служит для прибытка. Удаляйся от таких».
Далее Павел делает противопоставление:
1Тим.6:6 — «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным».
Лжеучитель, который предполагает, что его претензии на благочестие принесут ему большую выгоду, не прав. Лишь истинное благочестие приводит к большой выгоде. Начиная с 6-го стиха, Павел говорит о деньгах в общем, и в 10-ом стихе заканчивает предостережением об опасности сребролюбия. Хотя обсуждение Павла предназначалось тем в Ефесской церкви, кто злоупотреблял деньгами, оно имеет большое значение для нас сегодня.
Сребролюбие порождает все зло. Это означает, что любовь к деньгам очень опасна.
Сущность сребролюбия (ст. 6-8).
Оно пренебрегает истинной выгодой: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1Тим.6:6).
В греческом тексте в начале стиха стоит слово «де», которое можно перевести как «действительно». Используя слово «действительно», мы переведем слова Павла следующим образом:
«Действительно великое приобретение — быть благочестивым и довольным». Если мы используем слово «но», то будем толковать сказанное Павлом как противопоставление: «Но в отличие от ложного благочестия, которое не приносит никакой пользы, истинное благочестие пользу приносит». Способ, которым мы переведем сказанное, не изменяет того факта, что наибольшая выгода — в истинном благочестии.
Составляющие истинного богатства
Благочестие
Слово «благочестие» (греческое «эусебия») часто используется в пасторских посланиях. Оно означает «благоговение» или «набожность». Я склонен понимать это слово как уподобление Богу.
Огромная польза в том, чтобы отражать Божью природу и быть довольным своей жизнью. Но если все, чего вы хотите, — это деньги, вы никогда не будете благочестивыми, поскольку никогда не будете довольны. Довольное благочестие дает пользу, которую нельзя купить ни за какие деньги — духовную пользу.
Удовлетворенность
Подлинное «довольство» происходит от истинного благочестия, которое неразрывно связано с удовлетворенностью. Греческое слово,
которое переведено как «довольный» («аутаркес»), означает «самодостаточный». В классическом греческом языке это означало черту характера человека. Циники и стоики использовали слово «аутаркес» для обозначения самообладания. Для них довольный человек — это человек, обладающий внутренними ресурсами, которые позволяют ему быть невозмутимым перед лицом внешних воздействий. Даже когда он не способен управлять обстоятельствами, он может управлять своей реакцией на них. Основные значения «аутаркес» — «быть достаточным», «не искать ничего более», «быть удовлетворенным тем, что имеешь». Павел использует это слово как качество благочестия. Хотя слово «аутаркес» служит для обозначения благородной человеческой черты, Павел раздвинул рамки его значения.
2Кор.3:5 — «не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога».
2Кор.9:8 — «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело».
Фил.4:11-13,19 — «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе»… «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом».
Павел возвысил значение слова «аутаркес», поскольку использует его для обозначения полноты богатства Бога, а не человека. Довольство христианина — это больше, чем самообладание или человеческая добродетель. Она в основе своей связана с достаточностью Бога и Христа. Действительно довольный человек желает жить в пределах чудесной воли Владыки Бога и стремится быть подобным Ему.
Желание большого богатства
Истинное благочестие приносит истинную выгоду, поскольку дает удовлетворение. Человек, который богат в Библейском смысле, не нуждается более ни в чем другом.
Желающие самого малого
Эпикурейцы полагали, что секрет удовлетворенности заключается не в том, чтобы приумножать имущество человека, а в том, чтобы отбросить свои желания. Павел повторил это утверждение в Фил. 4:11-13.
Пр.30:8-9 — «Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: `кто Господь?’ и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе».
Писатель книги Притч не хотел слишком много или слишком мало; он был удовлетворен всем, что Бог усмотрел дать ему. Истинное благочестие — это великое приобретение. Выгода в этом случае не связана с тем, как много мы имеем, но с тем, как много мы хотим.
Если вы удовлетворены тем, что дал вам Бог, вы богаты.
Евр.13:5 — «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя».
Что еще человеку нужно знать о Боге и получить от Него сверх того, что Он дал? Если вы проводите свою жизнь, гоняясь за деньгами, вы лишитесь истинного приобретения, поскольку никогда не получите достаточно, чтобы удовлетворить себя. Благочестивый человек побуждаем не любовью к деньгам, но любовью к Богу. Он стремится к самому большому богатству: духовному удовлетворению и совершенной вере в вездесущего и всемогущего Бога.
Желающие больше всего
Мирские примеры: четко зафиксировано, что некоторые богатые люди, порабощенные деньгами, такие как Корнелий Вандербилт, чрезвычайно несчастны. У некоторых из таких богатых людей, как Генри Форд, например, возникает отвращение к богатству и тоска по более простым временам. Хотя безбожники никогда не понимают этого факта, лишь те, кто испытывают духовное удовлетворение, происходящее благодаря благочестию, действительно богаты.
Библейские наставления
Пс.62:2-6 — «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище: ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои. Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои».
Давид был удовлетворен общением с вечным Богом; он любил Его, и был любим Им.
Пс.107:9 — «ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами».
Бог сказал:
Ис.55:2 — «Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком».
Никто и никогда не будет действительно удовлетворен погоней за деньгами, поскольку удовлетворение и любовь к деньгам исключают друг друга. Хорошо сказано, что деньги подобны морской воде, — чем больше пьешь, тем сильнее тебя мучит жажда.
Сребролюбие заостряет внимание на преходящих ценностях
1Тим.6:7 — «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него».
Реалии человеческой жизни
Каждый младенец рождается нагим. Мы ничего не приносим в этот мир, и мы ничего не забираем из него. Об этом свидетельствует Слово Божие.
Иов.1:21 — «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»
Еккл.5:15 — «Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей».
Действительная ценность денег
Если вы тратите всю свою жизнь на любовь к деньгам, то стремитесь к чему-то, что не имеет вечной ценности. Прислушайтесь к словам Иисуса.
Мат.6:19-21 — «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Мар.8:36-37 — «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»
Если бы вы получили все материальные владения мира, то обнаружили бы, что не получили ничего, — особенно если бы вы не были подготовлены к вечности, когда встретите смерть. Люди, которые стремятся к деньгам, как к наивысшей цели своей жизни, акцентируют внимание на том, что временно; они игнорируют то, что пребывает вечно.
Любовь к деньгам мешает видеть простоту жизни
1Тим.6:8 — «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем».
Греческое слово, переведенное как «одежда», означает, прежде всего, одежду, но также включает понятие жилища. Павел говорит, что мы должны быть довольны, имея еду, одежду и жилище — самое необходимое в жизни. Он не осуждает, если мы имеем больше в том случае, если Бог милостиво решил дать нам больше. Но он осуждает позицию недовольства.
Утрата простых радостей жизни
Поскольку богатое общество склонно заменять людей вещами, а беседу развлечением, мы теряем простые радости жизни. Думаю, что большинство из нас стремится к жизни, менее подверженной мирскому безумию.
Главным в христианской жизни должны быть взаимоотношения. Однако наши взаимоотношения с семьей и друзьями часто омрачены желанием иметь то, чем мы не обладаем. Вместо того, чтобы наслаждаться жизнью, мы охвачены стремлением придумать, как нам увеличить свою зарплату, чтобы платить за вещи, которые нам нет никакой нужды покупать в первую очередь. Это давление порождает депрессию, поскольку мы позволяем себе залезть в долги для того, чтобы приобрести это имущество.
Восстановление простых радостей жизни
Иисус Христос ясно заявил, каким должно быть христианское отношение:
Мат.6:24-25 — «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?»
В ст. 26-31 Иисус описывает, как Бог заботится о птицах и полевых лилиях. Затем Он говорит:
Мат.6:32-33 — «Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
Если мы достигнем такого состояния, когда будем вкладывать свои силы и средства в то, что соответствует Божьим приоритетам, мы будем иметь эту простую радость. Простота жизни заключается в принятии того, что Бог дает нам, и в отказе от жадности. Когда мы ищем Бога и Его славу и не порабощены легкомыслием жизни, ничто не может лишить нас нашей радости.
Как быть довольным?
Как вы можете довольствоваться простыми жизненными событиями и научиться не желать больших материальных владений?
Позвольте мне привести вам некоторые принципы.
1. Признавайте, что Господь владеет всем, что вы имеете. Прежде чем покупать что-либо, спросите себя, принесет ли это славу Богу. Может ли это приблизить Его Царство? Сделает ли это мое служение более эффективным? Смогу ли я использовать этот предмет для того, чтобы являть свою любовь другим людям? Знание того, что Бог владеет всем, что у меня есть, помогает мне в