Содом и Гоморра
минуту предстояло
проехать это
место. «Ведь от Нэома, — спросил я, — кажется, недалеко до Каркетюи и Клитурпса?» — «Совершенно верно, Нэом (Nehommes) — это «holm»,
остров или
полуостров знаменитого виконта Нигеля, чье имя сохранилось
также в названии «Невиль». Каркетюи и Клитурпс, которые вы упомянули, служат для
протеже госпожи де Камбремер поводом к новым ошибкам.
Конечно, он обнаруживает, что «carque» — это
церковь, немецкое «Kirche». Вам знакомо
название «Керквиль» (Querqueville), не говоря уже о Дюнкирхене (Dunkerque). Но если так, то нам лучше
было бы
остановиться на этом пресловутом слове «Dun», которое у кельтов означало
возвышенность. И это вы встретите по всей Франции. Ваш
аббат был загипнотизирован названием Дюнвиль, которое связалось для него с департаментом Эры и Луары; Шатоден и Ден-ле-Руа он открыл бы в Шере, Дюно — в Сарте, Ден — в Арьеже, Дюн-ле-Плас — в Ньевре и так
далее и так
далее. Это «Ден» (Dun) заставило его
сделать любопытную ошибку, касающуюся Дувиля, где мы выйдем из поезда и где нас ждут удобные экипажи госпожи Вердюрен. Дувиль, — говорит он, — это латинское «donvilla». В самом деле, Дувиль находится у подножья высоких холмов. Ваш
всеведущий аббат чувствует все-
таки, что он допустил
оплошность. Действительно, в
какой-то древней монастырской росписи он прочел
слово «Domvillа». Тут он поправляется: Дувиль, по его словам, — это ленное
владение аббата, Domino Abbati, монастыря Святого Михаила. Это его радует, что довольно курьезно, если
подумать о той позорной жизни, которую со времен «Капитулярия», изданного в Сен-Клере на Эпте, вели в этом монастыре, и что не
должно было бы
казаться более необычайным, чем
мысль, будто
король датский был сюзереном всего этого побережья, где
культ Одина он насаждал
более ревностно, чем
христианство. С
другой же стороны,
предположение, что «n» перешло в «m», не смущает меня и в качестве предпосылки требует меньших звуковых искажений, чем благополучнейшее
название «Лион» (Lyon), которое
также происходит от «Dun» (Lugdunum). Но
аббат, как бы то ни
было, ошибается. Дувиль
никогда не был Донвилем, а был Довилем, Eudonis Villa, селением Эда. Дувиль раньше назывался Эскалеклиф, лестницей в овале. В 1233 году Эд-Кравпий, сеньер Эскалеклифа, отправился в Палестину;
перед своим отъездом он передал
церковь аббатству Бланшеланд. В
память о нем
деревня приняла его имя,
откуда название Дувиль. Но прибавлю, что
топонимия, в которой я, впрочем,
весьма несведущ, не
есть точная
наука; если бы у нас не
было этого исторического свидетельства, Дувиль прекрасно мог бы
происходить от д’Увиля (d’Ouvilles), то
есть от слова «Воды» — «Eaux». Формы на «ai» (Aigues-Mortes), происшедшие из aqua,
очень часто изменяются в «eu», в «ou». A
совсем близко от Дувиля был
знаменитый источник, Каркебют. Вы представляете
себе, как
священник должен быть рад, что открыл
здесь какие-то следы христианства,
хотя как будто в этих краях трудно
было проповедывать
Евангелие,
поскольку здесь сменились,
один за другим,
святой Урсал,
святой Гофруа,
святой Барсанор,
святой Лаврентий Бреведентский, которого наконец сменили монахи Бобека. Но что касается «tuit», то наш
автор ошибается, он видит в этом слове одну из форм слова «toft» — «
лачуга», встречающуюся в «Cricquetot», «Ectot», «Ivetot», меж тем как это «tveit» —
пашня, распаханное
поле,
слово, входящее в
состав «Bracquetuit», «Thuit», «Regnetuit» и так
далее. Точно так же, если в имени «Clitourps» он признает нормандское «thorp», означающее деревню, то первую
часть слова он желает
вывести из «clivus», что означает «
склон»,
тогда как оно происходит от слова «cliff» — «
скала». Но самые крупные его промахи зависят не столько от его невежества, сколько от предрассудков. Каким бы он ни был патриотом, разве
можно отрицать очевидное и
принимать святого Лаврентия-ан-Брэ за римского священника,
столь знаменитого в ту пору,
тогда как
дело идет о святом Лоуренсе О’Туль, архиепископе Дублинском. Но причиной грубых ошибок вашего друга еще в большей мере, чем патриотическое
чувство, является его религиозная предвзятость. Так, недалеко от хозяев, ждущих нас в Ла-Распельер,
есть два Монмартена: Монмартен-сюр-Мер и Монмартен-ан-Грень. Что касается до Грень, то
милый кюре ошибки не сделал, он понял, что «Graignes», латинское «Grania», греческое «Crene», означает пруды, болота; сколько
можно было бы
привести в
пример всяких «Cresmays», «Croen», «Gremeville», «Lengronne»? Но в отношении «Монмартена» ваш
мнимый лингвист непременно желает, чтобы
дело тут шло о церковных приходах, посвященных святому Мартину. Он ссылается на то, что
этот святой — их
покровитель, но не отдает
себе отчета в том, что он стал им лишь
впоследствии; вернее, он ослеплен своей ненавистью к язычеству, он не хочет
понять, что если бы
дело шло о святом Мартине, то говорили бы «Мон-Сен-
Мартен», подобно тому как об аббатстве святого Михаила говорят «Мон-Сен-Мишель», а
между тем
название «Монмартен» на
гораздо более языческий лад связывается с храмами, посвященными богу Марсу, — храмами, от которых,
правда, не осталось никаких следов, но
существование которых,
поскольку в окрестностях
есть бесспорные следы римских укреплений, является
более чем вероятным, даже если бы не
было названия «Монмартен», которое уничтожает всякие сомнения. Вы видите, что книжечка, которую вы найдете в Ла-Распельер, не из самых лучших». Я возразил, что в Комбре
священник часто давал нам интересные толкования слов. «Там у него, очевидно, была
более твердая
почва,
переезд в Нормандию сбил его, верно, с толку». — «И не вылечил его, — прибавил я, — ведь приехал он с неврастенией, а уехал с ревматизмом». — «О! Виновата тут
неврастения. От неврастении он бросился к филологии, как сказал бы мой
милый учитель Поклен. Скажите-ка, Котар, не считаете ли вы, что
неврастения может иметь вредное
влияние на филологию, филология
может оказать успокаивающее
действие на неврастению, а исцеление от неврастении —
привести к ревматизму?» — «Это
вполне возможно,
ревматизм и
неврастения — две разновидности невроартритизма. От одной из них
можно перейти к
другой путем метастаза». — «
Знаменитый профессор, — сказал Бришо, — выражается на французском языке с такими примесями латыни и греческого, на которые, да простит мне Бог, был бы способен сам
господин Пюргон,
достопамятный мольеровский
герой. Спасите, дядюшка, то
есть я хотел
сказать — наш
отечественный Сарсе…» Но он не
смог докончить фразу.
Профессор вдруг подскочил на месте и испустил
вопль: «Чорт возьми, — воскликнул он, переходя наконец к членораздельной речи, — мы проехали Менвиль (ох! ох!) и даже Ренвиль». Он увидел, что
поезд останавливается в Сен-Марс-ле-Вье, где сходят
почти все пассажиры. «Однако они же не могли
проскочить остановку. Мы, верно, не обратили внимания, заговорившись о Камбремерах». — «Послушайте-ка, Ски, погодите, я скажу вам одну хорошую
вещь, — сказал Котар, пристрастившийся к этому выражению, которое
было принято
кое-где в медицинских кругах. —
Княгиня должна
быть в поезде, она, верно, не заметила нас и села в другое купе. Идемте ее
искать. Только бы
из-за этого не вышло какого-нибудь недоразумения!» И он повел нас всех за собой — разыскивать княгиню Щербатову. Она, оказалось, сидела в пустом купе, в углу, занятая чтением «Revue des Deux Mondes». Из страха
натолкнуться на
грубость она уже
давно усвоила
обыкновение —
сидеть на своем месте, оставаться в углу, как в жизни, так и в поезде, и, прежде чем
подать руку,
ждать, чтобы с ней поздоровались. Она продолжала
читать, когда «верные» вошли к ней в
вагон. Я
тотчас же узнал ее; эта
женщина, которая могла
утратить свое
положение, но не могла
стать менее родовитой, и во всяком случае являлась жемчужиной такого салона, как
салон Вердюренов, — это была
дама, которую третьего дня, в том же самом поезде, я принял за содержательницу публичного
дома. Я
сразу же уяснил
себе ее
социальный облик,
столь неопределенный, едва только я узнал ее имя, подобно тому, как, помучившись над загадкой, мы наконец узнаем решение ее, которое делает ясным все то, что оставалось неизвестным, и
роль которого для людей играет имя.
Узнать через два дня, кто была особа,
рядом с которой мы ехали в поезде, не в силах будучи
определить ее социальную
принадлежность, —
неожиданность гораздо более занимательная, чем та, которую мы испытываем, читая в новом номере журнала решение загадки, предложенной в номере предыдущем. Большие рестораны,
казино, дачные поезда-«ползуны» служат музеями этих социальных загадок. «
Княгиня, мы пропустили вас в Менвиле! Вы разрешите нам
сесть в ваше купе?» — «Ну
конечно, — сказала
княгиня, которая, услышав обращенные к ней слова Котара, только
тогда оторвалась от журнала и подняла глаза, прекрасно видевшие, точно так же как и глаза г-на де Шарлюса,
хотя в них и была большая
мягкость, тех людей, присутствия которых она словно не замечала. Котар, подумав о том, что
самый факт приглашения
вместе с Камбремерами служит для меня достаточной рекомендацией, решился, минуту
спустя,
представить меня княгине, которая
весьма вежливо наклонила голову, но видом своим показывала, что
впервые слышит мое имя. «
Проклятие! — воскликнул
доктор. — Моя
жена забыла
переменить пуговицы на моем белом жилете. Ах, женщины! Ни о чем они не думают. Знаете,
никогда не женитесь», — сказал он мне. А так как это входило в
число тех шуток, которые он считал уместными, когда
нечего было сказать, он с лукавым видом
искоса оглядел княгиню и всех «верных», которые, так как он был
профессор и
академик, улыбнулись в восхищении от его веселости и отсутствия в нем всякой важности.
Княгиня сказала нам, что
молодой скрипач нашелся.
Вчерашний день ему
из-за мигрени пришлось
пролежать, но
сегодня вечером он
будет и привезет с собой старого друга своего отца, которого он встретил в Донсьере. Она узнала это от г-жи Вердюрен, с которой завтракала
сегодня утром, о чем она и сообщила со свойственной ей быстротой речи, в которой раскаты «р», звучавшего на
русский лад, нежно замирали в глубине горла, как если бы это были не «р», а «л». «А! Вы
сегодня завтракали с ней, — сказал Котар, обращаясь к княгине, но глядя на меня, ибо слова эти преследовали
цель —
показать мне,
насколько княгиня близка с хозяйкой. — Уж вы-то — верная!» — «Да, я люблю
этот маленький клужок, плиятный, не
злой,
такой плостой, где нет снобов и все такие остлоумные». — «Чорт возьми, я потерял мой
билет, я его не нахожу», — воскликнул Котар, обеспокоившись без всяких оснований. Он знал, что в Дувиле, где нас должны были
ждать два