Скачать:TXTPDF
Христианская распорядительность. Материальное служение Богу. Р. Б. Дехтяренко

и определенные группы пятидесятников. Десятина проповедуется и практикуется англиканами, лютеранами и пресвитерианцами, не говоря о многих других деноминациях.

Возможно, только на небесах мы узнаем, кто первый начал приносить десятину. Вероятно, это был Авраам. Павел привел Авраама в пример оправдания по вере (вмененная праведность). У Иакова же он — пример того, как понимать оправдание делами (послушание на деле). Авраам — это, пожалуй, основной пример приношения десятины в Библии.

В Библии слово «десятина» впервые появляется в Ветхом Завете.

Быт.14:20 — «И благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего».

Быт.14:19 — «И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли».

Здесь не говорится о том, что Мелхиседек повелел Аврааму принести десятину. Закон Моисея, который позднее обязал народ приносить десятину, пришел спустя более 400 лет. Это говорит о том, что и здесь Авраам не следовал предписанному закону или повелению. Скорее всего, Авраам был основоположником десятины.

Внимательно рассматривая описание, как Авраам принес десятину Мелхиседеку, мы видим, что он сделал это с благодарностью, добровольно и систематически. Авраам был благодарен Богу. Как он мог выразить эту благодарность? Мелхиседек вынес вино и хлеб.

Он был священником Бога Всевышнего и благословил Авраама (см. Быт.14:18-20).

В Послании к Евреям сказано, что Мелхиседек был сотворен:

Евр.7:3 — «Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь сыну Божию, пребывает священником навсегда».

Авраам видел прообраз Иисуса Христа и слышал Его слова. Слова Мелхиседека произвели в Аврааме еще большую благодарность к Богу, так как его слово было живым, как от Духа Божия.

Однако он ответил не только духовно, но и физически. Авраам отдал десятую часть всей своей «добычи», а не только своего времени.

Евр.7:4 — «Видите, как велик Тот, Которому и Авраам патриарх дал десятину лучших добыч своих».

Некоторые считают, что Авраам отдал десятую часть не только добычи, но и всего, что он тогда имел. Сказанное здесь о десятине с добычи, соответствует учению Библии о десятине и «произведениях» (Втор.14:28). Десятина дается от «произведений, увеличений», то есть от дохода.

Авраам сделал это добровольно. В то время закон Моисея не был еще дан; здесь также нет никакого упоминания о том, что Мелхиседек пришел и наставил Авраама о принесении Господу десятой части всего. Мелхиседек не был инспектором Божьей налоговой полиции. Подобно тому, как государство облагает налогом, так и закон Моисея. Бог призывает тех, кто откликнулся на Евангелие, поклоняться Ему. У нас есть свобода откликнуться на Божий призыв по расположению нашего сердца.

Еще до принесения десятины Авраам получил благословение. Мы не знаем, рассчитывал ли Авраам на большее благословение при принесении десятины. Но мы можем с точностью отметить, что его единственным побуждением для уплаты десятины была благодарность. Его добровольный акт благодарности служит для нас примером послушания.

Такое действие было систематическим. Это была десятина, а не приблизительная сумма. Авраам, без сомнения, уделил ей достаточное внимание. (Например, когда работодатель платит нам зарплату, мы не хотим получить приблизительную сумму.) Необходимы внимание и послушание, и это не законничество.

Даже не обращаясь к Посланию к Евреям, нам достаточно того, что Авраам принес десятину Мелхиседеку, прообразу Христа. При законе десятина предназначалась для левитского священничества.

В Новом Завете она предназначается проповедникам Евангелия (1Кор.9:14). Десятина должна идти полностью и исключительно для служения по распространению Евангелия.

Благодать, закон и десятина

«Закон против благодати» — это на сегодняшний день самый большой аргумент против десятины. Нередко этот контраст неудачно подобран. Я думаю, что это как раз тот самый случай. Если я нахожусь под благодатью, то означает ли это, что я должен перестать выполнять закон?

Многие объединяют повеление соблюдать субботу с повелением о десятине. Конечно же, христиане Нового Завета не обязаны соблюдать субботу со всеми ее правилами, узаконенными заветом Моисея (Кол.2:15). Однако еженедельный день отдыха — на основании сотворения мира Богом — был установлен до закона (см. Быт.2:2-3) и не был отвергнут Новым Заветом. Этот специально отведенный день был изменен на воскресенье, «день Господний», но принцип особого дня, отделенного для поклонения Богу, остается неизменным.

Христос исполнил весь Ветхий Завет и признал его существенность. Законы Ветхого Завета учили нас любить ближнего, и хотя не все конкретные правила относятся к нам, основные положения и определения остаются для нас полезными. Когда дело касается Ветхого Завета, мы должны быть осторожны и «не выплеснуть ребенка» (принцип действия) вместе с водой (предписание мелочей).

Мы больше не приносим жертв, почему же мы должны приносить десятину? В этом есть очень большая разница.

Новый Завет особенно ясно говорит об отмене жертвоприношения. В Послании к Евреям говорится, что Христос обезоружил всю систему жертвоприношений. Но где в Новом Завете говорится об отмене десятины и не применении ее на практике?

Но ведь Новый Завет говорит о добровольных пожертвованиях. Ветхий Завет также говорит об этом. Установленный минимальный стандарт подаяния не запрещает пожертвований свыше и более этого стандарта.

В Новом Завете указана причина, по которой ученики отдали все, что у них было.

Деян.4:33 — «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их».

С самого начала было понятно, что Новозаветные христиане, пребывающие под благодатью, не будут давать меньше их Ветхозаветных братьев.

Наша жизнь по благодати не должна проходить по более низким стандартам, чем жизнь по закону. Напротив, Христос систематически давал наставления о том, как относиться к убийству, прелюбодеянию и клятве. Из Его учения было совершенно очевидно, что Его установления намного выше, чем стандарты фарисеев (см. Мат.5:17-48).

Благодать дающая

Из рассмотренного нами ранее, мы знаем, что израильский народ должен был отдавать 23% своего дохода. По статистике, приведенной в журнале «Христианство сегодня», общие пожертвования членов церкви в Америке составляют только 2,5% дохода. О чем же говорит эта статистика? О том, что закон был в десять раз более эффективным, чем благодать! Другими словами, что касается даяния, люди были более отзывчивыми на закон Моисея, чем на благодать Христа.

Здесь явно что-то не так. Если мы, верующие Нового Завета, особенно живущие в более развитом обществе, чем Израиль, отдаем пожертвования намного меньше верующих Ветхого Завета, то нам необходимо внимательно пересмотреть наше понятие «благодати дающей».

Для большинства людей выражение «благодать дающая» просто означает «давай по настроению». Но проблема в том, что большинство христиан «не в настроении» давать. А многие никогда не настроятся давать, потому что не научены. Закон был наставником, ведущим нас к Христу, также и десятина — наставница, ведущая нас к даянию. Если мы можем научиться давать без нее, то замечательно. Но статистика о пожертвованиях тех, кто исповедует христианство, по крайней мере, в современной Америке, показывает, что мы не научились жертвенно давать. В сущности, мы научились не давать.

Отсутствие закона не означает отсутствие ответственности или дисциплины. Наша жизнь под благодатью не означает, что Бог ничего от нас не ждет.

Наступило время еще раз задуматься о нашем понятии и наших действиях, особенно теперь, когда жизнь в эпоху благодати показала, что мы живем менее святой жизнью, наши жертвы меньшие и наши приношения менее значительны, чем у людей, живущих под законом в Ветхозаветные времена. Противоречит ли послушание благодати?

Самовольство и произвол — это духовные явления или просто плотские? Святые привычки посещения церкви, молитвы и чтения Слова могут, подобно десятине, переродиться в законничество. Но что именно ведет к законничеству: действия или привычки?

Я знаю прекрасных учителей Слова, которые учат против десятины. Я думаю, что они не понимают, какое влияние оказывают на слушателей их слова. Я прислушаюсь к точке зрения христианина, говорящего: «Сегодня концепция десятины не относится к нам», — только в том случае, если он сам регулярно дает, и его пожертвования превышают десятину. Но, как правило, те, кто выступает против десятины, дают меньше, утверждая тем самым, что Бог снизил Свои установления о пожертвованиях, и что с благодатью Нового Завета пришло уменьшение преданности. Более того, понижение уровня даяний человека свидетельствует о сомнительности его побуждений и качестве теологических убеждений. Там, где хранится сокровище таких людей, там находится также их сердце.

Не следует отвергать ясного учения по той только причине, что это учение Ветхого Завета. Нам необходимо испытать наши сердца и проверить, что мы имеем в виду, говоря: «Сегодня концепция десятины не относиться к нам». Может быть, мы действительно поверили, что благодать Нового Завета стала для нас лицензией, позволяющей крепче держаться за материальные ценности. Но, в действительности положения, установления и примеры Нового Завета учат о совершенно противоположном. Верующие Нового Завета призваны быть более щедрыми и готовыми на большие жертвы, чем их братья в Ветхом Завете. Конечно же, «благодать дающая» не определяет нормы.

Десятина — не просто законнический ритуал, она учит и направляет нас. Многие нуждаются в уроках десятины.

Иисус и десятина

Без сомнения, Иисус отдавал десятину. Он вырос в преданном Богу еврейском доме, что говорит о том, что Его родители отдавали десятину и научили Его тому же.

Ясное учение Ветхого Завета о десятине было очень хорошо знакомо Иисусу, так как Он прекрасно знал Св. Писание. Враги Иисуса внимательно наблюдали за Ним, пытаясь обвинить во всевозможных преступлениях. Несколько раз Его обвиняли в нарушении субботы. Но не было ни единого раза, чтобы Его обвинили в нарушении закона о десятине. Кроме того, в Талмуде описано, как во времена Иисуса хранителям закона запрещалось сидеть за одним столом с тем, кто не давал десятину. Однако мы неоднократно видим, как фарисеи сидят за одним столом с Иисусом. Не доказывает ли это, что десятина была по-прежнему существенной и важной.

Более того, хотя Иисус часто обличал фарисеев, призывая их уделять больше времени более важным вещам, Он ставил в пример их заботу о десятине (см. Мат.23:23; Лук.11:42).

Говоря о жертвенном отношении к деньгам и имуществу, Иисус ни разу не упоминал об отмене десятины — «нижней планки» в материальном служении. Напротив, Он показал, что «потолок» христианского даяния стал намного выше. Повелевая Своим ученикам идти второе поприще, Он подразумевал, что они уже прошли первое.

Раннехристианская Церковь и десятина

Благодаря тому, что понятие о десятине настолько глубоко вросло в сознание евреев, мы с уверенностью можем утверждать, что евреи-христиане, преобладавшие в формировании и направлении раннехристианской Церкви, приносили десятину в местном собрании.

По правде говоря, они приносили намного больше, чем десятую часть, как это описано в первых главах книги Деяния Апостолов.

Больший процент их пожертвований не отменил десятину. Нам не сказано, что раннехристианская Церковь отошла от понятия десятины как основном минимуме принадлежащего Господу.

Слова одного из влиятельных отцов церкви Иринея

Скачать:TXTPDF

Христианская распорядительность. Материальное служение Богу. Р. Б. Дехтяренко Протестантизм читать, Христианская распорядительность. Материальное служение Богу. Р. Б. Дехтяренко Протестантизм читать бесплатно, Христианская распорядительность. Материальное служение Богу. Р. Б. Дехтяренко Протестантизм читать онлайн