которую другая личность посылает к кому-нибудь, но не болезнь.
Павел не просто сообщает, что его жалом был ангел сатаны, но он также говорит, для чего этот ангел пришел: «…чтобы досаждать мне». Это слово означает «наносить удар за ударом», как волны бьют по лодке, как били Христа! В соответствии с этим значением греческого слова Веймут переводит текст так: «Ангел сатаны, наносящий удар за ударом». Так как слово «досаждать» подразумевает повторяющиеся удары, то если у Павла была болезнь, то должно было быть много болезней или одна болезнь, повторяющаяся многократно.
В том месте, где говорится об этом ангеле, или посланнике, в переводе Ротергама используется местоимение «он», а перевод Веймута следующий: «Три раза я молил Господа избавить меня от него». Оба переводчика используют личные местоимения: «он», «него», говоря о жале Павла; таким образом, эти два местоимения, так же как слова «ангел» или «посланник», доказывают, что жалом Павла, как, впрочем, и сам Павел ясно показывает, была сатанинская личность, а не болезнь. Мы не могли бы использовать личные местоимения «он» или «него», говоря об офтальмии или любой другой болезни. И если Павел четко определяет, что его «жалом» был ангел сатаны, посланный досаждать ему, — демонический дух, посланный сатаной, чтобы причинять ему неприятности везде, куда бы он ни пошёл, — то почему мы должны думать, что это было чем-то иным?
Страдания Павла
Вскоре после обращения Павла Бог сказал Анании: «Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» — не в болезнях, но в преследованиях, о которых Павел говорит, что они досаждают ему. Павел преследовал христиан повсюду, а теперь он сам начал переживать та глаже, и даже большие, преследования. Описывая неприятности, причиняемые посланником сатаны, Павел говорит: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо когда я немощен, тогда я силен». Вначале Павел упоминает «немощи», потому что он осознавал, и каждый христианин должен осознавать, свою слабость и неспособность противостоять сатанинскому ангелу в своей собственной силе и победоносно проходить через «обиду, нужды, гонения, притеснения» и все другие неприятности, которые он упоминает и в других случаях, и поэтому он три раза молил Господа избавить его от него (посланника), который так сильно досаждал ему во всем. Христос ответил на его трижды повторенную молитву не тем, что удалил этого сатанинского посланника, а тем, что сказал: «Благодати Моей (которая предназначена для внутреннего человека) достаточно для тебя; потому что Моя сила совершается в немощи».
Когда Павел увидел, что благодати Божьей для того чтобы укрепить его и помочь ему вынести псе «то, тогда он воскликнул: «Поэтому я буду лучше хиалиться немощами (слабостями), чтобы сила Христова обитала во мне, ибо, когда я слаб, тогда я силен». Как могло быть правдой то, что сила Христова совершалась в немощах Павла, если бы он так и остался слабым или если бы Павел не был настоящим участником Христовой силы, которая удаляет слабость, будь это слабость физическая или духовная? Силен ли человек, когда он слаб, физически или духовно, без данной ему Божьей силы? Павел увидел, что данная ему благодать Божья делала так, что все его досады, даже тюремное заключение, содействовали ему ко благу и оборачивались «распространением Евангелия». Какой слуга Божий не знает, что именно когда он осознает свою слабость, тогда сила Христова наиболее обитает в нем; или когда он сознательно слаб сам в себе, тогда он силен, потому что зависит не от своей собственной, но от Божьей силы?
Благодать для духовных, а не физических слабостей
Павел ясно учит, что «жизнь Иисуса» проявляется в «наших смертных телах», но нигде в Писании не указывается, что благодать дается нашим телам. Само слово «благодать» показывает, что наш «внутренний человек» нуждается в помощи, потому что благодать дается только для внутреннего человека и «обновляется каждый день». Другими словами, благодать дается нам для духовных немощей, а не физических.
Когда в Ветхом Завете использовались слова «иглы в глазах», «терны в боках», хананеяне досаждали израильтянам не в том плане, что причиняли им какую-нибудь болезнь или немощь их телам. Как досаждающие хананеяне были вне тел израильтян, так и ангел сатаны находился вне тела Павла, потому что в теле апостола явно не мог обитать никакой демон. Божья благодать и милость всегда давались нам для того, чтобы мы имели способность переносить гонения и искушения, но совсем не для того, чтобы переносить свои грехи и болезни, которые Он понес вместо нас. Бог никогда не обещал удалить от христиан внешние неприятности, скорби и искушения, Он дает нам благодать перенести их. Но на протяжении всем истории Он всегда с готовностью удалял наши внутренние или телесные огорчения от дьявола, так же как и грехи наши.
Бог был с ним
Иисус «ходил благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом, ибо Бог был с Ним». Бог говорит нам: «Живущие в этом мире благочестиво будут терпеть гонения», но никогда Он не говорил: «Они будут больны», хотя это вполне соответствует тем небиблейским взглядам, которых многие сегодня придерживаются. Эта точка зрения отрицает все библейское прошлое. Нет сомнения, что Павел взял выражение «жало в плоть», читая Ветхий Запет, и так как этот термин иллюстрировал внешние, а не те лесные помехи, он использовал то же самое выражение, чтобы проиллюстрировать свои досады.
Если бы немощи (слабости), о которых Павел говорит здесь, были бы физическими и, согласно процитированному выше писателю, Павел был «одним из самых больных людей», и Бог не удалил это «жало», дав ему силу, то как же он мог потрудиться «гораздо больше, чем все другие»? Если «ужасно больной человек» может выполнить больше работы, чем здоровый, тогда давайте все молиться за болезни, чтобы и мы могли делать больше дел для Бога. Осознав, что Божья сила «свершалась в его немощах», Павел мог получать удовольствие не только от немощей, но и от других досад, которые он упоминает: обид, нужд, гонений и т. д. Заметь, среди прочего Павел упоминает нужды, то есть финансовые трудности, о которых он также говорит в Первом послании к Коринфянам, написанном за год до этого. Он говорит: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся» (1 Коринфянам 4:11). Это показывает, что трудности Павла не были постоянной болезнью.
Если бы «жалом» Павла была офтальмия, или больные глаза, о чем он даже не упоминает, а не обиды и прочее, о которых он говорит, то почему он не говорит, что он благодушествует в первом вместо последнего? Не только здесь, но и везде в Послании к Коринфянам Павел подробно перечисляет страдания, причиняемые ему посланником сатаны. Вдобавок к обидам, нуждам, гонениям и притеснениям, упомянутым в этом месте Писания, в главе 6 этого же самого послания он упоминает удары, темницы, изгнания, труды, бдения, посты, бесчестия, порицания, его называют обманщиком, «нас почитают умершими, и вот, мы живы», «нас наказывают, но мы не умираем», «нас огорчают, а мы всегда радуемся», «мы нищи, но многих обогащаем», «мы ничего не имеем, но всем обладаем», и в главе 11: «безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской, много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратьями, в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе». «Поносим… преследуем… опорочен… сделан мерзостью для мира… почитаем за сор до сего дня».
Вопросы, которые стоит рассмотреть
Кто, кроме посланника сатаны, мог быть ответственным за все эти страдания? В этом списке мы видим, что Павел упоминает почти все, что может прийти на ум, кроме болезни или офтальмии. Единственная пещь, которую он не упоминает и отсутствие которой невозможно не заметить, — и именно за нее ухватывается традиция и называет ее «жалом» апостола. Почему эти противники ставят «больные глаза» или «болезнь», о которых Павел не упоминает, на место тех страданий, о которых он говорит?
Хотя в это верят многие достойные люди, один писатель отмечает, что это широко распространенное искажение Писания относительно «жала в плоть» Павла было, несомненно, вдохновлено дьяволом, потому что это даст ему привилегию выполнять свои злые дела, причиняя боль и мучая человеческие тела.
Если исцеление является обязательным элементом Евангелия, то, как же тогда Павел мог наслаждаться «полнотой благословений Евангелия», как оно на самом деле и было, оставаясь больным? Разве исцеление не является частью благословений Евангелия? Даже такие консервативные ученые, как Епископальная комиссия исцеления, соглашаются, что «исцеление тела является обязательной частью Евангелия».
Предположим, наш брат прав, утверждая, что Павел был «самым больным из людей», страдал офтальмией. Разве не странно тогда, что ефесяне, которые видели текущий из глаз Павла гной и узнали, что Бог не исцеляет его, глядя на это зрелище обрели веру в «особые чудеса», которые и произошли с ними? Потому что говорится, что «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деяния 19:11,12). Писание упоминает об особых чудесах в связи с именно этим «самым больным» апостолом. Если бы сегодня приносили платки человека, страдающего офтальмией, то, вместо того чтобы возлагать их на больных для исцеления, мы бы скорее сожгли их, чтобы остановить распространение инфекции.
Случай с хромым в Листре
Когда хромой язычник в Листре услышал, как Павел проповедовал Евангелие, и увидел глаза Павла с «отвратительными выделениями», это зрелище сразу же придало ему веры в то, что он сможет начать ходить, а Павел взглянул на него и «увидел, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: встань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить». Этот хромой язычник никогда не был свидетелем чуда, никогда не слышал проповеди Евангелия, покуда не услышал ее от «самого больного из людей», воля Божья для которого была «не исцеляться».
И разве не изумительно, как Павел, «по лицу которого стекало неописуемое вещество — неописуемый гной», «самый больной из людей», который «страдал от