отделённых энергий Господа, три гуны Природы, одиннадцать чувств и пять объектов чувств — и внутри них находится душа. Душа связана этими элементами. Обусловленная душа заключена в темницу двух тел — грубого, состоящего из пяти элементов, и тонкого, состоящего из трёх элементов. Можно обнаружить душу, отделяя Духовное от материального, изменяющееся и временное от Вечного.
Ум бывает в трёх состояниях — бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон.
Осознающий эти три состояния считается первоначальным владыкой, учителем, Всевышним. Три состояния не относятся к душе. Через ум существо попадает под влияние гун Природы и запутывается в отношениях.
Материальное существование надо считать временным. Из всех способов Освобождения лучший тот, который указан Богом. Этот способ состоит в выполнении обязанностей, благодаря которым появляется и возрастает Любовь ко Всевышнему.
Надо принять учителя и с верой и преданностью служить ему. Надо предложить гуру своё богатство, и в обществе саддху и преданных следует поклоняться Господу, слушать о славе и деяниях Господа, медитировать на лотосные стопы Господа и служить Божеству Господа по предписаниям священных книг и гуру. Надо помнить о Господе, пребывающем в сердце. Надо предлагать почтение существу в соответствии с его положением.
Благодаря этим действиям человек может избавиться от влияния похоти, гнева, жадности, иллюзии, безумия и лени и достичь преданного служения. Кто занят преданным служением, владыка чувств, и поэтому он — освобождённый. Когда преданный слушает о качествах и деяниях Господа, у него встают волосы, текут слёзы, голос прерывается. Иногда он танцует в экстазе, иногда смеётся или плачет. Порой преданный становится похожим на человека, охваченного духами, и, смеясь, он воспевает качества Господа. Иногда он садится и занимается медитацией, а иногда предлагает почтение каждому существу, считая его преданным Господа.
Он перестаёт заботиться о правилах поведения и восклицает: «Кришна, Баларама! Боже, Владыка Вселенной!» Желания и невежество сжигаются огнём Любви к Кришне. Возлюбив Господа и служа Ему, человек избавляется от повторяющихся рождений и смертей. Но почему же люди не служат Господу? Они привязаны к наслаждениям, богатству, жене и дому. Они забыли о духовном и погрязли в невежестве.
Друзья. Хари — душа всех душ. И Его можно насладить преданным служением и Любовью. Без Любви всё — спектакль. Преданность Богу — цель жизни.
Нрисимха убивает царя демонов
Нарада продолжил:
Когда Шанда и Амарка увидели, что их ученики отвергли их поучения и обратились к Вишну после общения с Прахладой, они испугались и рассказали о случившемся царю демонов. Хираньякашипу, узнав об этом, решил убить сына. Его обуяла ярость, и Прахлада, пав к стопам отца, просил его успокоиться, но безуспешно. Хираньякашипу стал превозносить себя выше Бога, но Прахлада прервал его, сказав, что Хираньякашипу — не Бог, и стал прославлять Всевышнего, утверждая, что Господь — всепроникающий, что всё — во власти Господа, и нет более великого, чем Господь.
Чем больше Прахлада прославлял Всевышнего, тем больше гневался и злился демон. Хираньякашипу спросил сына, не присутствует ли Бог в колонне дворца. Прахлада ответил, что Господь — повсюду, и поэтому Он присутствует внутри колонны. Когда Хираньякашипу услышал такое, он осмеял слова сына, назвав их болтовнёй, и ударил по колонне кулаком.
Из колонны раздался такой звук, что казалось, будто раскалывается оболочка Вселенной. Вначале Хираньякашипу не видел ничего, кроме колонны, но чтобы доказать правоту Прахлады, Господь вышел из колонны в образе Нрисимхи. Хираньякашипу понял, что это существо пришло убить его, и приготовился сражаться с Нрисимхой. Господь поиграл в войну с демоном, и вечером, на стыке дня и ночи, схватил демона, бросил на колени и убил, разодрав живот когтями. Нрисимха убил многих последователей Хираньякашипу. Когда уже некого было убивать, Господь, рыча, сел на трон Хираньякашипу.
Так Вселенная была избавлена от гнёта Хираньякашипу. Полубоги во главе с Брахмой приблизились к Господу и восславили Его молитвами.
Прахлада молитвами успокаивает Господа
Господь продолжал гневаться, и полубоги с Брахмой во главе не могли успокоить Его. Даже Лакшми не решилась приблизиться к Нрисимхе.
Брахма попросил Прахладу подойти к Господу и умиротворить Его. Прахлада приблизился к Нрисимхе и склонился перед Ним. Нрисимха положил руку на его голову, и Прахладу озарило Знание. Прахлада вознёс молитву Господу: «Господь, сонмы богов воспевают Твою славу. Но Ты не обращаешь внимания на их богатство, аскетические подвиги, силу, разум и величие. Только Любовь радует Тебя. Ты не нуждаешься в прославлениях. Но прославляющий Тебя обретает славу. Господь, даруй мне мудрость, которая приведёт меня в общество святых. С ними я буду слушать о Твоей славе и воспевать её. Ничто, кроме Твоей милости, не может защитить, спасти или исцелить. Иллюзия заставляет нас считать мир реальным. И только Ты можешь защитить нас от Иллюзии. Господь, Ты проявляешь Себя как космос, и Ты существовал до сотворения мира, будешь существовать после уничтожения, и Ты поддерживаешь его. Без благодати Твоей духовные подвиги взращивают гордыню. И потому мудрые идут по пути преданности»
Прахлада — лучший среди преданных
Нрисимха пожелал даровать материальные благословения Прахладе, но тот отказался от них, считая их препятствием на пути совершенствования. Прахлада сказал: «Если существо, занятое преданным служением Господу, молит о наслаждении чувств, его можно назвать торговцем. Я прошу Тебя, Господи, чтобы в моём сердце не было желаний. Такого я хочу благословения. Когда пробуждается похоть, то чувства, ум, жизнь, душа, религия, красота, сила, память и истина пропадают». Всевышний всё же даровал Прахладе благословение. Господь благословил Прахладу быть царём до конца манвантары, зависеть от Господа даже в этом мире и слушать о Его славе. Господь посоветовал Прахладе возносить жертву Любви и Преданности, ибо это — обязанность царя.
Прахлада принял дар и попросил Господа освободить отца. Господь уверил его, что в роду такого преданного, как Прахлада, не только отец преданного, но двадцать одно поколение предков освобождается. Господь повелел Прахладе провести погребальную церемонию для тела отца.
Нрисимха сказал Брахме: «Опасно дарить благословения демонам, которые от природы исполнены ненависти и жестокости».
Нрисимха исчез. Брахма и Шукра короновали Прахладу.
Нарада восславил Юдхиштхиру, ибо Кришна был другом Пандавов и почти всегда оставался с ними. Таким образом, слава Пандавов — более велика, чем слава Прахлады.
Совершенное общество: четыре варны
Юдхиштхира спросил у Нарады об Истинной Религии и об особенностях варна-ашрама дхармы. Нарада сказал: «Всевышний является сущностью Ведического Знания, корнем Законов и памятью святых. Вот основы религиозности: правдивость, сострадание, аскетичность, чистота внутренняя и внешняя, терпимость, различение между добром и злом, обуздание ума и чувств, ненасилие, целибат, милосердие, чтение Писаний, простота, довольство тем, что приходит само, служение святым, понимание тщетности действий, молчаливость, нежелание вести пустые беседы, размышление о теле и душе, раздача пищи существам, отношение к душе как к частице Господа, слушание наставлений о действиях Господа и Его преданных, повторение услышанного, памятование услышанного о Господе и Его словах, служение Господу, поклонение, предложение поклонов, отношение к Господу как к хозяину, как к другу, посвящение Господу себя.
Те, кто совершают обряды с Ведическими мантрами, считаются дваждырожденными. Брахманы, кшатрии и вайшьи, очищенные обрядами и своим поведением, должны поклоняться Господу, изучать Веды, раздавать дары и следовать правилам четырёх ашрамов.
Для брахмана предписано шесть обязанностей — изучение Вед, обучение других Ведам, поклонение Божеству, обучение других, как следует поклоняться Божеству, принятие даров и раздача даров.
Кшатрий не должен принимать даров, но должен совершать другие пять обязанностей. Брахману следует добывать средства к существованию с помощью этих шести обязанностей. Обязанность кшатрия — защищать подданных и собирать подати с них, однако кшатриям запрещается взимать дань с брахманов. Вайшьи должны следовать указаниям брахманов и заниматься земледелием, скотоводством и торговлей. У шудры одна обязанность — признать какого-то дваждырожденного своим хозяином и служить ему. Иногда брахман может выполнять обязанности вайшьев — возделывать землю, заниматься скотоводством и торговлей. Для брахмана предписаны и другие четыре способа добывания средств к существованию — подношения, которые он получает, не прося об этом, собирание милостыни, собирание зерна, оставшегося в поле после жатвы и собирание просыпавшегося зерна. Кроме крайней необходимости, низкорожденные не должны браться за обязанности, предписанные для высших варн.
При необходимости человек может взяться за любое занятие, но не должен браться за обязанность собак.
Качества брахмана — обуздание ума и чувств, аскетизм, чистота, удовлетворённость, отсутствие гнева, простота, знание, сострадание, правдивость и преданность Господу.
Мужество в битве, непоколебимость, терпение, милосердие, власть над телом, почтение к брахманам, честность — качества кшатрия.
Преданность полубогам, учителю и Всевышнему, стремление к продвижению в дхарме-артхе-каме; искусность в зарабатывании денег — качества вайшьев.
Предложение почтения высшим кастам, чистота, служение хозяину, выполнение жертвоприношений без чтения мантр, отказ от воровства, правдивость и оказание поддержки брахманам и коровам — качества шудр.
Добродетельная женщина должна служить мужу; благосклонно относиться к мужу; хорошо относиться к родственникам и друзьям мужа; следовать обетам мужа.
Целомудренная женщина должна красиво одеваться и украшать себя золотыми украшениями для услаждения мужа. Она должна следить, чтобы в доме были чистота и порядок. Она должна зажигать благовония и украшать дом цветами. Она должна выполнять желания мужа и обращаться к нему с нежностью, любовью и сладостными речами. Она должна быть не жадной и довольной при всех обстоятельствах. Женщина должна с любовью служить мужу, если он — не падший. К человеку надо относиться по его качествам, а не по рождению.
Совершенное общество: четыре ашрама
Брахмачари (ученик) должен упражняться в обуздании чувств, быть смиренным и жить в доме гуру. Рано утром и вечером ученику следует погружаться в мысли об учителе, огне, боге Солнца и Вишну и с повторением Гаятри мантры поклоняться им. Ученику следует изучать мантры или произносить их. Перед началом изучения и в конце изучения ученик должен предложить поклоны гуру. Брахмачари должен утром и вечером собирать милостыню и отдавать собранное учителю. Он должен принимать пищу после разрешения учителя; если учитель не даёт разрешения, ученику следует поститься. Брахмачари не должен есть больше, чем надо. Он не должен общаться с женщинами и с теми, кто привязан к женщинам, если нет необходимости. Брахмачари и неженатые люди должны избегать разговоров с женщинами или о женщинах, ибо чувства столь сильны, что могут возбудить даже ум саньяси. Женщина сравнивается с огнём, а мужчина — с топлёным маслом. Поэтому следует избегать общения в уединённом месте даже с дочерью. Пока человек не познал своё Я, пока он отождествляется с материальным телом, он не может избавиться от двойственности в отношениях между мужчиной и женщиной. Пока ум пребывает в заблуждении, остаётся возможность падения.
Учитель даёт разрешение семьянину на половые сношения в течение периода, подходящего для зачатия детей.
Брахмачари, соблюдающий целибат, не должен применять краску для глаз, умащать тело маслом, массировать