её внешностью, что не помешали ей подойти к Кришне.
Путана взяла дитя на колени и дала ему грудь, полную яда. Ребёнок знал, кто такая — Путана, и зачем она явилась. Он схватил грудь и выпил с молоком жизненный сок из женщины-демона. Та закричала: «Уйди! Хватит!» Её глаза расширились, руки и ноги, покрытые потом, взлетали вверх и вниз. Её стоны заставили дрожать небеса и землю, и пространство отозвалось эхом. Она рухнула мёртвой, огромная, переломав деревья в округе двенадцати миль. А мальчик играл на её теле.
Пастушки, с Рохини и Яшодой, бросились к тому месту. Они выкупали ребёнка в коровьей моче и пыли, взятой из коровьих следов. Они произнесли двенадцать биджа-мантр, соответствующие именам Вишну, над его двенадцатью частями тела. После прикосновения к воде, они произнесли основные мантры, имея в виду как свои тела, так и тело мальчика. Они воззвали к Вишну, обращаясь к Его именам и прося защитить ребёнка от опасностей.
Да защитит Аджа Твои стопы. Да защитит Маниман Твои колени. Да защитит Яджна Твои бёдра. Да защитит Ачьюта Твою поясницу. Да защитит Хайягрива Твой живот. Да защитит Кешава Твоё сердце. Да защитит Иша Твою грудь. Да защитит Ина Твоё горло. Да защитит Вишну Твои руки. Да защитит Урукрама Твои уста. Да защитит Ишвара Твою голову. Да защитит Хришикеша Твои чувства. Да защитит Говинда Тебя, когда Ты играешь; Мадхава — когда спишь; Вайкунтха — когда гуляешь; Владыка жертвоприношений — когда совершаешь трапезу.
Яшода взяла дитя на колени и дала Ему молока.
Нанда вернулся во Враджу. Он увидел тело женщины-асура и оценил справедливость предупреждения, данного Васу. И жители Враджы предали её тело огню. Дым этот имел запах благовоний, так как прикосновение тела Кришны очищает даже врага.
Убиение Тринаварты
Празднование по поводу того, что Дитя встало на ножки, совпало с Его днём рождения, по этому случаю в доме Нанды справляли торжество. Яшода оставила Дитя возле телеги, гружённой медными кувшинами с едой, и занялась приёмом гостей. Малыш заплакал, но она не услышала. Проголодавшись и желая получить материнское молоко, Ребёнок задрал кверху ножки и ударил ими по телеге. Телега опрокинулась, кувшины разлетелись, а колёса и оси сломаллись. Пастушки не могли понять, как такое могло случиться. Мальчики, сидевшие неподалёку от Малыша, рассказали им всё, что видели, но людям было нелегко поверить их словам.
Ребёнок находился на коленях у Яшоды и стал таким тяжёлым, что она была вынуждена опустить Его на землю. Тут-то Тринаварта, в образе вихря, решил напасть на дитя. Пылевая буря накрыла Гокулу. Но вес Кришны оказался таким большим, что демон, приподняв Его, надорвался. Кришна же не отпускал хватки до тех пор, пока демон не упал замертво. Яшода стала целовать Сына, но когда Он открыл рот, она увидела там Вселенную.
Забавы Кришны
Гарга, семейный жрец Ядавов, прибыл во Враджу по зову Васу. Нанда принял его должным образом и сказал: «Ты — сведущ в Ведах, и пишешь трактаты по астрологии. Исполни, пожалуйста, церемонию наречения имени для двух мальчиков». Гарга ответил: «Я известен как жрец Ядавов, и если я совершу этот обряд, Канса может заподозрить, что твой ребёнок — восьмой сын Деваки». Нанда пообещал сохранить всё в тайне, и риши провёл церемонию. Обращаясь к Нанде, он произнёс:
«Этот сын Рохини да будет назван Рамой, или очаровательным, ибо Он будет очаровывать друзей Своими достоинствами. За свою силу Он будет именоваться Балой. А благодаря тому, что Он соединит Ядавов, Его назовут Санкаршаной.
А этот второй мальчик, принимая тело из юги в югу, имел цвета: белый, красный и жёлтый. Теперь же Он принял чёрный. В прошлом Он рождался как сын Васу. Потому знающие люди называли его Шримад Васудева. У Него было много имён и обликов в соответствие с Его качествами и деяниями. Ни я, ни кто-либо ещё, не знаем их всех. Он дарует вам благословение и защитит вас от опасностей. В былые дни с Его помощью люди победили тех, кто напускал на них болезни и страдания. Тех, кто привяжется к Нему душой, не победят враги. А потому этот сын Нанды по своим достоинствам, силам и славе равен — Нараяне».
Когда Кришна подрос, но ещё оставался ребёнком, Он стал шаловлив. Так пастушки жаловались, что Кришна однажды отвязал телят, не дожидаясь времени их кормления. Или Он выпивал их молоко и съедал творог, поделившись остатками с обезьянами. А если те не ели, то Он разбивал горшок. Если Он не получал того, что Ему хотелось, то проклинал человека или мальчиков. Если до горшков было не дотянуться, то Он мог забраться на сидение или табуретку и утащить эти подвешенные горшки, чтобы добраться до их содержимого. Чтобы достичь Своей цели, Он мог осветить тёмную комнату сиянием Своего тела и Своих драгоценностей. Речь Его была дерзкой, и Он вёл Себя как непослушный ребёнок. А в заключение, пастушки восклицали: «А теперь посмотри, с каким невинным видом Он перед тобой стоит!» Но Кришну выдавал страх в Его глазах. Хоть Яшода и улыбалась.
Баларама и мальчики пожаловались Яшоде, что Кришна ест землю. Мать стала Его увещевать, на что Он воскликнул: «Они лгут! А если говорят правду, то проверь Мой рот». «Ну — ка, открой его», — сказала Яшода. И что же она там обнаружила? Семь островов, планеты, звёзды, три гуны с их трансформациями, Вриндаван и себя.
«Это — сон или иллюзия, или это — проявление силы моего Сына? Если это — Ты, Неведомый, то прими мои поклоны. Я принимаю защиту Того, благодаря Чьей Майе я кажусь Яшодой, этот Нанда — моим мужем, а этот мальчик — моим сыном, а пастухи и пастушки — моими близкими». Она обрела познание, но Майя затуманила его, и Яшода стала думать, что Кришна — её сын.
Парикшит спросил:
«Что совершил Нанда, что Кришна стал его приёмным сыном? И что совершила Яшода, что Кришна стал питаться из её груди? Даже Его родители не смогли быть свидетелями деяний, которые воспели поэты».
Шука ответил:
«Дрона, глава Васу, и его жена Дхара явили послушание Брахме: «Да будем мы, рождённые на Земле, обладать преданностью Всевышнему». Такова была их молитва Брахме, и она была удовлетворена. Дрона родился как Нанда, а Дхара как Яшода.
Яшода привязывает Кришну
Яшода взбивала масло и пела песню о подвигах сына. Появился Кришна. Ему хотелось пососать молока, и Он ухватился за венчик для взбивания. Яшода усадила Его на колени и дала Ему сосать молоко. Вдруг молоко, которое кипело в горшке, поставленном в печь, начало убегать. Яшода бросилась к нему, отсадив сына в сторону. Кришна прикусил губы, разбил камнем кувшин с молоком, утащил масло в угол и стал есть. Яшода вернулась и обнаружила, что кувшин разбит. Сын исчез, но она заметила, что это натворил Он. Она нашла Кришну сидящим на молотилке и раздающим обезьянам содержимое подвешенных горшков. Она подкралась к Нему, сжимая в руках прут. Но Кришна соскочил с молотилки и убежал. Яшода погналась за Ним и поймала. Увидев, что Он трясётся, она отбросила прут и попробовала привязать Его к молотилке. Но верёвка оказалась коротка, не хватило пары дюймов. Она привязала к ней кусок. Но и на этот раз её длины не хватило на два дюйма. Она привязывала к верёвке один кусок за другим, использовав верёвки, что нашлись у неё и у соседей, но не могла преодолеть последнего расстояния. Она остановилась. Увидев, что мать вспотела от усилий, а волосы её растрепались, Кришна позволил привязать Себя к молотилке.
Деревья Арджуны
У царя якшей Куберы было два сына, Налакубара и Манигрива. Нарада проходил мимо, когда они, обнажённые, играли с девушками-гандхарвами в реке и не обратили на него внимания. Нарада стал обдумывать, что бы сделать, чтобы исправить их. «Нищета — лучшее лекарство для тех, кто потерял ум от богатства. Эти сыновья царя Куберы впали в невежество, высокомерие и опьянение. Да превратятся они в деревья. Да сохранят они при этом память. Да будут они спасены через сто лет, по счёту богов, благодаря прикосновению Кришны». И сыновья Куберы стали деревьями Арджуны во Вриндаване.
И пока Кришна оставался привязанным к молотилке, Его внимание привлекла пара деревьев Арджуны. Ему было суждено исполнить слова Нарады. А потому, Он приблизился к деревьям, волоча молотилку за Собой, встал между ними и выдернул их с корнем. Деревья повалились, и на этом месте проявились два Духа, освещая своими телами всё вокруг. Они склонились с молитвой перед Кришной, и вознеслись.
Пастушки занимались своими делами по хозяйству. Треск деревьев привлёк внимание пастухов и пастушек. Мальчишки рассказали им всё, что видели. Но некоторые не желали верить, что это совершил Кришна.
Исход из Гокулы
Кришна услышал, как женщина выкрикивала: «Подходите, покупайте фрукты!» Он взял немного риса-падди и заспешил к ней. Женщина надавала ему фруктов полные руки, и её корзина наполнилась драгоценными камнями и самоцветами.
Заметив, что несчастья обрушиваются на Брихат Вану (Враджу или Гокулу) часто, старейшины решили собраться, чтобы придумать, как лучше действовать в таких условиях. Упа Нанда, один из самых старых и мудрых, сказал:
«Мы, желающие добра Гокуле, должны уйти отсюда. Произошедшее зло не предвещает детям ничего хорошего. Этого Мальчика удалось спасти от детоубийцы женщины-ракшаса. И по милости Вишну телега не обрушилась на Него. А когда асур в образе вихря унёс Его, и сбросил на скалы, Царь богов спас Его. А если этот Мальчик и другие не пострадали, оказавшись между двумя деревьями, то потому, что их сохранил Вишну. И прежде, чем на Враджу обрушится новое бедствие, давайте уйдём отсюда.
Есть лес Вриндаван, в нём полно зелени для скота, и там пастухам, пастушкам и коровам понравится. Там всё — свято, и холмы, и трава, и деревья. Отправимся туда сегодня же. Готовьте повозки. И если вы — согласны, то пусть коровы идут впереди».
Племя пастухов воскликнуло: «Хорошо сказано! Да будет так!»
Они приготовили повозки и погрузили на них стариков, детей, женщин и скарб. Коров же они погнали впереди. Они трубили в трубы и били в барабаны. Пастухи отправились в путь в сопровождении своих священников. Пастушки, сидя на колесницах, воспевали подвиги Кришны и деяния Яшоды, а Рохини внимала им.
Они достигли леса Вриндаван, который хорош во всякое время. Повозки были выстроены полукругом вокруг скота.
Баларама и Кришна разглядывали лес Вриндаван, холм Говардхану, берег Ямуны, и всё Им нравилось. И когда Они подросли, Они стали присматривать за телятами неподалёку от дома в компании с пастушками. Они играли с детьми.
Когда Баларама, Кришна и