должны держать себя в напряжении, иначе утратим захватывающую возможность видеть, как Бог восполняет наши нужды. Ученик Христа не должен задавать себе вопрос: «Сколько мне необходимо оставить себе?» Он должен спрашивать: «Сколько еще я могу дать?»
Давайте без разглашения
Иисус сказал:
Мат.6:1,4 — «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Иисус начинает проповедь словами о даянии, и затем продолжает, говоря о молитве и посте. Когда мы помогаем нуждающимся, мы не должны объявлять об этом. Так поступают лицемеры, ищущие почета людей. Мы должны давать тихо, никому не говоря.
Иногда наши праведные дела, конечно же, будут заметны. Христос здесь говорит о цели и побуждении — не приносить пожертвования, чтобы быть замеченными. Его слова направлены против стремления получить признание и приобрести показную святость.
Основная причина сохранения факта пожертвования в тайне состоит в том, чтобы избавиться от искушения произвести впечатление своей жертвенностью или, по крайней мере, свести это искушение к минимуму.
Если пастор или братский совет будет знать о сумме моих пожертвований, у меня может возникнуть желание угодить им или произвести на них впечатление. В таком случае, по словам Иисуса, я уже получил свою награду и потерял награду от Него. Я очень рад, что в церкви есть только один человек, на которого я могу произвести впечатление. Лучше, если бы было еще меньше.
Для христианских служителей одно из величайших испытаний в решении финансовых вопросов заключается в способности доверяться Богу без заигрывания с жертвователями или оказывания им предпочтения. А для дающих величайшее, пожалуй, испытание — это способность отдавать себя и свои средства, не присваивая себе заслуг.
Попечение Бога о дающем
Св. Писание ясно показывает, как часто Бог благословляет нас материально, когда мы охотно и щедро даем (см. Прит. 11:24-25; Лук. 6:38).
2Кор.9:6 — «При сем скажу, кто посеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет».
Благословляя нас таким образом, Бог не дает нам в руки «игрушки», но дает нам возможность отдать еще больше.
2Кор.9:11 — «Так, чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через вас производит благодарение».
Бог благословляет нас не для того, чтобы поднять уровень нашего благосостояния, но чтобы усовершенствовать уровень наших пожертвований. Примером человека, осознавшего, почему Бог благословил его материально, был Р. Г. Леторно. Будучи изобретателем землеройных машин, Леторно отдавал 90% своего дохода Господу. Он сказал: «Я лопатой загребаю деньги для Бога, и Бог лопатой загребает их для меня, но лопата Бога намного больше моей».
Когда израильтяне украшали свои дома, а Дом Божий лежал в развалинах, то Бог сказал:
Агг.1:5-6 — «Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату, зарабатывает для дырявого кошелька».
Он продолжает объяснять, что поскольку они давали лишь себе, а не Ему, то Бог уменьшил их прибыль, чтобы они не преуспевали (см. Агг.1:9-11). Мы должны тщательно обдумывать свои поступки и спрашивать себя, не лучше ли нам больше отдавать Господу и спрашивать о том, как увеличить состояние, а не стараться сэкономить лишь для того, чтобы сэкономленное утекало из наших карманов. Св. Писание поощряет верующих к Божьей работе даяния другим верующим (см. 1Пар.29:6-9; 2Кор.8:1-7). Слушая свидетельство других об их даянии, я сам испытываю побуждение и поощрение давать. Учась давать, мы становимся ближе к Богу.
Но, как бы далеко мы не продвинулись в милости даяния, Иисус Христос остается не имеющим Себе равных Даятелем. Это Он оставил богатство небес, чтобы совершить наивысшую жертву для освобождения нас из вечной бедности и даровать нам вечное богатство. Как бы много мы не давали, мы никогда не сможем превзойти Бога.
Отношение к деньгам
1Тим.6:6-10 — «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям».
В 1Тим.6:10 сказано: » …ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». В этом состоит главная мысль стихов 6-10. Все сказанное до и после этого утверждения подчеркивает его значимость. Священное Писание изобилует предостережениями против любви к деньгам. Возможно самое важное из них — это слова нашего Господа:
Матф.6:21 — «…ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
То, как мы обращаемся с нашими деньгами, открывает устремления нашего сердца.
Правильное отношение к деньгам
Каким должно быть наше отношение к деньгам? Священное Писание может много сказать на эту тему.
1. Мы не должны относиться к деньгам, как к чему-то неправильному по своей сути. В отношении тех, кто любит мудрость, сказано: Прит.8:21 — «Чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю». Библия не называет обладание деньгами чем-то неправильным.
2. Мы не должны думать, что сами приобретаем деньги. О Боге сказано, что Он:
Втор.8:18 — » …дает тебе силу приобретать богатство».
Мы ничего не зарабатываем без Божьего провидения.
3. Мы не должны вопреки Божьей воле цепляться за деньги. Бог может решить забрать наши деньги. Это произошло с Иовом (Иов.1:14-19) и с апостолами, которые сказали Иисусу:
Мат.19:27 — » …вот, мы оставили все и последовали за Тобою».
Мы не должны держаться за деньги, если Бог хочет, чтобы мы с ними расставались.
4. Мы не должны оказывать человеку особый почет только потому, что он имеет деньги. В Иак. 2:1-10 содержится предостережение против пренебрежения бедными ради богатых. Мы должны больше заботиться о бедных, потому что у них очень большие нужды.
5. Мы не должны гордиться своими деньгами. В 1-ом Послании к Тимофею сказано:
1Тим.6:17 — «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения».
Мы не должны превозноситься тем, чем владеем.
6. Мы не должны стремиться к богатству. Мы должны, прежде всего, стремиться к Царству Божьему и позволять Богу восполнять наши потребности (см. Мат.6:33).
7. Мы не должны заменять деньгами веру в Бога. В 1 Тим. 6:17 также сказано, что богатые не должны уповать «на богатство неверное».
8. Мы не должны эгоистично накапливать деньги. В книге Притч сказано:
Прит.11:25 — «Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет».
Лук.6:38 — «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».
Жертвенная щедрость должна отличать каждого верующего.
9. Мы не должны любить деньги. Вот важнейший принцип в отношении денег:
1Тим.6:10 — «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям».
Неправильная привязанность к деньгам
Любовь к деньгам — корень всякого зла. Греческое слово, переводящееся как «любовь к деньгам» (филаргурия) означает «привязанность к серебру». Павел говорит об отношении к деньгам, а не о самих деньгах. В самих деньгах нет ничего дурного. Павел говорит о грехе жадности. Он говорит, что любовь к деньгам — это «корень», источник всех зол. Обычно, если вы любите деньги, ничто не может удержать вас от погони за ними. Поэтому, именно эта навязчивая идея — причина всех зол. Однако, если вы всецело поглощены любовью к Господу Богу своему всем сердцем, душой, умом и всеми силами, то отодвинете в сторону все, что может препятствовать в вашем следовании за Ним. Вот почему вы не можете любить и служить и Богу, и деньгам (см. Мат.6:24).
Как узнать, любите ли вы деньги?
1. Вы проводите больше времени в мыслях о том, как получить деньги, или о том, как добиться совершенства в своей работе?
Что вас больше заботит — заработать как можно больше или качество вашего служения? Для вас работа — средство финансирования ваших желаний или средство, позволяющее прославить Бога? Наша реакция на каждодневные задачи во многом обнаруживает, любим мы деньги или нет.
2. Кажется ли вам постоянно, что вы имеете недостаточно?
Человек, который любит деньги, никогда не удовлетворен тем, что имеет. Он не научился довольствоваться тем состоянием, в котором находится (см. Фил. 4:11).
3. Выставляете ли вы напоказ то, чем владеете?
Люди, которые любят деньги, получают необычайное удовольствие от ношения одежды, вождения машины, способа своей жизни и когда хвалятся своими покупками.
4. Возмущает ли вас необходимость давать что-то другим людям?
Когда люди поглощены удовлетворением личных желаний, им причиняет боль даяние, даже если оно вызвано достойной причиной. Мысль о том, чтобы кому-то что-то давать или делиться с кемто, неприятна им.
5. Согрешаете ли вы, чтобы получить деньги?
Некоторые люди для получения денег сообщают неправду в своей налоговой декларации, обманывать в расходных счетах, красть из кассы на работе, идти на компромисс со своими убеждениями. Согрешая с целью получения денег, вы всегда свидетельствуете, что любите деньги больше, чем Бога и Его праведность. Если какое-либо из этих утверждений отражает ваши действия и отношение к деньгам, помните, что любовь к деньгам порождает все зло в вашей жизни (см. 1Тим.6:10). Продолжая поступать подобным образом, вы уступаете обольщению богатством (см. Мат.13:22).
Сребролюбие и владение деньгами
Некоторые могут иметь много денег и не любить их, тогда как другие могут почти не иметь их и любить то малое, чем обладают. Я знаю людей, которые владеют огромным количеством денег, однако не любят их. По сути, они посвящают свою жизнь прославлению Бога. Эти люди не захвачены погоней за деньгами; они поглощены стремлением к Богу. Они не щеголяют деньгами или вещами, которыми обладают, не грешат и не идут на компромиссы для того, чтобы получить деньги. Но по Своим собственным причинам Бог решил дать им много. В то же время я встречал людей, которые не имеют денег, но отчаянно их любят. Они проводят большую часть своего времени, раздумывая, как получить побольше денег. Опасность сребролюбия не зависит от того, как много вы имеете.
Кто побудил Павла к обсуждению вопроса о сребролюбии? Лжеучителя, которые фальсифицировали благочестие и стремились к материальной выгоде.
1Тим.6:5 — «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие