Скачать:TXTPDF
Бхагавада-пурана. Сергей Иванович Иванов

видоизменения земли. Твоё тело, царь, также видоизменение земли, ты находишься внутри тела и ошибочно считаешь себя правителем страны Саувара. Из ложной гордости ты высокомерно ведёшь себя со своими слугами. Тела, носящие различные имена, произошли от земли и в землю превратятся. Мы — лишь прах и будем прахом. Хоть Вселенная и кажется истинной, она не имеет существования. Земля сотворена из атомов, но эти атомы — не вечны. Не атомы причина Вселенной, хоть так думают некоторые философы. Неистинно, что материальный мир является результатом сочетаний атомов.

Так как Вселенная не имеет существования, всё в ней — большое, малое, грубое, причина, следствие, признаки жизни и вещество — воображаемо. Это всё — как горшки, сделанные из одного вещества — земли, но названные по-разному. Различие определяется веществом, природой, предрасположением, временем и действиями. Всё вокруг — внешние проявления Первоматерии.

Но что является Истиной? Истиной является знание о Едином. Оно — не загрязнено гунами и дарует Освобождение. Оно превосходит двойственности и всепроникающе. Вначале происходит осознание Брахмана. Вторая ступень осознания — Высшего Духа. Осознание Истины состоит в осознании Высшей Личности, ибо Она — причина проявлений. Существует много путей, ведущих к постижению Истины, но Истина открывается тем, кто получает милость преданного. Кого же называют преданным? Кто говорит о действиях, проявлениях и играх Всевышнего. Он поклоняется Господу с Любовью, воспевая и слушая Его славу.

Династия Бхараты

Шука продолжил:

Сына Бхараты звали Сумати. Он следовал по пути спасения, данным Ришабхой. Некоторые считали Сумати воплощением Будды. Деватаджит был сыном Сумати. Деватаджит породил Девадьюмну. Девадьюмна породил Парамештха. Парамештх породил Пратиха. Пратих, преданный Вишну, породил трёх сыновей: Пратихарту, Прастоту и Удгату. Пратихарта породил Аджу и Бхуму. Бхума породил Удигитху, Удигитха — Праставу, Прастава — Вибху, Вибху породил Притхушена, Притхушена — Накту. Накта породил Гайю.

Царь Гайя был частичным воплощением Вишну, и благодаря своей преданности Вишну он получил имя Махапуруша. У Гайа были сыновья: Читраратха, Сумати и Авародхана. Читраратха породил Сомрата, Сомрат — Маричи, Маричи породил Бинду. Сыном Бинду был Мадху, сыном Мадху был Вираврата. У Виравраты было два сына: Мантху и Прамантху, а сыном Мантху был Бхаувана. Сыном Бхауваны был Твашта, сыном Твашты был Вираджа. У Вираджа было сто сыновей и одна дочь. Из них Шатаджит обрёл славу.

Описание Джамбудвипы

Парикшит сказал: «Семь океанов делят Бху-мандалу на семь островов. Ты в общих чертах описал их размеры, названия и отличительные признаки, я хотел бы узнать об этом более подробно». Бху-мандала простирается до границ солнечного света и жара.

Материальный мир является результатом взаимодействия гун Первоматерии, и его нельзя объяснить полностью даже за время, равное жизни Брахмы. «Я попытаюсь описать тебе различные области Вселенной, — начал Шука. — Планетарная система Бхумандала — похожа на цветок лотоса, и её семь островов — похожи на кольцо листьев вокруг стебля.

Длина и ширина острова, называемого Джамбудвипа, который находится в середине бутона, равняется 100000 йоджан. Джамбудвипа — круглая. На Джамбудвипе есть девять районов, ширина каждого — 9000 йоджан. Есть восемь гор, которые обозначают границы этих районов.

Посреди этих варш находится варша Илаврита, расположенная в середине бутона лотоса. Внутри Илаврита-варши находится гора Сумеру. Гора Сумеру — похожа на околоплодник лотосоподобной Бху-мандалы. Высота горы равна ширине Джамбудвипы. Из них 16000 йоджан под землёй, и она возвышается над землёй на 84000 йоджан. Ширина горы 32000 йоджан на вершине и 16000 йоджан у основания. К северу от Илавриты-варши находятся три горы: Нила, Швета и Шрингаван. Они обозначают границы трёх варш — Рамьяка, Хиранмайя и Куру — и отделяют их одна от другой. Ширина каждой из этих гор равна 2000 йоджан. Они простираются к северу и востоку до океана с солёной водой. К северу каждая гора длинней предыдущей в десять раз, но высота у них равная.

И к югу от Илаврита-варши, простираясь от востока к западу, расположены три горы Нишадха, Хемакута и Хималая. Высота каждой равна 10000 йоджан. Они обозначают границы трёх варш — Хари-варши, Кимпуруша-варши и Бхарата-варши. К западу от Илаврита-варши находится гора Мальяван, а к востоку — Гандхамадана. Их высота равна 2000 йоджан. Они простираются от горной системы Нила до гор Нишадха на юге. Они определяют границы Илаврита-варши и границы Кетумала-варши и Бхадрашва-варши. С четырёх сторон от Сумеру находятся четыре горы — Мандара, Мерумандара, Супаршва и Кумуда, подобные поясам Сумеру. Высота и длина этих гор равна 10000 йоджан. На каждой горе растёт по дереву Манго, Джамбу, Кадамба и Баньян. Их ширина равна 100 йоджан, высота 1100 йоджан, радиус кроны 1100 йоджан.

Между четырьмя горами находятся четыре огромных озера — вода первого похожа на молоко, второго — на мёд, третьего — на сладкий сок. Четвёртое наполнено чистой водой. Из этих озёр полубоги — сиддхи, чараны и гандхарвы черпают мистические силы. Там есть четыре сада — Нандана, Чайтраратха, Вайвхраджака и Сарватобхадра. Лучшие из полубогов наслаждаются в этих садах с жёнами, а упадевы восхваляют их и поют им. На низшем склоне горы Мандара растёт манговое дерево, именуемое Девачута, высотой в 1100 йоджан. С этого дерева падают плоды манго величиной с горную вершину. Когда они падают, то разбиваются, и из них вытекает сладкий, ароматный сок. Этот сок, стекая с горы, становится рекой Арунода, которая протекает по восточной стороне Илаврита-варши. Когда жёны якшасов пьют из этой реки, их тела источают аромат.

Когда падают плоды дерева джамбу, то сок, вытекающий из них, образует реку Джамбу-нади. Эта река протекает 10000 йоджан от вершины Мерумандары к южной стороне Илавриты и наводняет землю Илаврита-варши своим соком. В иле по берегам Джамбу-нади находятся большие запасы золота. Жители небес используют его для украшений.

На склоне горы Супаршва стоит дерево Махакадамба. Из дупел этого дерева вытекает пять медовых рек, каждая шириной около десяти метров.

На склоне горы Кумуда стоит баньян, называемый Шатавалша, так как у него сто главных ветвей. От каждой ветви идёт много корней, от которых течёт множество рек. Эти реки текут с вершины горы к северной части Илаврита-варши. Из этих рек жители Илавриты получают молоко, йогурт, мёд, топлёное масло, зерно, одежды, украшения и т. д.

Есть ещё двенадцать гор, окружающих основание Меру — Куранга, Курара, Кусумбха, Вайканка, Трикута, Шишира, Патанга, Ручака, Нишадха, Синиваса, Капила, Шанкха, Вайдурья, Джарудхи, Хамса, Ришабха, Нага, Каланджара и Нарада.

На восточной стороне Сумеру находятся две горы Джатхара и Девахута, простирающихся с севера на юг на 18 000 йоджан. На западной стороне Сумеры находятся горы Павана Париятра, простирающиеся с севера на юг на 18 000 йоджан. На южной стороне есть горы Кайласа и Каравира, а на северной — Тришринга и Макара, простирающиеся с востока на запад на 18 000 йоджан. Высота этих гор равна 2 000 йоджан.

На вершине горы Меру находится обитель Брахмы, сотворённая из золота. Каждая из её четырёх сторон простирается на 10 миллионов йоджан. Окружая Брахмапури со всех сторон, расположены обители восьми главных правителей планетарных систем. Каждая из них в четыре раза меньше Брахмапури.

Сошествие Ганги

Вамана, воплощение Вишну, попросил у Бали три шага земли. Первым шагом он покрыл Землю. Вамана поднял ногу в небеса и ногтем большого пальца левой ноги проткнул отверстие в оболочке Вселенной. Через это отверстие во Вселенную хлынули воды Причинного океана. Этот поток называется Гангой. Омывая лотосные стопы Господа, покрытые красным порошком, вода Ганги приобретает розоватый оттенок. После тысячи юг вода Ганги нисходит на Дхрува-локу. Дхрува каждый день принимал потоки воды на свою голову.

Семь мудрецов удерживали воды Ганги на пучках волос на своих головах. Они считали это благом, подвижничеством и лучше, чем Освобождение. После того, как воды Ганги освящают семь планет близ Дхрува-локи, миллиарды небесных колесниц несут её по пути полубогов. Ганга проходит через Луну и достигает обители Брахмы на вершине Меру. С вершин Гималаев она течёт через землю Индии, освящая её. Небесные колесницы несут воды Ганги от планет полубогов к другим планетам. На вершине Меру Ганга разделяется в четыре потока, которые несут воды к океану. Река Сита течёт через Брахмапури вниз к вершинам гор Кешарачала. От Кешарачалы Ганга течёт к вершинам Гандхамадана и протекает по земле Бхадрашва-варши и впадает в океан солёной воды на западе.

Поток Ганги, называемый Чакшу, протекает близ вершины горы Мальяван, водопадом нисходит на землю Кетумала-варши и впадает в океан солёной воды на западе.

Бхандра течёт от Сумеру через вершины Кумуда, Нила, Швета и Шрингаван, проходит через Куру-варшу и впадает в солёный океан на севере.

Алакананда протекает с северной стороны Брахмапури. Проходя через горные вершины различных земель, она падает на вершины гор Хемакута и Химакута и низвергается в Бхарату-варшу и, пройдя её, впадает на юге в солёный океан. Существуют тысячи других рек, которые считаются дочерьми горы Меру.

Среди девяти варш Бхарата-варша считается полем кармы. Восемь других варш предназначены для очень благочестивых существ. После возвращения с небесных планет они наслаждаются остатками плодов своих благочестивых действий в этих восьми варшах.

На восьми варшах Джамбудвипы существа живут десять тысяч человеческих лет. Жители — подобны там полубогам. Они обладают силой десяти тысяч слонов. Их жизнь проходит в наслаждении с прекрасными женщинами. И женщины беременеют последние годы жизни. Жизнь там такая же, как в Трета-югу.

Чтобы явить Свою милость девяти варшам, Нараяна проявляет себя в четырёх экспансиях: Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи.

В Илаврита-варше Шиву окружают десять миллионов служанок богини Дурги. Санкаршана — трансцендентен, но поскольку Его действия по разрушению мира находятся в гуне тамас, он называется тамаси, проявление Господа в тама-гуне. Шива знает, что Санкаршана — причина его существования, и поэтому он медитирует на него в трансе, воспевая мантру:

ом намо бхагавате маха-пурушая сарва гуна санкхйанайанантайавйактайа намо ити.

«Всевышний, я предлагаю поклоны Тебе в образе Санкаршаны. Ты — источник божественных качеств. Ты — бесконечный, и Ты сокрыт для непреданных».

Молитвы жителей Джамбудвипы к Господу

Бхадрашрава, сын Дхармы, является владыкой Бхадрашва-варши. Он и его подданные поклоняются Хаяширше, полной экспансии Васудевы со следующей мантрой и молитвой:

Ом намо бхагавате дхармайатма-вишодханайа намо ити.

«Мы предлагаем поклоны Всевышнему, источнику Законов, очищающих сердце обусловленных душ».

В Хари-варше Прахлада с жителями поклоняется Нрисимхе:

Ом намо бхагавате нрисимхайа намас теджас-теджасе авир-авирбха-ва ваджра-накха ваджра-дамштра кармашайан рандхайа рандхайа тамо граса граса ом сваха абхайам абхайам атмани бхуйиштха ом кшраум

«Я предлагаю поклоны Нрисимхе — источнику Могущества. Господь, имеющий молниеподобные зубы и ногти, уничтожь наше стремление к наслаждению. Яви себя в нашем сердце и рассей наше невежество. По Твоей милости мы можем стать бесстрашными в борьбе за существование в материальном мире. Освободи

Скачать:TXTPDF

Бхагавада-пурана. Сергей Иванович Иванов Пураны читать, Бхагавада-пурана. Сергей Иванович Иванов Пураны читать бесплатно, Бхагавада-пурана. Сергей Иванович Иванов Пураны читать онлайн