Скачать:TXTPDF
Христианская распорядительность. Материальное служение Богу. Р. Б. Дехтяренко

и не изолью ли на вас благословения до избытка?»

Бог говорит: «Принесите все десятины в дом хранилища». Не удерживайте ничего. Послушный израильтянин не задавал вопрос, можно ли ему вместо этого принести 7% или отдать десятину с остатка дохода, а не от общей суммы. От всего, что дал нам Господь!

И не важно, деньги это или какие-либо другие виды дохода, — 10% принадлежат Богу.

Кроме этого израильскому народу нужно было давать не одну десятину, а целых три.

1. Одна десятина давалась на содержание священников и левитов (см. Числ.18:21, 24). Она называлась десятиной левитов.

2. Вторая предназначалась для финансирования священных праздников (см. Втор.12:17-18; 14:23). Она называлась десятиной Праздников.

3. Третья десятина использовалась для помощи бедным, сиротам и вдовам (см. Втор.14:28-29; 26:12-13). Она называлась десятиной бедных.

Десятины левитов и праздников были ежегодными. Десятина бедных собиралась каждый третий год. Эти три десятины в общей сложности составляли приблизительно 23% каждый год. Так как Израиль был не только духовной общностью, но и государством, то некоторая часть этих средств соответствует нашим современным налогам. Большая часть, однако, предназначалась для религиозных, а не для государственных целей.

Практика десятины прослеживает свое начало задолго до закона Моисея. Авраам принес десятину Мелхиседеку (см. Быт.14:20).

Иаков пообещал Господу отдать десятину (см. Быт.28:22). Мы не знаем, приносили ли остальные израильтяне десятину; мы даже не знаем, приносили ли эти два мужа десятину в другое время, но нам также не сказано обратное. Скорее всего, Авель и Енох, как и другие, приносили десятину до появления закона, точно так же, как они соблюдали субботу до установления закона.

Исторические факты показывают, что египтяне, халдеи и ассирийцы приносили десятину своим богам, а также некоторые древние китайцы, греки, римляне и арабы.

Приношение первых плодов — «от начатков»

Прит.3:9 — «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих».

Три раза в год, сыны Израиля приносили Господу приношения первых плодов. Бог сказал:

Исх.23:15 — «И пусть не являются пред лицо Мое с пустыми руками».

Приношение первых плодов совершалось ежегодно от урожая виноградника (см. Лев. 19:23-25), а также пшеницы, вина, оливкового масла и остриженной шерсти (см. Исх.23:16; 34:22; Втор.18:4). Первое от всего съестного (см. Числ.15:20-21), меда и от всего выращенного на земле (см. 2Пар.31:5) принадлежало Господу.

Никто — ни отдельные люди, ни какая-либо семья — не имел права удерживать первые плоды от Бога. Большая часть первых плодов предназначалась религиозным начальникам для их служения (Числ.18:12). Установление принципа первых плодов и его практика было важным свидетельством Божьего народа. Этим они говорили: «Все самое лучшее и первое, что у нас есть, мы отдаем Тебе, наш Господь, так как мы признаем, что все хорошее приходит от Тебя».

По всей вероятности, первые плоды и десятина соответствовали друг другу, часто это было одно и то же. Термин «десятина» указывает на точное количество, а термин «первые плоды» говорит о сущности и качестве приношения. В экономической жизни Израиля материальные вещи и товары были естественным выражением десятины. Этот же принцип относится и к деньгам. Первые 10% всего дохода (в любом виде) отдавались Господу. Израильтяне знали, что Бог дает им урожай. Приношение первых плодов было постоянным напоминанием детям Божиим о Его владычестве. Подобным образом, обряд искупления первого плода человека или животного («первенца», см. Исх.13:11-15) был образом грядущего искупления во Христе. Образ первых плодов описывал Бога как источник жизни и всех благословений.

Родители надеялись, что их дети, наблюдая регулярное и систематическое приношение Господу, вырастут с осознанием своего долга перед Богом.

Приношение первых плодов было также способом сказать: «Мы доверяемся Тебе, Боже. Ты поможешь нам собрать, сохранить и использовать оставшуюся часть».

Все знали, что удержание или приношение меньше положеного, вызовет гнев Господа.

Сущность первых плодов заключена в требовании приносить все самое первое и самое лучшее, т.е. «сливки». Это означает, что как только собран урожай или получена плата, первые плоды должны быть отданы Господу. Их нельзя хранить, прятать, копить или распределять каким-либо другим образом. Они должны идти на дело Божье.

Подобное отношение — оставлять себе самое лучшее, а Богу отдавать, в лучшем случае, остатки — навело на Израиль суд Божий.

Приношения духовной общиной Господу того, что по праву принадлежит Ему, — это термометр веры народа и его доверия Богу. Когда народ духовно охладевал, то переставал приносить Богу требуемое, и когда люди прекращали приносить Богу требуемое, то начинали духовно охладевать.

Добровольность приношения

Десятины или «первые плоды» безоговорочно признавались принадлежащими Богу. В связи с этим человек не давал десятину, а возвращал ее Тому, Кому она принадлежала с самого начала.

Поэтому в Ветхом Завете при упоминании десятины или «первых плодов» («первородное, от начатков») употребляются слова «приносили» или даже «уплачивали», а не «давали». Как и в отношении сегодняшних налогов, у израильтян не было выбора: они должны были платить, следуя долгу и послушанию.

И все же в Ветхом Завете говорится также о добровольных жертвоприношениях или «жертвах по усердию» (см. Лев.22:18-23; Числ.15:3; Втор.12:6, 17). Эти приношения были дополнительными, сверх десятин или «первых плодов». Они были истинным даянием. В книге Ездры, когда необходимо было заново отстроить храм, к народу обратились с просьбой о «пожертвованиях из усердия» (Езд.1:4,6; 3:5; 7:15; 8:28). Выражение «жертва из усердия» как термин имело конкретный смысл и содержало конкретные требования. Поэтому мы предпочитаем выражение «добровольное пожертвование». Это выражение связано с понятием «давайте по желанию» или «давайте по побуждению Господа». Когда «всякий, в ком возбудил Бог дух его», отправился на строительство храма в Иерусалиме, тогда:

Езд.1:5-6 — «соседи их вспомоществовали им серебряными сосудами, золотом, и иным имуществом, и скотом, и дорогими вещами, сверх всякого доброхотного даяния для храма».

Никогда не услышишь, чтобы кто-нибудь сказал: «Я почувствовал, как Бог побудил меня отдать десятину» или «В этом месяце я отдам все свои начатки». Никто не задает вопрос: «Господь, хочешь ли Ты, чтобы я отдавал десятину?» Слово Божие уже ответило на этот вопрос. Добровольные пожертвования начинались после принесения десятины, после «начатков». Десятина была не потолком, а полом. Она была хорошей точкой отсчета, отталкиваясь от которой идущий за Богом человек мог давать намного больше на основании нужд и возможностей.

Десятина была проверкой любви и видимым выражением послушания, а обильные пожертвования — проверкой любви, радости и сердца того, кто преданно поклоняется Богу. В Исх. 35 и 36 мы читаем о приливе щедрости среди народа, потому что он понял величие строительства скинии. У людей появился заразительный дух даяния, в результате которого они принесли больше, чем достаточно, и их в буквальном смысле нужно было остановить от приношения даров (см. Исх.35:5-7). Обратите внимание, что здесь говорится не о десятине от людей, а о том, что они принесли сверх обычного даяния. Именно это важно. Это наглядное свидетельство труда Св. Духа в жизни израильтян. Также задумайтесь о том, как в контексте произошедшего на горе Синай, милость даяния временно изменила любителей власти и ноющих людей в тех, кто радостно поклонялся Богу. То же самое произошло и в дни строительства храма. Давид сказал:

1Пар. 29:3 — «И еще по любви моей к дому Бога моего, есть у меня сокровище собственное из золота и серебра, и его я отдаю для дома Бога моего, сверх всего, что заготовил я для Святого Дома».

Затем и его семья, и вожди колен «давали с желанием» и щедро (см. 1 Пар. 29:6-8).

1Пар.29:9 — «И радовался народ усердию их, потому что они от всего сердца жертвовали Господу; также и царь Давид весьма радовался» (см. также стихи 14,16-18).

Обратите внимание, что Давид оценивал их преданность по готовности жертвовать. Мы отдаем десятину и жертвуем первые плоды («первородное, от начатков»), потому что Бог велит нам делать это. Мы даем сверх и больше добровольных пожертвований, потому что, испытав радость даяния, мы приобретаем желание давать больше обычного.

Ценность десятины

Говоря о добровольных пожертвованиях, мы ни в коем случае не хотим уменьшить значимость десятины или недооценить регулярное приношение «первых плодов». Именно здесь Бог дал Своему народу отправной пункт, и, следовательно, это очень хорошее начало. Десятина очень важна. Ее цель состоит в следующем:

Втор.14:23 — «…дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни».

Десятина научит нас отдавать Богу первое место в нашей жизни. Принесенная 10-я часть представляет оставшиеся 90%. Уплата десятины символизирует отдачу всей нашей жизни Богу. Десятина проливает свет. Она напоминает нам, кто мы такие, а также, что все, что мы имеем, дано нам Другим — Тем, Кто выше нас. Она — наша дань Богу. Десятина — это не небольшая монетка или чаевые за хорошее обслуживание в ресторане, небрежно оставленные нами на столе, но выражение нашей зависимости от Господа и благодарности Ему за все, Кто Он для нас, и за все, что Он дал нам.

Кроме этого, десятина требует счета. Оценивая количество данного нам Богом, мы с благодарностью считаем Божии благословения. Мы в буквальном смысле подсчитываем материальные благословения, которые Он нам дал, и в которых нет ничего плохого.

Десятина была и по-прежнему в каждый момент жизни остается напоминанием о нашем долге перед Богом. Посредством десятины Бог постоянно в течение жизни напоминает о том, что все принадлежит Ему: земля, скот, драгоценности, деньги и все, все, все.

Израильскому народу было не легче, чем нам, расставаться со своими деньгами. Большинству из них приходилось намного тяжелее трудиться для заработка, чем нам сегодня. Однако десятина настолько вросла в их жизнь, что стала «естественной» в лучшем смысле этого слова. Их отцы и матери, братья и сестры, товарищи по работе и все окружающие приносили десятину. Она стала образом жизни.

Когда израильтяне уклонились на собственный путь и перестали приносить десятину, Бог обличил их в обкрадывании Его. Затем Он призвал Свой народ проверить Его, чтобы посмотреть, что произойдет, когда они возобновят приношение десятины, и убедиться, что Бог усматривает их нужды (Мал.3:8-12). Десятина позволит и нам проверить обещание Бога о восполнении нужд (Матф.6:33).

Происхождение десятины

Десятина — это не нововведение 20-го века, хотя есть основание считать, что за последнее столетие она получила более широкое распространение, чем в предшествующих поколениях христианской Церкви. В различные времена истории Церкви Бог использовал определенных людей и определенные доктрины, чтобы пролить свет на то, что осталось незамеченным, но было очевидно Библейским.

Божество Иисуса Христа — 4-й век.

Происхождение первородного греха — 5-й век.

Оправдание по вере — 16-й век.

Сегодня служение десятины возрождается, скорее, как практика, чем как доктрина. Практика этого служения перешагнула деноминационные, географические и теологические границы. В качестве примера тех, кто в нынешнее время возрождает эту Библейскую истину, можно привести баптистов, некоторых веслеян

Скачать:TXTPDF

Христианская распорядительность. Материальное служение Богу. Р. Б. Дехтяренко Протестантизм читать, Христианская распорядительность. Материальное служение Богу. Р. Б. Дехтяренко Протестантизм читать бесплатно, Христианская распорядительность. Материальное служение Богу. Р. Б. Дехтяренко Протестантизм читать онлайн