их время от времени, и они отзывались. Но основная полоса пожара настигла коров. Тогда все, и коровы и мальчики, обратили взоры к Кришне. Кришна попросил мальчиков закрыть глаза. Они так и сделали, а когда открыли, то обнаружили себя в лесу Бхандира. Обнаружив в Кришне такую йогическую мощь, они узнали в Нём Бога. Старшие члены племени Гопи, услыхав о таких подвигах Баларамы и Кришны, распознали в Них Богов.
За летом последовал период дождей. Наступило время радости и изобилия.
Пришла осень, и всё стало тихим, чистым и прозрачным. Тучи рассеялись. Воды очистились. Ветер смягчился. С наступлением украшенной лотосами осени, воды обретают безмятежность. Осень избавляет небеса от туч, животных избавляет от беспорядочной жизни, землю — от грязи, воду — от мути. Облака, расставшись со влагой, сияют белизной. Холмы временами дарят потоки воды, а временами нет. Животные, часто посещающие обмелевшие водоёмы, не ведают, что вода из них уйдёт. Они страдают от лучей.
День за днём земля избавляется от слякоти, ползучие растения преодолевают свою незрелость. Море становится спокойным. Крестьяне строят дамбы, чтобы сохранить воду на рисовых полях. Луна дарит облегчение от боли, причиняемой солнечными ожогами. Безоблачное небо позволяет созерцать блеск звёзд. Полная Луна сияет среди звёзд, но ярче их.
Кришна и гопи
Кришна странствовал по лесам со скотом и Своими друзьями. Он играл на флейте, и пастушки заслушивались Его музыкой. Очами сердца они зрели танец Кришны, полнящего отверстия флейты нектаром, текущим с Его губ. Голова Его была украшена павлиньим пером, над ушами красовались цветы карникары, Его одеяние было золотисто-жёлтым, а вокруг шеи вилась гирлянда вайджаянти.
Некоторые восклицали: «Что ещё может так усладить взор, как не лица Баларамы и Кришны с флейтами, касающимися губ, и со смеющимися взглядами».
Некоторые говорили: «Как Они — прекрасны с гирляндами из манговых веточек, павлиньими перьями и голубыми лотосами. В собрании пастушек Они выглядят, как герои представления».
Другие говорили: «Что такое совершил этот кусочек бамбука, из которого сделана флейта, что ему дозволено упиваться нектаром губ Кришны, этим достоянием гопи, а нам ничего не остаётся, кроме его вкуса. Вода, которая питала его, трепещет от восторга, а дерево, на котором он вырос, проливает слёзы радости».
Некоторые говорили: «Взгляните, друзья! Как преображается Вриндаван, когда по нему ступают лотосные стопы Кришны! Смотрите, там павлин танцует под звуки флейты, а на вершине холма замерли звери и наблюдают за этой картиной. На Земле больше нет такого места, как Вриндаван!»
Другие говорили: «Сколь благословенна — семья оленей, что внимает музыке флейты и дарит взгляды, полные Любви».
Другие гопи говорили: «Облик Кришны — столь чарующ, а Его музыка — так притягательна, что даже богини забывают о себе. Смотрите, даже коровы впиваются в эту музыку, подняв уши. А телята стоят возле матерей, вслушиваются в звуки, а по их мордочкам стекает молоко. А те птицы сидят на деревьях и могут видеть Кришну, они прикрыли глаза и внимают звукам флейты. Даже сердца рек оказались тронуты Любовью, они замедляют водовороты и останавливаются, чтобы коснуться стоп Кришны волнами и возложить к Его стопам цветки лотоса. Облака дарят тень и осыпают Кришну цветами. Больше всего повезло Говардхане, ибо Кришна пасёт скот на его склонах, и он может предложить Ему питьё и пропитание».
Кража одежды
В первый месяц сезона дождей девушки Вриндавана воздавали почести Дурге. Ритуал длился в течение месяца. Каждая девушка молила Катьяяни о том, чтобы она смогла заполучить Кришну в качестве супруга. И каждый день утром они купались в Ямуне. Они разделись и вошли в реку. А Кришна унёс их одежду. А потом Он попросил девушек подойти и забрать одежду. Они так и поступили, и одежда была им возвращена. Кришна сказал пастушкам:
«Девушки, Мне известно ваше намерение. Вы хотите поклоняться Мне. Оно Мне нравится, и вы можете преуспеть. Желания тех, кто предался Мне, не дают кармических плодов. Их карма, как варёный или жареный рис, не может прорасти. Возвращайтесь во Враджу. Вам будет даровано исполнение ваших молитв к Катьяяни. В ближайшую ночь вы насладитесь Мной».
Кришна и ведические жертвоприношения
Кришна с друзьями отправился пасти скот в дальний лес. Солнце палило, но деревья давали тень. «Смотрите, друзья, — сказал Кришна. — Сколь благородны — эти деревья. Они живут для других. Чтобы защитить нас, они принимают на себя удары ветра, солнца, дождя и холода. Они никого не отсылают прочь. Они отдают листья, цветы, плоды, тень, корни, кору, благоухание, соки, золу, дрова, почки… Из воплощённых существ только их рождение оправдано, благодаря тому добру, которое другим приносит их жизнь, их богатство, их мудрость и их слова».
Когда мальчики проголодались, они сказали об этом Балараме и Кришне.
Кришна ответил: «Брахманы совершают Ангираса Яджну. Назовите им наши имена и попросите еды».
Мальчики сделали всё, как им было сказано, но брахманы не обратили на них внимания. Ибо своекорыстны были их желания, они не распространялись выше Сварги. Из-за этого они отрабатывали накопленную карму. Будучи невежественными, они считали себя мудрецами. Яджна для них была главным, но они не почтили Господа Яджны, воплощение Господа. Они смотрели на Кришну, как на человека, и полагали, что на много Его превосходят. Они не сказали ни «да», ни «нет». Потому, не добившись успеха, мальчики вернулись к Балараме и Кришне. Кришна улыбнулся и попросил их сходить к жёнам брахманов. Мальчики так и сделали. Жёны брахманов слышали о Кришне и пожелали Его увидеть. Вопреки возражениям мужей, братьев, сыновей и друзей, они поспешили к Кришне с подносами еды. Раньше уши слышали, а теперь глаза увидели. И не потребовалось много времени, чтобы женщины обняли Кришну и забыли свои несчастья и обиды.
Зная, что женщины отбросили желания, дабы узреть Атман, Кришна с улыбкой сказал: «Добро пожаловать, великодушные, присядьте здесь. Что мы можем сделать для вас? Вы поступили подобающим образом, явившись лицезреть нас. Я — Атман, а потому возлюблен всеми. Те, кто заботятся о своём Атмане, исповедуют преданность ко Мне. Праны, буддхи, манас, родственники, тело, жена, дети и богатства становятся дорогими благодаря Я. А потому, что может быть дороже Атмана? А теперь, когда вы повидали Меня, возвращайтесь к мужьям. Они должны приготовить с вашей помощью жертвоприношение».
Женщины ответили: «Господь, у Тебя нет причин говорить с нами так. Смягчи Свои слова. Мы обрели прибежище у Твоих стоп, прорвавшись сквозь преграду своих друзей, и теперь мы можем нести на своих головах скамеечку из дерева туласи для Твоих стоп. Наши мужья, родители, сыновья, братья и друзья больше нас не получат. И кто бы это смог? Благоволи нам, Победитель врагов, чтобы у нас не было иного утешения, кроме Тебя. Мы не можем обрести прибежища, наподобие Сварги или чего-то другого, к чему стремятся наши мужья. Мы хотим служить Тебе».
Кришна ответил: «Ваши друзья не будут испытывать обиды. По Моей воле люди, и боги, в чью честь совершается жертвоприношение, одобрят ваше поведение. Для Любви контакт не является необходимым. Думайте обо Мне, и вы обретёте Мемя».
Женщины возвратились к мужьям, и те их благожелательно встретили. Брахманы раскаялись. Но из страха перед Кансой они не смогли отправиться во Вриндаван, а поклонялись Кришне дома.
Поднятие холма Говардхана
Происходили приготовления к жертвоприношению в честь Индры. «Что это значит, отец?» — спросил Кришна у Нанды. — «Какой толк в этом жертвоприношении? В чью честь оно происходит и почему?»
Нанда ответил: «Дитя, Индра — бог туч. Он даст нам дожди. А дожди дадут жизнь существам. Потому люди и поклоняются Индре посредством таких подношений. После них остаётся радость, которая способствует упрочению закона, процветанию и наслаждению».
Кришна ответил: «Рождение и смерть людей направляется их кармой. Счастье, несчастье, страх, благополучие — плоды кармы. Человек должен придерживаться кармы и не поступать наперекор ей. Если люди управляются их кармой, то что тут делать Индре? Он не может отменить то, что им предопределено их природой. Плоды кармы зависят от Господа, и Ему следует поклоняться. Тучами движет гуна раджас. А чем занят Индра? Мы живём не в городах или деревнях. Мы живём в лесу. Потому давайте совершим яджну, посвящённую нашим коровам, брахманам и холму. А те приготовления, которые вы уже успели сделать, в этом деле пригодятся». Нанда и члены племени гопи одобрили слова Кришны. Они сделали подношение коровам, брахманам и холму. Чтобы продемонстрировать уважение, они обошли вокруг холма. После чего Кришна сказал: «Я — холм», и принял такой облик, который гопи восприняли с верой. Он отведал подношения, предназначенные для холма.
Видя это, Индра пришёл в ярость. Он наслал ветры и тучи, и во Вриндаване начались дожди, грозы и град.
Кришна поднял одной рукой холм Говардхану, и жители Вриндавана, с коровами, нашли убежище в пространстве под холмом.
В течение семи дней лил дождь, и в течение семи дней Кришна держал холм, не покачнув его ни на дюйм.
Индра отозвал тучи и ветры. Жители Вриндавана вернулись по домам, а Кришна поставил холм на место.
Люди поделились изумлением с приблизившимся Нандой. Они припомнили деяния Кришны, и рассказали о последнем случае. Они сказали: «Посмотри, этот Мальчик, семи лет от роду, и Он поднял холм. Мы спрашиваем себя, а не может ли быть твой Сын Сущностью существ?» Нанда поведал им то, что узнал от Гарги, и они прекратили расспросы.
Индра и Сурабхи сошли с Небес. Индра припал к стопам Кришны и восславил Его. Кришна сказал ему: «Я способствовал прекращению жертвоприношения в твою честь для твоего же блага. Ты разъярился, возгордившись своим положением и силой, и теперь ты не сможешь Меня забыть. Ослеплённый могуществом не видит скипетра в Моих руках. И Я лишаю силы того, кому желаю добра. Ты можешь идти. Очищенный Мной от гордыни ты должен занимать своё место и исполнять свой долг».
А Сурабхи, божественная мать коров, поблагодарила Кришну за те услуги, которые Он оказал её чадам. Она сказала: «Кришна, Ты — йог, чьей формой является эта Вселенная, Ты — корень этой Вселенной. В Тебе мы обрели нашего Господа. Ты — Всевышний. Владыка Вселенной, Ты должен стать нашим Индрой, во имя блага коров, брахманов и богов, во имя блага всего, что благо. По воле Брахмы мы будем отныне почитать Тебя в качестве нашего Индры».
Сурабхи окропила своим молоком голову Кришны, Индры и богов, по воле матери богов оросив Его водой небесной Ганги. Они нарекли Кришну Говиндой. Риши, гандхарвы, видьядхары, сиддхи и чараны присоединились к этой церемонии. Юные богини пели и танцевали. Три Мира были полны радости. Коровы увлажнили землю молоком.