и лишён сострадания к другим существам, должен быть убит царём. Такое убийство не считается грехом. Видно, гордыня лишила тебя разума».
Его слова повергли Землю в трепет. И она стала возносить ему молитвы: «Ты создал планету Земля, которая стала обителью существ. Но при этом Ты, Господь, остаёшься независимым. На заре творения Ты Своей Энергией создал движущихся и неподвижных существ. И теперь с помощью той же Энергии Ты готов спасти им жизнь. Своей Энергией Ты создаёшь космос, в течение некоторого времени поддерживаешь его и уничтожаешь. Господь, Нерожденный, однажды, когда я оказалась на дне океана Вселенной, Ты, приняв образ вепря, вытащил меня из воды. Слава Тебе вовеки.
Притху доит Землю
Господь, перестань гневаться и послушай меня. Мудрый пытается найти сущность Знания повсюду. Мудрецы установили различные способы совершенствования, с помощью которых люди могут получить благо. Глупцы, измышляющие свои пути и средства и не знающие авторитета мудрецов, не достигнут успеха в своих попытках. Царь, семена, корни, растения и злаки, сотворённые Брахмой, используются порочными людьми, лишёнными Знания. И цари, которые не наказывают этих злодеев, превратившихся в воров, из-за того, что они, употребляя злаки для наслаждения чувств, попирают меня.
Поэтому я спрятала семена, предназначенные для жертвоприношений. Из-за того, что семена находятся во мне долгое время, они начинают портиться. Тебе следует немедленно предпринять меры, чтобы добыть эти семена достойным способом. Если ты хочешь помочь существам, дав им зерна, и накормить их моим молоком, то приведи телёнка и того, кто будет доить, а также принеси кувшин для молока. Так как я люблю своих телят, то твоё желание надоить молока осуществится. Царь, тебе надо сделать поверхность планеты плоской и ровной. Это поможет мне, когда пройдёт сезон дождей. Дожди останутся на поверхности, поддерживая землю влажной, а это — благоприятно для взращивания растений».
Царь согласился и превратил Сваямбхуву Ману в телёнка и надоил из вымени Земли в образе коровы растения и злаки в свои руки. Другие существа последовали примеру Притху. Риши превратили Брихаспати в телёнка, а чувства — в кувшин для молока и надоили Ведического Знания.
Полубоги превратили в телёнка Индру и от Земли надоили сому в золотой кувшин. Благодаря соме их умы, тела и чувства стали могущественными. Сыновья Дити и демоны-данавы превратили в телёнка Прахладу и надоили вина в железный кувшин.
Гандхарвы и апсары превратили в телёнка Вишвавасу и надоили молока в кувшин, имеющий форму цветка лотоса. Их молоком была музыка и красота. Питры превратили в телёнка Арьяму. Они надоили пищи, предлагаемой предкам в необожжённый глиняный кувшин. Жители Сиддха-локи и Видьядхара-локи превратили в телёнка Капилу, и, сделав кувшин из неба, надоили туда мистических совершенств. Жители Кимпуруша-локи превратили в телёнка демона Майю и надоили мистических сил, с помощью которых они могут исчезать и появляться в другом образе.
Якшасы, ракшасы, духи и бесы превратили в телёнка Рудру, воплощение Шивы, и надоили кровавый напиток в кувшин из черепов. Кобры и змеи без капюшонов, большие наги, скорпионы и другие ядовитые твари надоили яда в змеиную нору. В телёнка они превратили Такшаку. Четвероногие животные превратили в телёнка быка, на котором ездит Шива, а в кувшин для молока превратили лес. Так они получили траву.
Хищные животные превратили в телёнка льва, так они получили мясо из молока. Птицы превратили в телёнка Гаруду и получили от Земли молоко в виде насекомых, растений и травы. Деревья превратили в телёнка баньяновое дерево и получили молоко в виде соков. Горы превратили в телёнка Гималаи, они надоили минералы в кувшин из горных вершин.
Всё это время за Землей наблюдал царь Притху. Существа получили желаемую пищу. Царь Притху был доволен Землёй, и он возлюбил Землю.
Притху совершает сотое жертвоприношение коня
Майтрея продолжил:
Когда Притху совершал последнее сотое жертвоприношение коня, царь Индра, сделавшись невидимым, украл жертвенного коня, ибо он не хотел, чтобы кто-то превзошёл его. Украв коня, Индра принял образ освобождённого существа. Атри, заметивший это, сказал о случившемся сыну Притху, и тот стал преследовать Индру и вернул коня. Тогда Индра окутал место жертвоприношения темнотой и увёл коня. И сын Притху стал преследовать Индру и вернул коня. Царь Притху, разгневанный на Индру, решил убить его, но, появившийся на месте жертвоприношения Брахма, отговорил его. Брахма сказал: «Тебе нельзя убивать Индру. Это — не твой долг. Индра — самый могущественный помощник Господа. Своими жертвоприношениями ты желаешь насладить полубогов, но они являются частями Индры. Так как ты можешь убить его? Ты и Индра являетесь частями Всевышнего. Ты не должен гневаться на Индру, который — не отличен от тебя. Если что-то предопределено Провидением, не следует гневаться из-за этого. Чем больше мы будем пытаться избавиться от таких предопределённых неудач, тем дольше пробудем в аду. Даже святым приходится сталкиваться с превратностями судьбы». И Притху последовал совету Брахмы.
Появление Вишну на жертвоприношении Притху
Ублаговолённый девяносто девятью жертвоприношениями Притху, Вишну появился на арене жертвоприношения. Его сопровождал Индра. Вишну сказал: «Индра нарушил твоё сотое жертвоприношение. И он пришёл испросить прощения у тебя. Прости его. Кто — мудр и стремится нести благо другим, считается лучшим из людей. Мудрые осознают, что материальное тело — отлично от души. Высшая Душа является единой, чистой, нематериальной и самосветящейся. Она — источник благих качеств и всепроникающая. Она лишена материальных оболочек и является свидетелем действий. На того, кто знает Параматму и атму, не воздействуют гуны Природы, ибо он занят любовным служением Мне. Если человек, занимаясь предписанными обязанностями, возносит любовное служение Мне, он обретает радость в себе.
Когда сердце очищается от материальной скверны, ум преданного умиротворяется, и преданный начинает одинаково относиться ко всему. Так он достигает мира и спокойствия. Царь, равно относись ко всем. Не беспокойся из-за несчастья или счастья. Обуздай ум и чувства. В таком состоянии выполняй обязанности царя. Твой долг — защита жителей твоего царства. Царь, Я — доволен тобой, проси у Меня любое благословение».
Индра, услышав слова Вишну, устыдился своих действий и пал к стопам царя Притху. Притху обнял его и забыл о своём гневе, возникшем из-за похищения жертвенного коня. Притху сказал: «Господь, даруй мне то, что считаешь лучшим для меня». Вишну сказал: «Да будешь ты занят преданным служением. Благодаря преданному служению можно переплыть океан Иллюзии».
Притху склонился перед Вишну, повелителем полубогов. Хоть Господа и нельзя увидеть глазами, Он явил Себя взору Притху. Выразив Господу своё почтение, царь вернулся в свой дворец.
Поучения царя Притху
Притху сказал на великом жертвоприношении: «Царь, который не обучает своих подданых их обязанностям в соответствии с предписаниями варна-ашрама дхармы, а лишь собирает подати, будет страдать из-за неблагочестивых действий подданных. И удача оставит правителя. Поэтому, подданные мои, ради блага вашего царя вам следует выполнять обязанности в соответствии с вашим положением в варнах и ашрамах и думать о Всевышнем. Когда преданный принимает прибежище Господа, он очищается от ложных понятий и становится отречённым. Это достигается преданным служением. Заняв ум, речь и тело предписанными обязанностями, вы должны возносить преданное служение Господу.
Брахманы и вайшнавы прославлены своим терпением, подвижничеством и знанием. Благодаря своим заслугам вайшнавы — более могущественны, чем потомки царских семей. Царям советуется не оскорблять брахманов и вайшнавов. В этом мире нет служения выше, чем служение брахманам, ибо это приносит наслаждение полубогам. Кто приобретает брахманические качества, получает богатства мира».
Полубоги, жители Питрилоки, брахманы и святые приветствовали царя возгласами одобрения.
Притху встречается с Кумарами
Когда жители восхваляли царя Притху, с неба снизошли четыре Кумара. Все приветствовали Кумаров. Царь омыл ноги четырёх мудрецов, побрызгал водой на свою голову в знак почтения к мудрецам, прославил Кумаров и спросил, как в этом материальном мире человек может достигнуть Высшей цели жизни.
Санат-кумар ответил: «Когда у человека появляется вера в Господа, он очищается от похоти и страстей. Практикой преданного служения Богу, познанием Всевышнего, применением преданности в жизни, поклонением Владыке сил и слушанием и воспеванием славы Господа можно достигнуть Всевышнего. Кто стремится к совершенствованию, должен избегать людей, желающих наслаждения и денег. Надо избегать даже тех, кто связан с ними. Следует устроить свою жизнь так, чтобы жить в месте, где наслаждаются нектаром прославления Всевышнего. Стремящийся к совершенству должен отвергнуть насилие, следовать по стопам учителей, помнить об играх Господа, выполнять предписания священных книг, и, выполняя предписания, он не должен хулить других.
Преданному следует вести простую жизнь и не беспокоиться из-за двойственностей материального существования. Он должен учиться терпеть их. Вознося преданное служение и превзойдя гуны Природы, человек может сосредоточиться на Всевышнем. Когда человек освобождается от желаний и влияния гун, он превосходит различия между внутренними и внешними действиями и различие между индивидуальной душой и Высшей Душой, Которая существовала до осознания Себя, исчезает.
Когда душа живёт ради наслаждений, у неё возникают желания, и поэтому она становится связанной и страдает. Но когда она достигает Божественного состояния, она ничем не интересуется, кроме исполнения воли Бога. Многие причины побуждают воплощённое существо видеть различие между собой и другими.
Когда ум и чувства привлекаются к объектам чувств для наслаждения, ум возбуждается. В результате размышления об объектах чувств Духовное Сознание почти исчезает. Когда человек теряет Первоначальное Сознание, он забывает о своём предыдущем состоянии свободы и отождествляется с тем, в котором он оказался. Когда память об изначальном Божественном состоянии утеряна, приобретаемое знание основывается на ложном восприятии. Если это происходит, мудрые считают, что теряется душа. Когда существо лишается Знания и преданного служения, оно попадает в такие виды жизни, как растительная и минеральная.
Из четырёх целей жизни — наслаждение, процветание, исполнение долга и Освобождение — Освобождение считается высшей. Другие три цели преходящи из-за смерти. Царь, стремись познать Всевышнего, Который пребывает в сердце. Душа покрыта материальным телом и тонким телом, состоящим из жизненной силы и разума. Преданные, возносящие служение Господу, избавляются от стремления к деятельности. Джнани и йоги не могут остановить волны наслаждений, хоть и пытаются.
Поэтому тебе советуется заняться преданным служением Васудеве. Трудно переплыть океан невежества. Хоть непреданные совершают суровые аскезы и покаяния, мы советуем тебе предаться Господу».
Подвижничество Притху
Когда подошло время, Притху оставил царство и удалился в лес с женой. Там он предался суровому подвижничеству для ублаговоления Кришны. Он практиковал пранаяму-йогу для обуздания ума и чувств. Так он освободился от стремления к деятельности ради плодов. Он занимался преданным служением Кришне двадцать четыре часа в сутки, следуя правилам и предписаниям. Благодаря этому у него развилась и стала непоколебимой Преданность и Любовь ко Всевышнему. Он превзошёл ограничения ума и постоянно созерцал в своём сердце Господа. Превзойдя сомнения, он достиг Отречения и Видения.
Так