Скачать:TXTPDF
Бхагавада-пурана. Сергей Иванович Иванов

поступок, могли бы послужить Истине. Баларама произнёс: «Веды гласят, что сын человека — его душа. Потому сын Ромахаршаны, Уграшравас, будет вашим чтецом Пуран. Он проживёт долгую жизнь и будет избавлен от утомления. Что Я должен сделать, чтобы загладить Свой проступок

Риши попросили Балараму убить Валвалу, сына данавы Илвалы, который в определённые лунные дни оскверняет жертвенную землю. Ещё они попросили Балараму совершить путешествие вокруг Бхарата Варши в течение двенадцати месяцев и принимать омовения в священных местах.

Баларама убил Валвалу и отправился в паломничество. По возвращение в Прабхасу Он узнал, что цари-кшатрии гибнут в междоусобной войне. Он поспешил на Курукшетру. Там Бхима и Дурьодхана бились между собой на палицах. Баларама попытался их примирить, но они не вняли Его словам. И Он вернулся в Двараку.

Баларама посетил лес Наймишу, и риши воздали Ему хвалу.

Брахман Шримада

У Кришны был знакомый брахман Шридама, с которым они учились. Он был начитан в Ведах, обладал самоконтролем и отличался чувством удовлетворённости. У него была жена. А жил он за счёт того, что ему давали другие. Потому жена его ходила в тряпье и была истощена. Однажды она приблизилась к супругу и сказала:

«Муж, ты дружишь с Господином богини богатства, Лакшми. Отправляйся-ка к Нему, и Он подарит тебе богатство. Ведь Он отдаёт даже Себя, тем, кто медитирует на Его лотосные стопы. Разве есть что-то, чего Господь Вселенной не мог бы дать тем, кто поклоняется Ему, имея желаниеЖена упрашивала его до тех пор, пока он не решился отправиться к Кришне. Правда, он считал, что лучшей наградой ему будет свидание с другом. У жены он попросил чего-нибудь, что можно преподнести другу. Она выпросила в качестве подаяния у брахманов пригоршню полированного риса и завязала её в уголок его одежды.

И брахман направился в Двараку, размышляя о том, как он увидит Кришну. Он миновал несколько дворцовых залов и вошёл в комнату. Там сидел Кришна с одной из Своих жён. Он заметил брахмана и встал, чтобы его поприветствовать. Он спустился вниз, обнял, поздоровался, и усадил его рядом с Собой. И они предались воспоминаниям о временах ученичества, о том, как они проводили время в доме Сандипани, с какой верой они исполняли распоряжения гуру и его жены, о том, насколько это необходимо — уважать гуру, и о прочих подобных вещах. Кришна взглянул на брахмана, улыбнулся и сказал:

«Не принёс ли ты чего-нибудь Мне из своего дома? Даже незначительная вещь, принесённая Моим бхактой, становится великой благодаря его Любви. А подношения тех, кто не испытывает преданности ко Мне, не могут доставить Мне радости». Брахману было стыдно дарить полированный рис, и он понурил голову. Кришна знал, что привело брахмана к Нему. Он видел, что брахман поклоняется Ему не для того, чтобы выпросить богатство. О Нём он думает, чтобы удовлетворить жену. А потому Господь подумал, что мог бы даровать ему такое богатство, которое трудно заполучить. Он выхватил полированный рис, завёрнутый в одежду брахмана, и воскликнул: «Вот это да! Друг, ты принёс Мне такой подарок! Эти рисинки так нравятся Мне, Господу Вселенной!» Он съел пригоршню риса. Когда Он был готов съесть вторую пригоршню, Лакшми удержала Его руку и сказала: «Господь Вселенной, этого изобилия будет достаточно, чтобы одарить всех богатством, необходимым и в этом мире, и в следующем, и сколь радостно будет Тебе увидеть, что Твой приверженец обрёл такое богатство».

Брахман провёл в беседах с Кришной ночь. А утром отправился домой. Кришна прошёл с ним немного, чтобы проводить. Кришна не дал ему ничего дорогостоящего, и брахман ни о чём не попросил. Он думал так: «Я — бедный брахман и грешник, а Кришна, в Чьём дыхании обитает Лакшми, принял меня так, будто я — бог. Поклонение Его стопам — источник совершенств, наслаждения, достижения райских планет и Освобождения. Он — добр, а потому не дал мне ничего ценного, чтобы бедняк не забыл Его, возгордившись богатством».

Достигнув дома, он обнаружил, что на месте его лачуги возвышается дворец, сады и множество мужчин и женщин, составляющих свиту. Они встретили его подарками. Его жена вышла навстречу в сопровождении придворных дам. Брахман был поражён. Он понимал, что это — результат его визита к Кришне. Но, наслаждаясь этим богатством, он контролировал себя, медитировал на Кришне и достиг Его обители.

Встреча на Курукшетре

Когда случилось солнечное затмение, Кришна и ядавы отправились на Курукшетру, чтобы принять по этому случаю омовение. Туда пошли все, и Нанда, и пастухи, и пастушки. Кунти с сыновьями, Бхишма, Дрона и другие цари были там. Кунти пожаловалась Васу, что он за прошедшее время не интересовался тем, как живёт она и её сыновья, какие беды их преследуют. Васу ответил, что из-за страха перед Кансой ядавы оказались в рассеянии, и не ведают о судьбе друг друга. Кауравы, Пандавы и цари были рады увидеть Кришну и Его жён. Баларама и Кришна их приветствовали и одарили подарками. Все восхвалили судьбу, позволяющую им общаться с Кришной.

Васу и его жёны оказали уважение Нанде и Яшоде.

Кришна встретился с пастушками, обнял их и, спросив о том, не угрожает ли им что-то, сказал, улыбнувшись: «Помните ли вы Нас, подруги? Во благо тех, кого Мы зовём Своими близкими, Мы долгое время были вовлечены в общение с враждебными силами. А может, вы не думали о Нас, считая, что Мы вам — неблагодарны? Господь соединяет и разъединяет существ.

Преданность Мне помогает существам стать бессмертными. Я рад, что в вас есть Любовь ко Мне, ибо посредством Любви вы и обретёте Меня вновь. Я — начало и конец существ. Я — внутри и снаружи. Как материальные объекты распадаются на элементы, так и материальные составляющие в существе распадутся на эти элементы. Дух пронизывает всё, и Он является свидетелем восприятия. Но оба, и кто воспринимает, и то, что воспринимают, отражаются во Мне, Всевышнем и Неизменном».

Гопи усвоили это учение Адхьятмы, преподанное Кришной. Сохраняя это учение в уме, они избавились от отождествления с телом и достигли Кришны. И они сказали: «Кришна, пусть Твои лотосные стопы присутствуют в наших сердцах, к какому ещё убежищу можем мы стремиться. Йоги, наделённые мудростью, медитируют на Твоих стопах в сердце. Твои стопы поднимают тех, кто упал в колодец самсары».

Юдхиштхира и друзья Кришны обращались к Нему, как к Высшей Личности, воплощённой во всём. Жёны Кришны рассказали Драупади о том, как они вышли за Него замуж. Риши обратились к Кришне, как к Всемогущему, и стали с Ним прощаться. Васу, однако, задержал их, говоря, что они должны объяснить ему, как бы он мог исчерпать свою карму. Нарада сказал, что это — не удивительно, что он задал такой вопрос им, а не Кришне. Ведь близость служит причиной неуважения.

Обращаясь к Васу, риши сказали: «Карма исчерпывается кармой. Поклоняйся Вишну, совершая жертвоприношения, покаяние и аскезы. Он — господин жертвоприношений. Мудрецы, совершая жертвоприношения, не стремятся ни к богатствам, ни к наслаждению, ни к власти над людьми. Они отбрасывают желания и удаляются в лес для свершения аскетического подвига. Дваждырожденные находятся в долгу перед богами, риши и предками за своё рождение. Ты уже исполнил свой долг перед риши и питри. Теперь отдай должное богам, соверши жертвоприношение, и оставь свой дом».

Васу совершил яджну, и святые ему помогали в этом. Когда жертвоприношение закончилась, риши удалились. Дхритараштра, Видура и Пандавы, Бхишма, Дрона, Кунти, Нарада, Вьяса, его друзья и родственники, разошлись с тяжёлым сердцем. Нарада с последователями задержался у ядавов на три месяца, так они их любили. Они получили множество подарков и отправились в Матхуру. Видя, что приближается сезон дождей, ядавы возвратились в Двараку.

Воскрешение сыновей Деваки

Васу поверил, что его сын оказался Господом Вселенной. И спросил, не воплотились ли они, чтобы избавить Землю от гнёта. Кришна ответил: «Я, ты, Баларама, жители Двараки, более того, Вселенная, должны быть познаны как Брахман. Атман, хоть и является единым и самопроявляющимся, становится многими, согласно природе существ, в которых Он проявляется. Сравни это с многообразием проявления элементов в объектах мира». Слушая эти слова, Васу научился видеть единство во множественности.

Деваки услыхала о том, какое могущество проявили Баларама и Кришна, возвращая к жизни сына своего гуру. Она попросила их показать ей её сыновей, погибших от руки Кансы.

С помощью йогических сил Баларама и Кришна вошли в область, называемую Сутала. Бали выказал им уважение и преклонился перед Ними. Кришна сказал: «В Свайямбхува Манвантару Маричи имел шестерых сыновей от Урны. Эти сыновья риши насмеялись над Брахмой, который воспылал чувствами к дочери. По этой причине они превратились в асуров и сыновей Хираньякашипу. Майя перенесла их в лоно Деваки, и они стали её сыновьями. Их убил Канса. Деваки считает их своими сыновьями и оплакивает их смерть. Теперь они пребывают у тебя. Я возьму их с Собой, чтобы утешить её. А потом они направятся в мир богов, свободные от воздействия проклятья. Смара, Удгитха, Паришванга, Патанга, Кшудрабхрит и Гхринин — вот кто по Моей милости достигнет благого состояния».

Кришна отнёс мальчиков к Деваки. Она их обняла, и они вознеслись в мир богов.

Арджуна и Субхадра

Парикшит спросил: «Каким образом Арджуна женился на Субхадре, сестре Баларамы и Кришны».

Шука ответил: «Арджуна узнал, что Баларама собирается отдать Субхадру замуж за Дурьодхану. Он притворился странствующим аскетом и направился в Двараку. Жители Двараки не узнали его. Арджуна оставался там около года и пользовался гостеприимством. Арджуна был приглашён Баларамой, и, когда он ел, мимо него прошла Субхадра. Их глаза встретились, и они почувствовали любовь. Однажды Субхадра по разрешению родителей и Кришны вышла из колесницы, чтобы поклониться изваянию, находившемуся за пределами крепости. Её сопровождала охрана. Арджуна воспользовался этой возможностью и похитил девушку. Баларама разгневался. Но Кришна и другие успокоили Его».

Шрута, брахман из Митхилы, был предан Кришне. Владыка Митхилы Бахулашва также благоволил Кришне. Чтобы выказать им милость, Кришна с Нарадой и другими, прибыл в Матхилу. Шрута и Бахулашва каждый пригласил Его к себе в гости. Чтобы порадовать обоих, Кришна посетил одновременно и того, и другого, причём так, что никто из них не заметил, что Он был в гостях у другого. И Шрута, и Бахулашва, с уважением приняли Кришну и риши. Кришна учил Шруту, что нужно уважать брахманических риши в той же степени, как и Его. После того, как Кришна дал необходимые указания брахману и правителю, Он возвратился в Двараку.

Молитва воплощений Вед

Парикшит спросил: «Брахман не поддаётся определению, Он не содержит материальных качеств, Он —

Скачать:TXTPDF

Бхагавада-пурана. Сергей Иванович Иванов Пураны читать, Бхагавада-пурана. Сергей Иванович Иванов Пураны читать бесплатно, Бхагавада-пурана. Сергей Иванович Иванов Пураны читать онлайн