прикоснуться к своим рукам с мантрой, состоящей из двенадцати слогов. Он должен одеть мистические доспехи.
Когда произносится мантра из восьми слогов, начиная с пранавы, он должен прикоснуться своими руками к восьми частям тела, начиная от стоп к коленям, бёдрам, животу, сердцу, груди, рту, голове. Затем надо произносить мантру наоборот, начиная с последнего звука, прикасаясь к частям тела в обратном порядке, начиная с головы. Эти два процесса называются утпаттиньяса и санхара-ньяса.
Надо произносить мантру из двенадцати слогов. Начиная с Омкары, надо помещать слоги мантры на кончики пальцев рук, начиная с указательного пальца правой руки и до указательного пальца левой руки. Четыре оставшихся слога надо поместить на суставы больших пальцев. Надо произнести мантру из шести слогов. Надо поместить слог «ОМ» на сердце, слог «ви» на макушку головы, слог «ша» между бровей, слог «на» на пучок волос и «ве» между глазами; слог «на» на суставы тела и медитировать на слог «ма» как на оружие. Надо стать олицетворением мантры. Прибавив висаргу к конечному слогу «ма», надо произносить мантру «мах астрайа пхат» во все направления, начиная с востока.
После произнесения мантр надо думать о себе как о равном со Всевышним. Надо произнести защитную молитву, обращённую к Нараяне, Нараяна-кавачу:
Господь, который сидит на спине птицы Гаруды, прикасаясь к нему Своими лотосными стопами, держит восемь видов оружия — раковину, диск, щит, меч, булаву, стрелы, лук и аркан. Да защитит меня Господь Своими восемью руками. Он — всемогущ, потому что Он располагает восемью мистическими силами.
Пусть Господь, принявший тело рыбы, защитит меня в воде от хищных животных, которые являются спутниками полубога Варуны. Распространяя Свою иллюзорную Энергию, Господь принял форму карлика Ваманы. Да защитит меня Вамана на Земле. Так как форма Господа, Вишварупа, покоряет три мира, пусть защитит Он меня в Небесах.
Пусть Нрисимха защитит меня в опасных местах, подобных лесу и полю битвы.
Господь познаваем через совершение жертвоприношений, и поэтому Он известен как Яджнешвара. В Своём воплощении в образе Вепря Он поднял планету Земля из воды со дна Вселенной и поддерживал её на Своих бивнях. Да защитит меня Господь от врагов. Пусть Парашурама защитит меня на вершинах гор, и пусть Рама со Своим братом Лакшманой защитит меня на чужбине.
Пусть Нараяна защитит меня от пути ложной дхармы. Пусть Господь в Своём воплощении Нары защитит меня от гордости. Пусть Даттатрея, владыка мистической силы, защитит меня от падения во время осуществления служения Богу, и пусть Капила защитит меня от кармы. Пусть Санат-кумара защитит меня от похотливых желаний. Пусть Нарада защитит меня оскорблений при поклонении Божеству, и пусть Курма защитит меня от падения на адские планеты.
Да спасёт меня Дханвантари от нежелательной пищи и защитит меня от болезней. Пусть Ришабха, который покорил свои чувства, защитит меня от страха, производимого двойственностью жары и холода. Пусть Яджна защитит меня от клеветы и зависти, и пусть Баларама, как Шеша, защитит меня от змей. Пусть Бог в Своём воплощении Вьясы защитит меня от невежества. Пусть Будда защитит меня от деятельности, противоречащей Ведическим принципам, и от лени, которая заставляет каждого забыть Ведические Знания.
Пусть Кальки защитит меня от скверны века Кали. Пусть Кешава защитит меня Своей булавой в первую часть дня, и пусть Говинда, играющий на флейте, защитит меня во вторую часть дня. Пусть Нараяна защитит меня в третью часть дня, и пусть Вишну защитит меня в четвёртую часть дня. Пусть Мадхусудана защитит меня в течение пятой части дня. А вечером да защитит меня Мадхава, появившийся как Брахма, Вишну и Махешвара, и в начале ночи да защитит меня Хришикеша. Глубокой ночью пусть Падмалочана защитит меня.
Пусть Господь, украшенный знаком Шриватсы, защитит меня после полуночи, пока небо не станет розовым. Пусть Джанардана, который носит меч в Своей руке, защитит меня в конце ночи. Пусть Дамодара защитит меня ранним утром, и пусть Вишвешвара защитит меня на стыке дня и ночи.
Пусть Сударшана-чакра сожжёт наших врагов.
Булава в руке Господа, помоги мне сокрушить демонов, известных, как кушманды, винаяки, якши, ракшасы, бхуты и грахи.
Раковина, ты наполнена дыханием Кришны. Ты издаёшь звук, вызывающий дрожь в сердцах врагов, подобных ракшасам, духам праматха, претам, матам, пишачам и духам брахманов.
Да защитит нас от влияния дурных планет, метеоров, завистливых существ, змей, скорпионов и животных, подобных тиграм и волкам, прославление имени, формы, качеств Бога.
Пусть оно защитит нас от привидений и материальных элементов, подобных земле, воде, огню и ветру, и пусть оно защитит нас от молнии и от наших грехов.
Пусть Гаруда защитит нас от опасностей.
Пусть имена Бога, Его трансцендентальные формы и все виды оружия, украшающие Его, как личные спутники, защитят наши разум, чувства, ум и жизненный воздух от опасностей».
Вишварупа сказал: «Индра, я дал тебе доспехи, благодаря им ты сможешь победить демонов. Если кто-то использует эти доспехи, он избавится от опасностей. Эта молитва содержит Знание, связанное с Нараяной. Ни правители, ни грабители, ни демоны не смогут повредить тому, кто пользуется этой мантрой.
И Индра благодаря этой мантре победил асуров.
Появление демона Вритры
Шука продолжил:
Из-за привязанности к демонам, Вишварупа тайно передавал им остатки жертв. Когда Индра узнал об этом, он отрубил ему три головы, но позднее раскаялся, ибо Вишварупа был брахманом. Хоть Индра мог уничтожить последствия греха убийства брахмана, он не сделал так, но принял бремя этих последствий. Он страдал в течение года, а затем, чтобы очиститься, он разделил карму убийства между землёй, водой, деревьями и женщинами. Так как земля взяла четвёртую часть кармы, часть земли превратилась в пустыню. Деревья взяли четвёртую часть последствия, и поэтому сок, который течёт из них, запрещено пить. Женщины приняли четвёртую часть последствия в обмен на благословение Индры, что они могут удовлетворять свои похотливые желания даже во время беременности до тех пор, пока сношение не будет вредно для зародыша.
В результате четвёртой части той кармы Индры, у женщины каждый месяц бывают очищения, и они тогда считаются неприкасаемыми. Вода приняла четвёртую часть последствия греха убийства брахмана в обмен на благословение, благодаря которому она будет увеличивать объём жидкостей, смешанных с ней. Из-за последствия греха Индры в воде возникают пузырьки и пена. Когда они скапливаются в воде, то такую воду нельзя употреблять ни в каких целях.
После смерти Вишварупы его отец Твашта совершил жертвоприношение, чтобы убить Индру. Но если мантры произносятся неправильно, они приводят к противоположному результату. Это случилось во время жертвоприношения Твашты.
Когда Вритра возник из жертвенного огня, его внешность привела мир в ужас, а его сияние затмило блеск полубогов. Не найдя другой защиты, полубоги стали поклоняться Всевышнему и возносить Ему молитвы. Только Господь может даровать защиту от опасностей и страха.
Господь, довольный служением полубогов, посоветовал им обратиться к Дадхичи и попросить у него его тело, которое благодаря повторению Нараяна-кавачи стало сильным. Господь сказал Индре: «Когда Дадхьянча отдаст тебе своё тело, Вишвакарма сделает молнию из его костей. Этой молнией ты убьешь Вритру. Хоть Вритра может разрушить три мира, ты не бойся, что он повредит тебе. Он тоже преданный и не относится к тебе враждебно».
Битва между полубогами и Вритрой
Следуя повелению Всевышнего, полубоги обратились к Дадхичи и попросили у него тело. Тот с улыбкой сказал им: «Во время смерти боль забирает сознание у существа, имеющего материальное тело. Разве вы не знаете об этой боли? Каждый пытается сохранить тело любыми способами».
Полубоги сказали: «Праведники — милостивы к людям. Они могут отдать всё, даже своё тело». Дадхичи промолвил: «Чтобы услышать о Законах, я отказался лишиться тела по вашему требованию. Хоть тело — дорого мне, я отдам его ради благой цели; сегодня или завтра оно прекратит существование. Кто не сострадает к людям в несчастьях и не жертвует своим телом ради блага или славы, жалок. Это тело, которое будет съедено червями или собаками, не имеет ценности для меня, души. Оно используется короткое время и в любую минуту может исчезнуть. Тело и богатство надо жертвовать ради блага других».
Дадхичи согласился отдать своё тело полубогам. Он обуздал чувства, жизненную силу, ум и разум и погрузился в транс. Он не почувствовал, как его душа отделилась от тела.
С помощью Вишвакармы полубоги сделали молнию из костей Дадхичи. Вооружённые ваджрой полубоги приготовились к битве.
В конце Сатья-юги и в начале Трета состоялась битва между асурами и полубогами. Не вытерпев сияния полубогов, асуры бежали с поля боя, оставив Вритру, своего предводителя, одного. Вритра, видя бегство демонов, объяснил им значение сражения и смерти на поле битвы: «Победивший в битве получает богатство, а погибший в битве поднимается на райские планеты. Воин получает выгоду от сражения в любом случае. Родившийся умрёт. Никто не спасётся от смерти. Йог и воин, не показывающий спины врагу, умирают во славе».
Божественные качества Вритры
Когда предводители демонов бежали, не слушая совета Вритры, Вритра обозвал их трусливыми тварями. Полубоги, увидев внешность Вритры, были так напуганы, что почти потеряли сознание, и Вритра начал топтать их и разить трезубцем. Индра бросил во Вритру палицу, но асур перехватил палицу левой рукой и ударил ей слона Индры — Айравату. Удар отбросил слона, и слон с Индрой на спине упал.
Индра сначала сделал Вишварупу своим жрецом, а потом убил. Вспоминая это деяние, Вритра сказал: «Если существо предано Вишну и зависит от Вишну, ему — доступны победа, величие и спокойствие ума. Такие существа ничего не желают в трёх мирах. Всевышний так милостив, что не даёт преданному богатство, которое может препятствовать его преданному служению. Поэтому я хочу оставить всё ради служения Господу. Я хочу одного — восхвалять и воспевать славу Господа. Освободи меня от материального рабства ударом своей ваджры. Да сосредоточится моё сознание на Господе».
Славная смерть Вритры
Вритра бросил в Индру трезубец, но Индра ваджрой разбил трезубец и отсёк руку Вритры. Вритра ударил Индру палицей, которую держал в оставшейся руке, и выбил ваджру у Индры. Растерявшись, Индра не подбирал ваджру, но Вритра убедил Индру поднять оружие и продолжать сражение. Вритра сказал царю небес: «Всевышний — причина победы и поражения. Не зная Причину причин, глупцы считают себя причиной победы, но всё находится во власти Господа. Всё зависит от Него. Когда человек понимает, что владыка — Господь, он освобождается от двойственностей». Они продолжили сражение. Индра отрубил оставшуюся руку Вритры. А асур превратился в огромное существо и проглотил Индру со слоном, но Индра, защищённый Нараяна-кавачей, не погиб в теле Вритры. Индра рассёк живот асура, вышел и отрубил ему голову своей ваджрой. Дух вышел из тела