слуги, приводите ко мне для наказания тех, кто не общается с просветлёнными и привязан к семейной жизни и наслаждениям, кто не использует язык для воспевания имён и качеств Кришны, кто не помнит лотосных стоп Кришны и не склоняется перед Кришной».
Шука продолжил: «Пение имени Господа может искоренить грехи. Поэтому воспевание Бога — самое благодатное и праведное деяние. Кто слушает и воспевает имя Господа и Его действия, достигает преданного служения, которое уничтожает зло в сердце».
Молитва Дакши
Когда Парикшит попросил у Шуки описать подробнее сотворение существ в этой Вселенной, Шука поведал ему: «Прачеты, десять сыновей Прачинабархи, совершали в море суровое подвижничество, и планета из-за отсутствия царя пришла в запустение. Поверхность земли заросла сорняками и деревьями, и для злаков не осталось места. Когда десять Прачетов вышли из моря и увидели вокруг лес, они разгневались и решили уничтожить деревья и очистить землю. Изо ртов Прачеты испустили огонь и ветер, желая сжечь деревья. Но Сома, владыка Луны и растений, запретил Прачетам уничтожать деревья, так как деревья даруют фрукты и цветы. Чтобы успокоить Прачетов, Сома отдал им в жёны девушку, рождённую от апсары Прамолочи.
От семени Прачетов у той девушки родился Дакша.
Мыслью Дакша создал полубогов, демонов, людей, птиц, животных и тварей, живущих в воде. Но когда Дакша увидел, что неправильно создал существ, он предался суровому подвижничеству в горах Виндхья, в месте Агхамармана. Там он вознёс Всевышнему молитву: «Всевышний — трансцендентен по отношению к иллюзорной Энергии и материальному миру. Он — владыка существ и Майи. Он — самодостаточный и является Причиной причин. Как объекты чувств не знают, каким образом их воспринимают, так же обусловленная душа, пребывающая в теле, вместе с Высшей Душой, не знает, как Владыка творения управляет её чувствами. Когда сознание существа очищается от скверны материального существования и когда ум исчезает в состоянии глубокого сна, существо приходит к трансцендентному состоянию. Материальное видение и память ума, которая являет имена и формы, уничтожаются, и в этом трансе открывается Господь.
Услышанное ухом, осознанное умом, объясняемое словами, воспринимаемое чувствами является следствием материальной природы и не имеет ничего общего с природой Всевышнего. Господь — всепроникающий. Он — Творец мира. Он — Высшая Душа и Истина. Господь — лишён материальных имён, образов и действий. Да будет Всевышний, исполненный Знания, Вечности и Блаженства, милостив ко мне!»
Удовлетворённый молитвами Дакши, Вишну появился перед Дакшей в восьмируком образе. Зная, что Дакша желал идти по пути наслаждения, Господь даровал ему силу наслаждаться иллюзорной Энергией. Господь предложил ему дочь Панчаджана, Асикни, подходящую для брака. Благословив его, Господь исчез.
Дакша проклинает Нараду
У Дакши и Асикни родилось десять тысяч сыновей, именуемых Харьяшвы. Дакша повелел им завести большое потомство. Для этого Харьяшвы отправились на запад, и в месте, где река Синдху впадает в Аравийское море, они совершали омовения, аскезы и подвижничество, чтобы осуществить волю отца. Однажды этих юношей, занятых подвижничеством ради потомства, встретил Нарада и решил, что им следует избавиться от этого стремления. Нарада рассказал им несколько аллегорий и провозгласил цель жизни и убедил их встать на духовный путь, следуя по которому, никто не возвращается в материальный мир.
Когда Дакша узнал о решении юношей, его охватила скорбь. У Дакши появилась ещё тысяча сыновей Савалашваров. Они также отправились в Нараяна-сара, где совершали подвижничество их старшие братья. Савалашвары принимали омовения, выполняли аскезы и произносили мантры, начинающиеся с Омкары. В течение нескольких месяцев сыновья Дакши пили воду и питались воздухом. Совершая великое подвижничество, они произносили такую мантру:
Ом намо нараяная
Пурушайя махатмане вишуддха
Саттва дхишнйяйя маха-хансая дхимахи
«Я предлагаю поклоны Нараяне, пребывающему в Своей духовной обители».
Нарада, встретив Савалашваров, убедил их следовать по правильному пути и выполнять преданное служение Всевышнему, соблюдать обет безбрачия и стать отшельниками. Когда Дакша узнал об этом, он разгневался на Нараду и проклял его, сказав: «Из-за тебя я потерял сыновей. Ты будешь странником, не имеющим дома». Нарада не стал противодействовать проклятию.
Потомство дочерей Дакши
У Дакши родилось шестьдесят дочерей. Десять дочерей стали жёнами Дхармы; двадцать семь — бога Луны Чандры; четыре — Кашьяпы; Бхута, Ангира и Кришашва получили в жёны по две дочери. Десять дочерей, отданных Яме, звали Бхану, Ламба, Какуд, Ями, Вишва, Садхья, Марутвати, Васу, Мухурта и Санкалпа. Сын по имени Дева-ришабха был рождён из лона Бхану, и от него родился сын Индрасена. Из лона Ламбы вышел сын Видьёта, который произвёл на свет облака.
Из лона Какуд вышел сын Санката, чей сын был назван Кикатой. От Кикаты произошли полубоги, именуемые Дургой. От Ями произошёл сын по Сварга, сын которого прозвали Нанди. Сыновьями Вишвы были Вишвадевы.
Из лона Садхьи родились Садхьи, которые имели сына Артхасиддхи. Два сына, которые родились из лона Марутвати, носили имена Марутван и Джаянта. Джаянта, который является воплощением Васудевы, также известен, как Упендра. Полубоги, именуемые Маухуртики, родились из лона Мухурты. Эти полубоги ответственны за проявления последствий действий, совершаемые воплощёнными существами в соответствующие времена. Сын Санкалпы был известен, как Санкалпа, и от него родилось вожделение. Сыновья Васу были известны, как восемь Васу. Их имена: Дрона, Прана, Дхрува, Арка, Агни, Доша, Васту и Вибхавасу. От Абхимати, жены Васу по имени Дрона, произошли сыновья, именуемые Харша, Шока, Бхайя и другие. Урджасвати, жена Праны, дала рождение трём сыновьям по имени Саха, Айус и Пуроджава. Жена Дхрувы была известна, как Дхарани, и из её лона родились города.
Из лона Васаны, жены Арки, произошло множество сыновей, начиная с Тарши. Дхара, жена Васу по имени Агни, дала рождение множеству сыновей, начиная с Дравинаки. От Криттики, другой жены Агни, произошёл сын Сканда, Карттикейя, чьих сыновей возглавлял Вишакха. Из лона Шарвари, жены Васу по имени Доша, вышел Шишумара, который был экспансией Верховной Личности Бога. От Ангираси, жены Васу по имени Васту, был рождён архитектор Вишвакарма. Вишвакарма стал мужем Акрити, от которой родился Ману, именуемый Чакшушей. Сыновья Ману были известны, как Вишвадевы и Садхьи. Иша, жена Вибхавасу, дала рождение трём сыновьям — Вьюште, Рочише и Атапе. От Атапы произошёл Панчаяма, промежуток дня, который пробуждает воплощённых существ к деятельности.
Сарупа, жена Бхуты, дала рождение десяти миллионам Рудр, из которых одиннадцать главных Рудр были известны, как Райвата, Аджа, Бхава, Бхима, Вама, Удра, Вришакапи, Аджайкапат, Ахирбрадхна, Бахурупа и Махан. Их спутники, духи и гоблины родились от другой жены Бхуты. Ангира имел двух жён, которых звали Свадха и Сати. Жена по имени Свадха приняла Питов, как своих сыновей, и Сати приняла своим сыном Атхарвангирасу Веду. Кришашва имел двух жён по имени Арчис и Дхишана. В лоне жены Арчис он зачал Дхумакету, и в лоне Дхишаны он зачал четырёх сыновей: Ведашира, Девала, Вайюна и Ману. Кашьяпа имел четырёх жён — Винату, Кадру, Патанги и Ямини. Патанги дала рождение множеству видов птиц, и Ямини дала рождение цикадам. Вината дала рождение Гаруде, переносящему на себе Вишну, и Аруне, возничему колесницы бога Солнца.
Кадру дала рождение разнообразным видам змей. Созвездия, именуемые Криттикой, были жёнами бога Луны. Однако, так как Дакша проклял бога Луны на страдание от болезни, вызывающей разрушение, бог Луны не смог зачать детей ни с одной своей женой. Затем Царь Луны умиротворил Дакшу учтивыми словами и таким образом обрёл световые части, которые он потерял во время болезни. Тем не менее, он не смог зачать детей. Луна теряет энергию в течение двух тёмных недель, и в светлые две недели она проявляется.
Сейчас услышь от меня имена жён Кашьяпы, из лон которых произошло население Вселенной. Они были матерями почти всего населения Вселенной, и слушать их имена благоприятно. Это — Адити, Дити, Дану, Каштха, Аришта, Сураса, Ила, Муни, Кродхаваша, Тамра, Сурабхи, Сарама и Тими. Из лона Тими родились водные жители, и из лона Сарамы родились хищные животные. Из лона Сурабхи родились буйвол, корова и другие парнокопытные, из лона Тамры родились орлы, стервятники и другие хищные птицы, и из лона Муни родились ангелы.
Сыновья, рождённые от Кродхаваши, были змеями, известными как дандашука, и другие змеи и кровососущие насекомые. Лианы и деревья родились из лона Илы. Ракшасы, злые духи, родились из лона Сурасы. Гандхарвы родились из лона Аришты, и животные, чьи копыта не разделены родились из лона Каштхи. Я опишу потомков Адити в хронологическом порядке. В этой династии Нараяна снизошёл посредством Своей полной экспансии. Имена сыновей Адити: Вивасван, Арьяма, Пуша, Твашта, Савита, Бхага, Дхата, Видхата, Варуна, Митра, Шатру и Урукрама. Самджна, жена Вивасвана, бога Солнца, дала рождение Ману по имени Шраддха, и та же жена родила близнецов Ями и реку Ямуну. Ями, скитаясь по земле в форме кобылы, родила Ашвини-кумаров. Чхайя, другая жена бога Солнца, зачала двух сыновей по имени Шанаишчара и Саварни Ману, и дочь, Тапати, которая вышла замуж за Самварану.
Из лона Матрики, жены Арьямы, родилось множество учёных. Среди них Брахма создал человеческие виды жизни, которые наделены таким складом ума, который подходит для исследования Себя. Пуша не имел сыновей. Когда Шива был в гневе на Дакшу, Пуша засмеялся над Шивой и показал зубы. Поэтому он потерял зубы и был вынужден жить, вкушая муку. Рачана, дочка Даитьев, стала женой Твашты. С помощью своего семени он зачал в её лоне двух сыновей по имени Саннивеша и Вишварупа.
Индра оскорбляет Брихаспати
Брихаспати, гуру полубогов, появился в собрании Индры, где царь полубогов сидел с женой Шачи в окружении сиддхов, чаранов и гандхарвов. Хоть Индра заметил своего учителя, он не встал, не предложил место учителю и не приветствовал его. Брихаспати предвидел это; он понял, что Индра возгордился своим величием. Брихаспати покинул собрание. Индра понял свою ошибку и отправился в обитель учителя просить прощения, но не нашёл Брихаспати.
Из-за непочтения к учителю Индра потерял могущество и был побеждён демонами. Индра и полубоги обратились за помощью к Брахме. Брахма осудил их за оскорбление учителя. По велению Брахмы полубоги приняли своим жрецом брахмана Вишварупу, сына Твашты. Они совершили яджну, на которой главным жрецом был Вишварупа. Вишварупа поведал Индре защитную молитву Нараяна-кавачу, с помощью которой Индра смог победить асуров.
Нараяна-кавача
Вишварупа сказал: «Если у человека возникает страх или опасение, он должен омыть руки и ноги и, совершив ачаману, произносить такую мантру: ом апавитрах павитро ва сарвавастхам гато пи ва йах смарет пундарикакшам са бахья-бхьянтарах шучих шри вишну шри вишну шри вишну. Он должен прикоснуться к траве куша и сесть лицом на север, сохраняя молчание. Когда он очистится, он должен прикоснуться с мантрой, состоящей из восьми слогов, к восьми частям тела и