память, потерянная после разрушения мира. Так он смог воссоздать творение.
Человек должен возносить служение Высшей Душе, пребывающей в его сердце. Она — всемогущая, вечная и бесконечная, и Она является целью жизни. Через поклонение Ей можно положить конец обусловленному состоянию существования.
Некоторые медитируют на Господа, пребывающего в их теле в области сердца и имеющего размер 20 сантиметров. У Него — четыре руки, держащих лотос, колесо колесницы, раковину и палицу.
Его уста источают счастье. Его глаза — раскрыты, и Его одежды — жёлтые, украшены золотом и множеством драгоценностей. А Его корона и серьги излучают свет радости.
Его талия украшена чудесным поясом, а пальцы — кольцами с драгоценными камнями; Его лодыжки, браслеты на запястьях, Его волосы, вьющиеся с синеватым оттенком и Его улыбающееся лицо — привлекательны. Его лотосные стопы окружены лепестками лотосоподобных сердец мистиков. На Его груди драгоценный камень Каустубха, а на Его плечах другие драгоценности. Его тело украшено гирляндой свежих цветов.
Игры Господа, Его взгляд и улыбающееся лицо указывают на Его благосклонность. Поэтому надо сосредоточиваться на этом образе Господа, пока ум может сосредоточиваться на Нём в медитации.
Медитация начинается с лотосных стоп Господа и заканчивается улыбающимся лицом Господа. В медитации надо сосредоточиться на лотосных стопах, на бёдрах и таким образом всё выше. Чем больше ум сосредоточивается на частях тела, тем больше он очищается.
До тех пор, пока у человека не появится преданность Господу, он должен медитировать на Вселенскую Форму Господа в конце исполнения предписанных обязанностей.
Если йог желает оставить этот мир, он должен принять удобную позу и, управляя воздухом жизни, должен умом контролировать чувства. Йог должен с помощью интеллекта погрузить ум в душу, душу погрузить в Высшее Я. Сделав это, душа достигает стадии блаженства и прекращает действия. На этой стадии нет влияния Времени, Которому — подвластны даже полубоги, управляющие созданиями. Нет там ни гуны добродетели, ни гуны страсти, ни гуны невежества, ни эго, ни Причинного океана, материальной субстанции. Силой Знания мудрый должен пребывать в осознании Брахмана и так уничтожить желания. Он должен оставить тело, закрыв анус пяткой ноги и поднимая воздух жизни от этого места к другим шести местам. Медитирующий должен вести воздух от пупка к сердцу, к месту ниже горла и к корню нёба.
Бхакти-йог должен поднимать жизненный воздух к межбровью, и, закрыв семь выходов жизненного воздуха, он должен помнить о своей цели — возвращении к Богу. Если он — свободен от желаний, он достигнет брахма-рандры и, оставив тело, устремится к Всевышнему.
Однако, если у йога сохраняется стремление к совершенствованию наслаждений — достижение высших планет, получение восьми мистических сил, путешествие в космосе с Вайхасами, то он останется связанным с умом и чувствами.
Мистик благодаря силе преданности, подвижничеству, мистической силе и Знанию может передвигаться в духовном теле внутри и вне материальных миров. Когда такой мистик преодолевает Млечный путь по светящейся Сушумне, желая подняться к Брахмалоке, он достигает Вайшванары, планеты бога огня, где очищается от загрязнений, и идёт выше, к Шишумаре Чакре, чтобы соединиться с Хари.
Шишумара — центр вращения Вселенной, и она называется пупок Вишну. Йог может выйти за пределы сферы Шишумары и достичь Махар-локи, где святые живут 4300000000 солнечных лет. Святые поклоняются этой планете. Во время разрушения Вселенной, огонь исходит изо рта Ананты, находящегося на дне Вселенной. Когда планеты сгорают, йог отправляется к Сатьялоке на летающих колесницах. Длительность жизни на Сатьялоке равна 15480000000000 лет. Там нет ни горя, ни старости, ни смерти. Там нет страданий, а поэтому нет тревог, кроме беспокойств, которые иногда происходят из-за сострадания к незнающим Любви к Богу, к тем, кто подвержен несчастьям в материальном мире.
Мистик преодолевает тонкие объекты чувств, подобных запаху, посредством обоняния, вкуса, посредством ощущения, зрения — путём видения форм, осязания — путём прикосновения, звуковой вибрации — посредством отождествления с эфиром, а органы чувств — посредством действий.
За небом существуют тонкие оболочки, имеющие сходство с оболочками Вселенной. Грубые оболочки являются проявлением составляющих частей тонких причин. Йог с уничтожением грубых элементов оставляет тонкие причины. Мистик, превосходящий грубые и тонкие формы оболочек, достигает уровня Эго. И на этой стадии он погружается в гуны Природы в точке их равновесия. Эго растворяется в Махате, и йог приходит к осознанию Себя. Чистые души могут достичь совершенства общения с Господом в мире, полном блаженства и покоя. Того, кто достиг такого состояния совершенства, не привлечёт материальный мир, и он не вернётся в него».
Для блуждающих во Вселенной нет более благоприятного средства, ведущего к Освобождению, чем преданное служение Кришне. Преданность Всевышнему является совершенством Религии. Господь пребывает в душе. И это постигают через созерцание и с помощью просветлённого ума. Поэтому важно, чтобы человек слушал о Господе, прославлял и помнил Господа всегда и везде.
Преданность Богу — путь Освобождения
Желающие познания Вед должны поклоняться Владыке Вед. Желающие сексуальной силы должны поклоняться Индре, желающие потомства — Праджапати, желающие удачи и счастья — Дурге, желающие могущества — богу огня, желающие богатства — Васу, желающие стать героем — Рудрам, экспансиям Шивы, желающие большого урожая — Адити, желающие мирского царства — Вишвадеве, желающие достичь небесных планет — сынам Адити, желающие быть прославленными среди людей — полубогу Садхье, желающие долгой жизни — Ашвини-кумарам, желающие здорового и крепко сложенного тела — Земле, желающие устойчивого положения в обществе должны поклоняться горизонту и земле, желающие красоты — Гандхарвам, желающие хорошей жены — Апсарам и Урваши, желающие господства над другими — Брахме, желающие славы — Личности Бога, желающие большого количества денег — Варуне.
Если человек желает стать учёным, он должен поклоняться Шиве, а желающий хороших супружеских отношений должен поклоняться богине Уме, супруге Шивы. Надо поклоняться Вишну ради духовного совершенства в знании, а для защиты потомства и улучшения династии — полубогам. Желающий власти должен поклоняться Ману. Желающий победы над врагами — демонам, желающий наслаждения — Луне. Не имеющие желания наслаждения поклоняются Всевышнему.
Человек, имеющий ум, полный желаний, или не имеющий желаний, или желающий Освобождения, должен поклоняться Единому.
Поклоняющийся полубогам может достичь благословения, которое заключается в Любви к Господу, через общение с преданным Господа.
Сотворение Вселенной
Парикшит спросил: «Как Всевышний с помощью Своей Энергии творит Вселенные, как сохраняет, как Он уничтожает их, как Он проявляет Себя в формах, хотя Он — един, как действуют Его Энергии и Проявления?»
Шука вознёс молитвы Кришне и испросил благословения на то, чтобы описать славу Господа: «Слава Высшему Существу, Который играя создаёт, сохраняет и разрушает Вселенную с помощью Своей тройственной Энергии. Слава Ему, Повелителю существ. Слава Разрушителю зла во Вселенной и дарующему Освобождение подвижникам. Славу Господу, очищающему от грехов. Будь милостив ко мне Боже, Господь жертвоприношений существ, Повелитель богини Счастья, Владыка Разума, Господь Вселенной, Господь Земли. Будь милостив ко мне Господь. Созерцание Тебя очищает сердце и приносит Освобождение. Даруй силу моим словам».
Шука сказал: «Такие же вопросы задал Нарада отцу Брахме, и Брахма ответил так, как ему поведал Господь. Нарада спросил Брахму: «Прародитель существ, даруй мне Знание об индивидуальной душе и Высшей Душе, объясни мне признаки проявления. Как оно сотворено? Как сохраняется и под чьим управлением это происходит? Что является источником твоего Знания? Кто тебя защищает? Каково — твоё положение?»
Брахма ответил: «Я творил после творения Господа с помощью Его сияния.
Пять элементов творения, взаимодействия, происходящие из-за Времени, и интуиция, или природа существ, являются частями Васудевы. Господь — духовен и трансцендентен материальным качествам, но ради создания материального мира, его сохранения и уничтожения Он входит через Свою Энергию в гуны Природы. Эти гуны Природы, проявляющиеся как материя, знание и действие, приводят Трансцендентное Существо под влияние причины и следствия и делают Его ответственным за Свои действия.
Господь, владыка Энергий, сотворил благодаря Своей Энергии время, судьбу воплощённых существ и их природу, для которой они были созданы, и снова растворил их по Своей воле.
После воплощения Пуруши возник Махат, появилось Время, и с течением Времени появились три гуны, которые трансформировались в действия. Действия возникли из-за «возбуждения» Махата. Первой возникла трансформация гун добродетели и раджаса, из-за гуны невежества возникли материя, её знания и действия, основанные на Знании.
Эго, трансформированное в три аспекта, стало называться гунами добродетели, страсти и невежества в трёх делениях: силы, которые развивают материю, знание творения и ум, который руководит действиями».
Из тамасичного аспекта Эго произошло пространство. Его формой является звук.
От гуны добродетели происходит ум, и становятся проявленными десять полубогов, контролирующих движения тела: владыки сторон света, владыка воздуха, бог солнца, отец Дакши, Ашвини-кумары, бог огня, царь Небес, почитаемое божество небес, главный из Адитьев и Брахмаджи, Праджапати. Благодаря трансформации гуны страсти произошли органы чувств, органы действия, интеллект и жизненная энергия. Пока эти части — элементы, чувства, ум и гуны Природы — не соединятся, не возникнет формы тела.
Когда они соединяются под воздействием Энергии Верховной Личности Бога, Вселенная начинает существовать.
Вселенные остаются в течение тысяч эонов в водах Причинного океана, и Господь, входя в каждую, оживляет их.
Вишну, хоть возлежит в Причинном океане, выходит из него, и, разделив Себя, входит в каждую Вселенную и принимает Вселенскую Форму с тысячью ног, рук, голов и ртов.
Пуруша-сукта
Всевышний — владыка бесстрашия и бессмертия, Он — неподвластен смерти и действиям материального мира. Трудно измерить славу Господа. Материальный мир составляет одну четвёртую Его Энергии. Он — наслаждающийся богатствами мира. Бессмертие, бесстрашие и свобода от беспокойств, старости и болезней существуют в царстве Бога, которое — вне трёх высших планетарных систем и вне материальных оболочек. Духовный мир составляет три четвёртых энергии Господа, туда пойдут те, кто не предназначен для перерождений. Другие, привязанные к семейной жизни и не соблюдающие целибат, останутся в материальном мире. От Господа произошли вселенские сферы и вселенская форма с материальными элементами, качествами и чувствами. Но Он — в стороне от таких проявлений.
Когда я появился из лотосного цветка, растущего из пупка Господа, у меня не было необходимого для жертвоприношения, кроме членов тела Пуруши. Для жертвоприношения необходимы цветы, листья, трава куша, алтарь и подходящее время. Также требуется утварь, зерно, очищенное масло, мёд, золото, земля, вода, Риг, Яджур и Сама Веды и четыре жреца для проведения жертвоприношения. Ещё необходимо призывание имён полубогов с помощью мантр и вознаграждения. Это было взято из частей тела Пуруши. Благодаря призыванию имён полубогов был достигнут Вишну, высшая цель, и так было совершено вознаграждение и приношение. Так я сотворил необходимое для жертвоприношения из частей тела Господа и совершил жертвоприношения для удовлетворения Господа. Сын, твои девять братьев совершили жертвоприношения. Совершили жертвоприношение Ману, отцы человечества,