую свободу и убивала праведных Всевышнего.
Папство представляет собой именно то, что в пророчестве названо отступничеством последних дней. Политика папства весьма гибкая, оно стремится придать себе тот вид, который наилучшим образом будет способствовать осуществлению его целей, но под любой окраской хамелеона скрыта неизменная смертоносность змеиного яда. Паписты заявляют: «Принципы веры не должны соблюдаться по отношению к еретикам и лицам, подозреваемым в ереси». Должна ли эта власть, история которой в течение тысячелетий писалась кровью святых, считаться частью церкви Христа?
В протестантских странах небезосновательно утверждают, что католицизм в наши дни не так резко отличается от протестантизма, как в прошлом. Да, действительно, изменения произошли, но не в папстве. Католицизм во многом смыкается с современным протестантизмом, но происходит это потому, что протестантизм слишком низко упал в сравнении с Реформацией.
Так как протестантские церкви стремились завоевать расположение мира, то собственное благодушие ослепило их. Они не могут разобраться, почему недопустима снисходительность ко злу и неизбежно принимают любое зло за добро. Вместо того чтобы теперь отстаивать и защищать «веру, преданную однажды святым», они извиняются перед Римом за все допущенные резкости и просят прощения за свой фанатизм.
Даже те, кто враждебно относится к католицизму, очень мало представляют себе всю опасность, которая заключена в его силе и влиянии. Многие люди настаивают на том, что интеллектуальная и нравственная тьма, преобладавшая во времена средневековья, благоприятствовала распространению догм и предрассудков католицизма, способствуя его жестокости. Но ныне, говорят они, рост образованности, культуры и либерализма в религиозных вопросах является барьером перед возрождением нетерпимости и тирании. Да и сама мысль о том, что в наш просвещенный век возможно такое, кажется смехотворной. Никто не может отрицать того, что для нашего поколения наука, религия и нравственность озарены ярким светом. Со страниц Священного Слова Божьего излились на мир потоки небесного света. Но никогда не следует забывать: чем ярче сияет свет, тем непрогляднее тьма для тех, кто стоит поодаль, уклоняясь от его лучей.
Если бы протестанты с молитвой погрузились в изучение Библии, то они увидели бы тогда настоящий характер папства и поняли бы, как им поступать, но многие столь уверены в своей мудрости, что не испытывают никакой потребности смиренно искать Бога и Его истину. Хотя они и гордятся своей просвещенностью, но не знают ни Священного Писания, ни силы Божьей. Они стремятся только к тому, что успокаивает их совесть; им нравится все то, что требует меньше духовности и смирения. Они желают забыть о Боге, но делают вид, будто помнят о Нем. И папство самым наилучшим образом подходит для этого. Оно отвечает на запросы двух категорий людей: тех, кто надеется спастись через свои личные заслуги, и тех, кто верит, что будет спасен в своих грехах. В этом и заключается весь секрет популярности папства.
Как было показано, время глубокого невежества способствовало успешному развитию папства. Но вскоре обнаружится, что время величайшего просвещения равным образом будет ему благоприятствовать. В прошлые века, когда люди прозябали без Слова Божьего и без знания истины, они были слепы и опутаны сетями. И в наше время многие ослеплены блеском человеческих теорий, так называемой «ложной наукой»: они не видят расставленных перед ними сетей и легко запутываются в них. По замыслу Божьему, человек должен считать свои умственные силы даром Творца и посвящать его служению праведности и истине, но когда гордость и высокомерие побуждают людей превозносить собственные теории над Словом Божьим, тогда образованность может принести больше вреда, чем невежество. Таким образом, современная лженаука, подрывающая веру в Библию, весьма преуспеет в том, чтобы расчистить путь папству со всеми его привлекательными обрядами, так же, как и в средние века невежество способствовало его развитию и росту.
Стремясь обеспечить церковным учреждениям поддержку государственной власти в Соединенных Штатах, протестанты идут по следам католиков. Более того, они открывают папству возможность достичь в протестантской Америке господства, утраченного им в Старом Свете. Этому движению придает еще большее значение главная скрытая цель его, а именно: обязательное соблюдение воскресного дня, который своим происхождением обязан Риму и который католическая церковь считает символом своей власти. Дух папства — дух соглашательства с мирскими обрядами, почитания человеческих преданий выше заповедей Божьих — проник и в протестантские церкви, побуждая их точно так же возвеличивать и почитать воскресный день, как это прежде делало папство.
Если читатель хочет знать, какие силы будут вовлечены в грядущую борьбу, то пусть обратит внимание на то, какими средствами пользовался Рим для достижения подобной же цели в прошлые столетия. И если ты, дорогой читатель, захочешь понять, как католики и протестанты, объединившись, выступят против тех, кто отвергает их догмы, то посмотри, как Рим относится к субботе и ее защитникам.
Королевские указы, вселенские соборы и церковные постановления, поддерживаемые светской властью, были теми ступенями, поднимаясь по которым этот языческий праздник достиг почетного положения в христианском мире. Первым публичным актом, закрепляющим обязательное соблюдение воскресенья, был закон, принятый Константином в 321 году. Этот указ требовал, чтобы городские жители отдыхали «в достопочтенный день солнца», впрочем земледельцам разрешалось заниматься полевыми работами. Хотя этот праздник и языческого происхождения, он был утвержден императором, формально принявшим христианство.
Однако императорского указа оказалось недостаточно, чтобы отменить Божественную заповедь, и вскоре римский епископ Евсевий, близкий друг и фаворит Константина, искавший благосклонности князей, принялся утверждать, что Сам Христос заменил субботу воскресеньем. Однако это положение не было подкреплено ни одним текстом из Священного Писания. Сам Евсевий невольно признал лживость своего утверждения и указал на истинных авторов этого изменения. «Все, — говорил он, — что нужно делать в субботу, мы переносим на день Господень». Но сколь ни безосновательно празднование воскресного дня, тем не менее люди попрали ногами субботу Господню. И все, кто стремится завоевать благосклонность мира, приняли это постановление.
По мере утверждения и укрепления