рабства, и Он положил конец атеистическим действиям. Страна Бхарата-варша была землёй благочестия, ибо там появлялся Всевышний, когда хотел воплотиться.
Деяния Бхараты
Бхарата совершил различные Ведические жертвоприношения и этим умилостивил Всевышнего. По повелению отца Бхарата взял в жёны Панчаджани, дочь Вишварупы. Он правил миром. До его царствования наша планета называлась Аджанабха-варша, а после правления Бхараты она получила название Бхарата-варша. У Бхараты от Панчаджани родилось пять сыновей — Сумати, Раштрабхрита, Сударшана, Аварана и Дхумракету. Бхарата выполнял религиозные Законы и следовал по стопам отца и мудрецов, и подданные во времена его правления жили счастливо.
Ум Бхараты не был обеспокоен, и поэтому он смог осознать поучения Нарады. Он созерцал Васудеву в сердце. Выполнив свои царские обязанности, он разделил царство между пятью сыновьями, покинул дом и отправился в Пулаха-ашрам. Там он питался лесными фруктами и предлагал Васудеве то, что было в его распоряжении. Так Бхарата совершенствовал свою преданность Васудеве. На его теле вследствие любовного влечения иногда проявлялись признаки духовного экстаза.
Бхарата поклонялся Нараяне, пребывающему внутри Солнца, пением гимна из Риг Веды и произносил на восходе солнца:
«Всевышний исполнен добродетели. Он озаряет Вселенную и дарует благо Своим преданным. Господь творит Вселенную из Своей Энергии. Он входит во Вселенную как Высшая Душа, и Своими Энергиями Он поддерживает существ, желающих наслаждений. Я предлагаю поклоны Господу, дарующему разум».
Перевоплощение Бхараты оленем
Бхарата достиг совершенства, но пал из-за привязанности к оленёнку. После омовения в Гандаки и произнесения мантры Бхарата увидел, как беременная олениха подошла к реке, чтобы напиться воды. Раздался рык льва, и олениха так испугалась, что родила оленёнка и, переправившись через реку, умерла. Бхарата вытащил оленёнка из воды, принёс в свой ашрам и стал заботиться о нём. Он привязался к оленёнку и думал о нём.
Когда оленёнок вырос, он сделался спутником Бхараты. Бхарата так много стал думать об оленёнке, что его ум потерял покой. Чем больше он привязывался к оленю, тем слабее становилось его преданное служение. Хоть Бхарата и отрешился от царства, он привязался к оленю. Так он отошёл от практики мистической йоги. Однажды, когда олень отсутствовал, Бхарата забеспокоился и начал искать его. Во время поисков оленя он умер. Перед смертью Бхарата думал об олене и поэтому родился в лоне оленихи. Однако, поскольку он был совершенным, он не забыл своих прошлых действий. Он понял, насколько пал, и, покинув мать, вернулся в Пулаха-ашрам.
После смерти он освободился от тела оленя и родился в семье брахмана.
Бхарата перерождается брахманом
Бхарата родился в брахманической семье, принадлежащей к роду Ангира. У отца Бхараты было девять сыновей от первого брака. Бхарата помнил свои прошлые жизни. Хоть он и получил тело брахмана, он, не желая пасть, избегал общения с родственниками, лишёнными преданности Богу. Он вёл себя как сумасшедший, немой, глухой, слепой, чтобы никто не пытался заговорить с ним. Так он спасался от общения. Про себя он воспевал славу Господа и помнил о лотосных стопах Господа.
Отец Джады Бхараты испытывал любовь к сыну. Хоть Джада не хотел принимать поучений отца, тот учил его, как поддерживать чистоту и омываться. Но Бхарата вёл себя так, что отец понял, что сын не способен принимать поучения, и оставил попытки. Когда Бхарате говорили, что необходимо мыть руки после опорожнения желудка, он мыл их перед этим. После смерти отца сводные братья Бхараты уже не пытались дать ему образование. Хоть братья и были сведущи в трёх Ведах, которые поощряют ритуальные действия, они не могли постичь состояние Джады Бхараты, играющего роль юродивого. Опустившиеся люди — не лучше, чем животные. Единственное различие состоит в том, что животные имеют четыре ноги, а люди — две.
Эти люди, считая Бхарату сумасшедшим, глухонемым, дурно обращались с ним, но Бхарата не пытался противиться им и терпел. Он делал всё, что требовали. Он ел любую пищу, которая доставалась ему. Он не ел ради наслаждения чувств, ибо не отождествлял себя с телом. Он был погружён в созерцание Всевышнего и поэтому не обращал внимания на двойственности мира, ощущение которых возникает вследствие телесного понимания жизни. Он не обращал внимания на жар и холод, ветер и дождь и не укрывал тело. Он спал на земле, не умащал себя маслом и не омывался. Так как его тело было покрыто грязью, свет его духовности и мудрости оставался сокрытым. Он носил грязную набедренную повязку и брахманический шнур. Он, поносимый и отверженный, скитался.
Джада Бхарата трудился ради пропитания. Его сводные братья пользовались этим и заставляли его работать в поле за небольшое количество пищи. Но Бхарата не умел работать в поле. Он не знал, как сеять и выращивать семена. Его братья давали ему дроблёный рис, остатки масла, зерно, поеденное червями, или подгоревшую пищу. Но Бхарата так принимал это, будто это был нектар, и ел всё с радостью.
Предводитель разбойников, рождённый в семье шудр, захотел почтить богиню Кали, принеся ей в жертву безумца, считающегося не лучше животного. Предводитель разбойников держал в заточении человека-животного, но тот сбежал, и предводитель приказал слугам найти его. Они бросились искать, но не нашли.
Блуждая по лесам, они наткнулись на Джада Бхарату, охраняющего поле от оленей и кабанов. Разбойники приняли Бхарату за того человека и, связав, привели в храм богини Кали. Разбойники в соответствии со своими ритуалами убийства животноподобных людей, омыли Бхарату, одели в новые одежды, умастили тело благоухающими мазями и украсили тилаками, сандаловой пастой и гирляндами, накормили его, подвели к богине Кали и предложили ей благовония, светильники, гирлянды, жареное зерно, ветви деревьев, фрукты и цветы, пели песни и молитвы, подыгрывали на барабанах и рожках.
Они посадили Джада Бхарату перед божеством, и жрец разбойников приготовился предложить кровь Бхараты богине Кали. Он взял меч, освятил его мантрой Кали и поднял, чтобы убить Бхарату. И тут из расколовшейся статуи богини появилась Кали. Её тело излучало сияние. Богиня Кали, сверкая глазами, обнажила зубы. Её глаза пылали. Она приняла такой образ, будто хотела уничтожить Вселенную. Спрыгнув с алтаря, Она обезглавила разбойников тем мечом, которым они собирались убить Бхарату. Она и Её спутницы ведьмы и демоницы начали пить кровь, текущую из шей обезглавленных. Опьянённые кровью, они стали петь и танцевать.
Если завистливый оскорбляет великого человека, его ожидает подобное наказание. Но преданные остаются невозмутимыми, даже если им грозит смерть.
Беседа между Джада Бхаратой и Рахуганой
Рахугане, правителю стран Синдху и Саувира, потребовался человек для переноски паланкина. Слуги царя встретили Джада Бхарату. Узрев его силу и молодость, заставили его носить паланкин, хоть Бхарата и не был предназначен для такого труда. Бхарата не противился приказу и понёс паланкин. Когда Бхарата нёс паланкин, он смотрел под ноги, чтобы не наступить на муравья, и если на пути оказывался муравей, Бхарата останавливался и ждал, пока муравей пробежит.
Из-за этого он отставал от других носильщиков. Царь рассердился и обругал Джада Бхарату. Но Джада не обратил внимания на это, а продолжал нести паланкин. Когда он остановился, царь пригрозил наказать его, и тогда Бхарата заговорил: «Царь, ваши слова — истинны. Тело — носильщик. Бремя, которое несёт тело, не принадлежит мне, ибо я — душа. Нет противоречия в ваших словах, не я несу паланкин, а тело. Вы сказали, что я — слаб, и эти слова подходят для человека, не знающего различия между телом и душой. Тело может быть худым или слабым, но мудрый не скажет этого о душе. Я — душа, и поэтому вы неправильно сказали, что я — слаб. Сегодня вы — царь, а я — слуга, но завтра всё может измениться. Это зависит от Провидения. Вы сказали: «Ты — негодник, ты — глуп и безумен. Я накажу тебя, и ты придёшь в сознание». Я живу как глухой, немой, сумасшедший, я осознаю душу. Какую пользу я получу от вашего наказания? Если я — сумасшедший, то моё наказание будет сравнимо с наказанием мёртвой лошади. Это не принесёт пользы. Наказание не излечивает от безумия».
Слова Бхараты озарили Рахугану, он спрыгнул с паланкина, упал в ноги Бхарате и взмолился: «Я не боюсь полубогов, но я боюсь оскорбить святого, преданного Богу. Прости моё неразумение и милостиво взгляни на меня. Если ты сделаешь так, я избавлюсь от греха оскорбления».
Бхарата передаёт Знание
Джада Бхарата сказал: «Ты — не мудр, хоть и пытаешься говорить как мудрый, ибо гордишься своим знанием. Человек, который достиг духовного уровня, не заботится о правилах поведения, а приносит их в жертву совершенствованию. Правила поведения в обществе основаны, на желании материальных благ.
Пока ум загрязнён влиянием гун Природы, он — похож на неуправляемого слона. Ум увеличивает поле действий, используя чувства. В результате этого воплощённое существо остаётся в материальном мире и наслаждается, и страдает из-за действий. Так как ум охвачен желаниями действий, он подчинён влиянию похоти и гнева. Так ум привязывается к наслаждению. Из одиннадцати чувств и пяти элементов ум — главный. Поэтому от ума зависит рождение в следующей жизни. Ум вынуждает существо странствовать по различным видам жизни.
Звук, осязаемое, форма, вкус и запах являются объектами пяти чувств познания. Речь, прикосновение, движение, очищение и половые взаимоотношения являются объектами органов действия. Существует и ещё одно действие ума — отождествление. Тело — поле действия отождествления. Физические элементы, природа, первоначальная причина, развитие, предопределение и время являются материальными причинами. Эти причины приводят к тому, что одиннадцать действий превращаются в сто действий, затем в тысячу и миллион. Но эти изменения не происходят сами, они случаются под наблюдением Всевышнего.
Ум души, лишённой Богосознания, переполнен множеством идей и впечатлений, сотворённых Майей. Они существуют с незапамятных времён. Иногда они проявляются в бодрствовании и в состоянии сна, но во время глубокого сна или транса они исчезают. Освобождённый при жизни может видеть воздействия ума.
Господь — причина творения. Он — самодостаточен и независим от других. Его познают через слушание откровения и восприятие. Он — самосветящийся. Его зовут Нараяна, и Он обитель существ после уничтожения материального мира. Посредством Своей Энергии Он присутствует в сердце существа.
Ум — враг воплощённого существа. Если человек победит ум, он станет могущественным. Царь, победи ум оружием преданного служения учителю и Господу».
Беседа Джады Бхараты с Рахуганой
Царь сказал: «Благодаря тебе, святой, все виды противоречий в Писаниях рассеялись для меня. Моё видение ужалил змей гордости. Повтори мне свои поучения, чтобы я понял их. Ты говорил, что утомление, возникающее в результате деятельности, ощутимо восприятием, но в действительности нет усталости. Нельзя познать Истину, спрашивая и отвечая о плотском».
Бхарата сказал: «Все тела на Земле —