нас от страха».
В Кетумала-варше Вишну обитает в образе Камы для услаждения Своих преданных. Днём — в сопровождении сынов Праджапати, а ночью — в сопровождении дочерей Праджапати. Лакшми на протяжении Самватсары поклоняется Господу в Его проявлении Камы.
В Рамьяка-варше правит Ману Вайвасвата. Там в конце прошлой эпохи появился Господь в облике Матсьи.
В Хиранмайя-варше Вишну живёт в образе черепахи. Главным из питри считается Арьяма.
Вараха живёт в Уттаракуру-варше. Мать Земля и другие жители поклоняются Ему с Упанишада-мантрой.
Описание Кимпуруши-варши и Бхарата-варши
В Кимпуруша-варше Хануман с жителями этой земли поклоняется Раме, брату Лакшманы и мужу Ситы. Хануман и Артштишена слушают хвалу Раме, воспеваемую сонмом гандхарвов.
Всевышний появляется в образе Нара-Нараяны в Бхарата-варше — в Бадарика-ашраме и дарует милость Своим преданным, обучая их Религии, Знанию, Отречению, развитию духовной силы и обузданию чувств.
Нарада, преданный Господа, руководит людьми этой варши. Он с жителями Бхарата-варши служит Нара-Нараяне и поёт следующую мантру:
Ом намо бхагавате упашама-шилайопаратанатмйайа намо кинсана-виттайа ришиуришабхайа нара-нарайанайа парамахамса-парама-гураве атмарамадхипатайе намо нама ити.
«Я предлагаю поклоны Нара-Нараяне, лучшему из мудрецов, Всевышнему. Он — самодостаточный и самоосознающий. Он — богатство бедных. Он — учитель просветлённых и мудрецов, познавших Себя».
В пространстве Земли, известном как Бхарата-варша, как и в Илаврита-варше, существует множество гор и рек. Некоторые из этих гор известны как Малайя, Мангала-прастха, Майнака, Трикута, Ришабха, Кутака, Коллака, Сахья, Девагири, Ришьямука, Шришаида, Венката, Махендра, Варидхара, Виндхья, Шуктиман, Рикшагири, Париятра, Дрона, Читракута, Говардхана, Райватака, Какубха, Нила, Гокамукха, Индракила и Камагири. Кроме них существует ещё множество гор и множество рек, текущих по их склонам.
Существа, рождающиеся в этой варше, разделены согласно гунам Природы. Некоторые рождаются совершенными, некоторые — обычными людьми, а некоторые — отвратительными, это связано с прошлой кармой. Если человек признаёт учителя и занимается преданным служением Вишну, согласно варне и ашраму, он становится совершенным. Бхакти-йога — служение Васудеве — путь Освобождения. Человеческая жизнь является благоприятной для духовного совершенствования, и поэтому полубоги говорят: «Как счастливы люди Бхарата-варши! Хари — милостив к ним, хоть они и не совершают суровых аскез и множества праведных действий. Мы, полубоги, можем только мечтать о рождении в Бхарата-варше, чтобы выполнять преданное служение, но люди уже занимаются им. Мы много наслаждаемся, и поэтому нам трудно помнить о Всевышнем. Короткая жизнь на земле Бхарата-варши предпочтительнее, чем жизнь на Брахма-локе длительностью миллиарды лет. Хоть жизнь в Бхарата-варше — коротка, живущий там может достичь Освобождения и совершенства, предавшись Господу. Мы же, растратив положительную карму, окажемся в низших видах жизни. Господь — так милостив, что приходит на землю Бхарата-варши и дарует блаженство и счастье людям».
Джамбудвипу окружают восемь маленьких островов. Когда сыновья Сагара искали потерянного коня, они стали копать землю, и так появились восемь островов — Сварнапрастха, Чандрашукла, Авартана, Раманака, Мандарахарина, Панчаджанья, Симхала и Ланка.
Строение Вселенной
Как Шумера окружена Джамбудвипой, так же Джамбудвипа окружена океаном солёной воды. Ширина Джамбудвипы — равна 100000 йоджан, ширина солёного океана такая же. Этот солёный океан окружён Плакшадвипой. Ширина Плакшадвипы в два раза больше солёного океана, равна 200000 йоджан. На Плакшадвипе растёт золотое дерево Плакша, равное по высоте дереву Джумбу, и его именем называется Плакшадвипа. Идхма-джихва — сын Приявраты правил этой двипой. Он разделил двипу на семь варш и назвал именами своих сыновей.
Названия варш и имена сыновей следующие: Шива, Яваса, Субхадра, Шанта, Кшема, Амрита и Абхая.
Там есть семь главных гор: Маникута, Ваджракута, Индрасена, Джьётишман, Супарна, Хираньяштхива и Мегхамала, и семь главных рек — Аруна, Нримана, Ангираси, Савитри, Суптабхата, Ритамбхара и Сатьямбхара.
Ханса, Патанга, Урдхваяна и Сатьянга — четыре варны. Жители Плакшадвипы живут тысячу лет. Они — прекрасны как полубоги и зачинают детей подобно богам. Совершая обряды, предписанные Ведами, поклоняясь Всевышнему в облике бога Солнца, которое относится к небесным планетам.
Жители пяти островов, возглавляемых Плакшадвипой, обладают одинаковой продолжительностью жизни, физической и умственной силой, совершенными чувствами и великолепием.
Плакшадвипа окружена океаном сока из сахарного тростника, ширина его равна 200000 йоджан.
Салмалидвипа — в два раза шире Плакшадвипы. Она окружена океаном вина такой же ширины.
Дерево Салмали. Его ширина 100 йоджан, а высота 1100 йоджан. Это дерево — обитель Гаруды.
Царь: Яджнабаху, сын Приявраты. Семь варш и семь сыновей Яджнабаху — Сурочана, Сауманасья, Раманака, Деваварша, Парибхадра, Апьяяна и Авиджната.
Семь основных гор: Свараса, Шаташринга, Вамадева, Кунда, Мукунда, Пушпа-варша и Сахасрашрути.
Семь рек — Анумати, Синивали, Сарасвати, Куху, Раджани, Нанда и Рака.
Деления людей: Шрутидхара, Вирьядхара, Васундхара и Ишандхара. Они поклоняются экспансии Всевышнего, именуемой Сома, бог Луны.
Кушадвипа. Эта двипа шире Салмалидвипа в два раза и окружена океаном очищенного масла такой же ширины. На этой двипе растёт трава куша, освещающая сиянием все стороны, но пламя её нежное и приятное.
Царь: Хираньярета, сын Прияврата. Семь варш и семь сыновей: Васудана, Дридхаручи, Стутьяврата, Набхигупта, Вивикта и Вамадева.
Семь гор: Чакра, Чатухшринга, Капила, Читракута, Деваника, Урдхварома и Дравина.
Семь рек: Рамакулья, Мадхукулья, Нитравинда, Шрутавинда, Девагарбха, Гхритачьюта и Мантрамала.
Деления людей: Кушала, Ковида, Абхиюкта и Кулака. Они поклоняются Господу в образе полубога Огня.
Краунчадвипа. Ширина этого острова равна 1600000 йоджан, он окружён океаном молока такой же ширины. Главная гора — Краунча.
Царь: Гхритаприштха, сын Приявраты.
Семь варш и сыновей: Ама, Мадхуруха, Медхаприштха, Судхама, Бхраджитха, Лохитарна и Ванаспати.
Семь гор: Шукла, Вардхамана, Бходжана, Упабархина, Нанда, Нандана и Сарватобхадра.
Семь рек: Абхая, Амритаугха, Арьякта, Тиртхавати, Рупавати, Павитравати и Шукла.
Деления людей: Пуруша, Ришабха, Дравина и Девака. Они поклоняются Всевышнему, предлагая в ладонях воду Варуне.
Шакадвипа. Его ширина 3200000 йоджан, он окружён океаном йогурта такой же ширины.
Дерево — шака.
Царь: Медхатитхи, сын Прияврата. Семь варш и сыновей: Пуроджава, Маноджава, Павамана, Дхумраника, Читрарепха, Бахурупа и Вишвадхара.
Семь гор: Ишана, Урушринга, Баладхадра, Шатакешара, Сахасрасрота, Девапала и Маханаса.
Семь рек: Анагха, Аюрда, Убхая-спришти, Апараджита, Панчапади, Сахасрасрути и Ниджадхрити.
Деления людей: Ритаврата, Сатьяврата, Данаврата и Ануврата. Они практикуют пранаяму и мистическую йогу и в трансе поклоняются Всевышнему в образе Вайю.
Пушкарадвипа. Его ширина 6400000 йоджан, он окружён океаном чистой воды такой же ширины.
На острове растёт лотос, имеющий 100000000 золотых лепестков и сияющий, как огонь. Этот лотос — обитель Брахмы.
В середине острова находится гора Манасотара. Её ширина и высота равна 10000 йоджан. На этой горе с четырёх сторон расположены обители полубогов.
Царь этого острова — Витихотра, он имел двух сыновей: Раманака и Дхатаки. На этой двипе поклоняются Всевышнему в образе Брахмы.
Вне океана чистой воды находится гора Лока-алока, отделяющая часть Вселенной, освещённую солнцем, от неосвещённой. Вне океана чистой воды находится земля, широкая, как расстояние между Сумерой и горой Маносоттара. В этой земле живёт много существ. Вне её, простираясь к горе Лока-алока, находится другая земля, сделанная из золота. От её поверхности свет отражается и любая вещь, которая падает на эту землю, не возвращается. Существа поэтому избегают этой земли.
Между обитаемыми землями и необитаемыми стоит гора Лока-алока, которая является границей трёх миров — Бхур-лока, Бхувар-лока и Свар-лока; она предназначена управлять лучами солнца по Вселенной. Светила, от Солнца до Дхрувалоки, распространяют лучи по трём мирам, но внутри границ, определённых той горой. Расстояние между Меру и Лока-алокой равно 125000000 йоджан, одной четвёртой диаметра Вселенной. На вершине Лока-алоки находятся четыре слона, установленных в четырёх направлениях Брахмой. Имена этих слонов — Ришабха, Пушкарачуда, Вамана и Апараджита. Они поддерживают планетарные системы Вселенной. За горой Лока-алока находится земля, называемая Алока-варша, которая простирается на 125000000 йоджан. Вне Алоки находится путь тех, кто стремится к Освобождению.
Солнце расположено в середине Вселенной в пространстве между Бхур-локой и Бхувар-локой, которое называется Антарикша, внешний космос. Расстояние между Солнцем и границей Вселенной равняется двадцати пяти коти йоджан. Бог Солнца называется Вайраджа, материальное тело для воплощённых существ. Поскольку оно входит в Яйцо Вселенной во время творения, оно называется Мартанда. Оно также называется Хираньягарбха, так как получает свое материальное тело от Хираньягарбхи. Бог Солнца и Солнце разделяют все направления Вселенной. Только из-за присутствия Солнца мы можем понять, что существуют высшие планеты, Земля и низшие планеты, и понимаем, какие планеты предназначены для наслаждения и освобождения и какие адские.
Существа зависят от света и жара Солнца. Благодаря Солнцу существа могут видеть, и поэтому его называют дриг-ишвара — Божество, правящее зрением.
Пространство между сферой земной и небесной называется антарикша, внешний космос. Оно соединяет вершину земной сферы и низ небесной сферы. В середине этого пространства находится Солнце, Солнце обогревает и поддерживает Вселенную. В соответствии с движением Солнца по зодиакальным созвездиям, день и ночь укорачиваются, удлиняются или становятся равными. Когда Солнце проходит через Овна и Весы, длительности дня и ночи равны. Когда Солнце проходит через пять зодиакальных созвездий, возглавляемых Тельцом, увеличивается длительность дня до созвездия Рака, и уменьшается на полчаса каждый месяц до тех пор, пока день и ночь не сравниваются до Весов. Когда Солнце проходит через пять знаков, начиная со Скорпиона, длительность дня уменьшается до Козерога, и месяц за месяцем увеличивается. Когда Солнце идёт к югу, день увеличивается, а когда оно движется к северу, увеличивается ночь. Солнце движется вокруг горы Манасоттары, и длина пути Солнца по этой окружности равняется 95100100 йоджан.
На востоке от Меру на Манасоттаре находится обитель Индры, называемая Девадхани. На южной стороне — обитель Ямы, Саньямани, на западной — обитель Варуны, называемая Нимлочани, на северной — обитель Луны, называемая Вибхавари. Восход, полдень, заход и полночь случаются в тех местах в соответствии с особым временем. Существа, живущие на Сумеру, обогреты солнцем, ибо оно — постоянно над их головами. От Девадхани до Саньямани Солнце проходит 23750000 йоджан за пятнадцать гхатика. От Саньямани Солнце движется к Нимлочане, а оттуда к Вибхавари и в Девадхани. Таким образом, Луна и другие планеты и звёзды становятся невидимыми. Колесница бога Солнца движется через четыре обители со скоростью 3400800 йоджан в мухурту.
Колесница бога Солнца имеет одно колесо, называемое Самватсара. Двенадцать месяцев — это двенадцать спиц, шесть сезонов — шесть секторов обода его колеса, а три чатурмасья периода являются тремя секторами его втулки. Один конец оси опирается на вершину Сумеру, а другой на Манасоттару. Прикреплённое к внешнему концу оси, колесо постоянно крутится на Манасоттаре. Длина колесницы равняется 3600000 йоджан, а ширина — 900000 йоджан. Кони в колеснице, названные в честь ведических размеров, управляются Аруной. Хоть Аруна сидит спереди и управляет колесницей, он смотрит назад, на бога Солнца. На колеснице находятся шестьдесят тысяч святых Валакхьев, каждый размером с большой палец. Они сидят перед богом Солнца и возносят ему молитвы и прославления.
Итак, по орбите через Бхумандалу бог Солнца проходит расстояние 95000000 йоджан со скоростью 2000 йоджан в один кшану.
Описание планет
В зависимости от движения