Скачать:TXTPDF
Бхагавада-пурана. Сергей Иванович Иванов

превыше причин и следствий. Как же Веды, обладающие гунами, могут распознавать Брахмана?»

Шука ответил: «Господь создал в воплощённых существах разум, чувства, ум и прану, чтобы они могли осуществить свою цель, свою карму, свои переходы между мирами, и своё Освобождение.

Упанишады говорят о Брахмане. Кто воспринимает их с верой, достигает блага.

Я поведаю тебе о беседе, состоявшейся между Нарадой и Нараяной.

Нарада отправился повидать Нараяну. С начала нынешней кальпы тот пребывал в своём ашраме, предаваясь суровому подвижничеству на благо Бхарата Варши и людей. Вокруг него восседали риши текущей кальпы. Нарада поприветствовал его и задал тот же вопрос.

Нараяна сказал: «В Джана-локе, мудрецы, рождённые из ума Брахмы, заняты Брахма Яджной. Ты ко времени попал на Швета Двипу, ибо Сананда начал говорить. Он сказал: «Всевышний испил Собственное творение и возлёг со Своей Шакти. К концу космической ночи Шрути, которые были первым дыханием Всевышнего, пробудили Его такими словами: «Слава Тебе! Уничтожь неведение существ. Оно завладело миром, чтобы вводить в заблуждение. Твои Силы — замкнуты в Тебе. Ты — Тот, Кто проявляет в воплощённых существах Энергии. Иногда Ты — Майя, но Ты остаёшься Собой. И где бы Ты не пребывал, Веды следуют за Тобой.

Боги, знают Тебя как Великого, а себя считают частью. Ибо их взлёт и падение — от Тебя. Но Ты не подвержен трансформациям. Потому и риши утверждают ум, слова и дела в Тебе и обретают свою Суть в Тебе. Ибо, где бы ни странствовали люди, их стопы касаются земли.

Ты — Господь трёх гун, мудрость, растворённая в океане слов о Тебе, удаляющем нечистоту с людей и избавляющем их от ничтожества. А что сказать о тех, кто посредством восприятия Я в себе освободились от влияний ума и времени и поклоняются Твоему Я, которое дарит поток блаженства?

Те — оживотворены дыханием жизни, кто следует по Твоему пути, иначе их дыханиедыхание лёгких. Благодаря вдохновению, исходящему из Тебя, в Эго создаются тела. Ты пронизываешь пять оболочек человека и, благодаря этому, становишься этими оболочками. Но Ты — и высшая из оболочек. Ты — превыше оболочек, Реальный и Нерушимый.

Среди мудрецов Шаркаракшасы медитируют на Брахмана в области пупка. Однако, последователи Аруни, обладающие видением, медитируют на Брахмана в сердце. Из сердца по каналу сушумны они переходят к Твоей обители в голове. Кто достиг этого места, больше не падёт в пасть смерти.

Ты сотворил царства жизни и формы. Хоть Ты и проницаешь формы, порождая их, Твоё проявление в них может быть большим или меньшим, согласно природе вещей, Тобой сотворённых. Те, чей ум — чист, придерживаются Реальности среди нереальных объектов. Ты, как воспринимающий Пуруша в существах, являешься частью Себя. Зная, что такова — истина относительно воплощённых существ, мудрые поклоняются Твоим стопам.

Брахма и другие существа не ведают Твоих пределов. Даже Ты не знаешь Своих пределов. Ибо Ты — бесконечен. Увлекаемые колесом времени, Вселенные с оболочками вращаются в Твоих глубинах. Шрути плодоносят в Тебе, ибо Ты — их цель и осуществление. Хоть они и не могут говорить о Тебе, их слова направлены на Тебя, так как они отвергают другие вещи». Хоть Веды и рассказывают об Индре и других богах, в Упанишадах они приводят к Брахману, говоря: «Брахман — не то, и не это».

Спасение Шивы

Парикшит спросил: «Асуры, полубоги и люди, которые поклоняются Шиве, отречённому от богатств, получают благославление на богатство и наслажления, но преданные Вишну не благословлены богатством, хотя Его супругабогиня богатства. Почему преданные Повелителя богини процветания — небогаты, а приверженцы Шивы становятся богатыми?»

Шука сказал: «Юдхиштхира задал такой же вопрос Кришне после жертвоприношения коня. И Господь ответил: «Я освобождаю от богатств человека, которому желаю даровать милость. Когда Мой бхакт лишается богатства, и когда из-за этого его покидают родственники и друзья, он начинает искать дружбу с теми, кто предан Мне. И Я дарую ему Свою благодать. По благодати Моей он познаёт Меня, Брахмана, Сознание, Существование. Люди, для которых труден этот путь, поклоняются полубогам. Но, обретая богатство, они становятся гордыми и теряют ум. Они даже попирают того бога, который даровал им благо».

Асур Врика спросил Нараду, кого из трёх богов — Брахму, Шиву, Вишну — легче ублаговолить. Брахма ответил: «Ублаговоли Шиву, и ты достигнешь своей цели». Врикасура отправился в Гималаи и там стал отрезать куски от своего тела, предлагая их жертвенному огню. Огорчённый тем, что Шива не появляется перед ним, асур на седьмой день аскезы решил отрезать голову, чтобы привлечь внимание Шивы. И из огня появился Шива. Из-за своего милосердия он готов был даровать ему любое благословение, какое пожелает. И демон испросил: «Пусть любой, до чьей головы я коснусь рукой, умрёт». Шива, смеясь, сказал: «Да будет так».

Возжелав Парвати, супругу Шивы, демон попытался коснуться рукой головы Шивы. Шива спасся бегством. Но Врикасура преследовал Шиву по трём мирам. Когда они достигли Шветадвипы, перед ними предстал Нараяна, возжелавший спасти Шиву. Он сказал Врике о том, что он сомневается в даре Шивы, и попросил демона попробовать силу благословения на себе. Асур прикоснулся к голове, и его голова раскололась.

Возвращение к жизни мальчика-брахмана

В Двараке у брахмана при рождении умер сын. Он взял дитя и пошёл ко дворцу. Положив его возле ворот, он стал обвинять царя в своём несчастье. Ибо грехи царей переходят на подданных. Оказалось, что у этого брахмана так умерли девять сыновей. Всякий раз брахман поступал так же. Арджуна находился с Кришной и услышал попрёки брахмана. Арджуна пообещал брахману, что защитит его сына, а в ином случае, за нарушение обещания, взойдёт на костёр. Сын возродился, заплакал, и исчез. Брахман упрекнул Арджуну, что тот даёт обещания, которые не может исполнить. Уязвлённый словами, Пандава отправился в мир бога смерти Ямы. Потом посетил мир Индры, области Агни, Ниррити, Чандры, Вайю и Варуны. Он прошёл Расаталу и Сваргу. Но сына брахмана не удавалось отыскать. Он стал готовиться к тому, чтобы взойти на костёр. Но Кришна остановил его и сказал: «Я покажу тебе этого сына. Не вини себя. Те, кто ругают нас сейчас, воспоют нам славу в будущем».

И Кришна с Арджуной направились на запад. Они пересекли семь океанов и семь материков. Они преодолели Лока-алоку и вторглись в область хаоса и тьмы. Кони отказались идти. По приказу Кришны, чакра Сударшана пронзила тьму, и кони пошли по её следу. Разлился свет. Арджуна зажмурился. Они вошли в область первичных вод. И обнаружили дворец, который переливался алмазами и драгоценными камнями. Там восседал Ананта. А на Ананте сидел Пуруша. Кришна и Арджуна поприветствовали Его. Пуруша улыбнулся им и молвил: «Я унёс сына брахмана, чтобы иметь возможность увидеть вас. Вы воплощены Твоим частичным проявлением, и вы пришли для защиты дхармы на Земле. Убейте асуров, угнетающих Землю и возвращайтесь ко Мне. Да исполнятся ваши желания, Нара и Нараяна. Но, во имя сохранения Вселенной, делайте то, чему могут следовать другие».

Кришна и Арджуна поклонились и вознесли молитвы. Взяли сына брахмана и возвратили отцу.

Одиннадцатая ГЛАВА

Проклятие ядавов

Кришна, сопровождаемый Баларамой и окружённый династией Яду, совершил убийство множества демонов. Господь устроил Битву на Курукшетре, которая разразилась между Кауравами и Пандавами. Миссия Кришны на Земле, цель Его воплощения была почти выполнена. Господь истребил демонов и навлёк поражение на нечестивых царей, используя в качестве орудия Пандавов. Он подумал: «Моя миссия остаётся незавершённой, ибо существуют ядавы, чья сила для Земли — невыносима. Они находятся под Моим покровительством. И наслаждаются процветанием, которое породило в них ощущение власти. Прежде, чем Мне отправиться в Свою обитель, Я должен истребить их». Для этой цели Господь навлёк на ядавов неудовольствие святых, которые прокляли их, чем вызвали их гибель.

Парикшит спросил: «Как возможно, чтобы ядавы были прокляты святыми? Расскажи об этом».

Шука продолжил: «После исполнения Своей миссии на Земле, Кришна находился в доме Васу. Вишвамитра, Асита, Канва, Дурваса, Бхригу, Ангира, Кашьяпа, Вама, Атри и Васиштха, с Нарадой и прочими, исполняли ритуалы, которые награждают благочестивыми результатами, приносят счастье и уносят грехи Кали-юги у мира. Мудрецы должным образом и вовремя исполнили эти ритуалы в доме главы Яду, Васу, отца Кришны. После того, как Кришна, Который оставался в доме Васу, отослал мудрецов к завершению церемоний, они отправились в святое место Пиндараку. Пока они оставались там, к ним обратились два юноши из рода ядавов, путешествующих по тем местам и пожелавших разыграть мудрецов. Они поклонились мудрецам. Юноши показали им Самбу сына Джамбавати, переодетого беременной женщиной. Насмешники спросили мудрецов: «Святые! Вы знаете прошлое, настоящее и будущее. Эта женщина, мечтающая о сыне, желает знать, кого она родит». Мудрецам была известна правда, как было известно и то, что такова — воля Господа. Изображая гнев, они ответили: «Глупцы, она родит пестик, который уничтожит вашу династию». Испугавшись, насмешники сорвали одеяния с Самбы, и на землю упал пестик.

Когда жители Двараки услышали о случившемся, они встревожились и измолотили пестик в пыль и бросили в море с кусочком, который не смогли измельчить. На месте упавших крупинок железа вырос тростник. Кусочек проглотила рыба, её поймал рыбак Джара, который нашёл его и приладил к концу стрелы. Так была подготовлена почва для уничтожения ядавов. То было Божественной волей.

Беседы мудрецов с Ними

В Двараке Нарада наслаждался обществом Кришны. В одну из встреч Васу спросил Нараду: «Святые, подобные тебе, странствуют, чтобы принести людям множество благ. То, что делают боги, может вызывать в жизни людей как счастье, так и несчастье; однако, что бы ни делали святые, подобные тебе, они приносят людям счастье. Ибо боги наделяют человека плодами его прошлой кармы, а святых не заботит чужая карма. Исполненные Любви и Сострадания они изливают Любовь и Сострадание на всех. В прошлой жизни я молился Господу о сыне, подобном Ему, и Он родился моим Сыном. А теперь расскажи мне о пути, посредством которого человек может освободиться от страхов и достичь Освобождения».

Нарада ответил: «Твой вопрос напоминает мне наставления, которые Ними, царь видехов, получил от сыновей Ришабхи. Один из сынов Ришабхи был мудрецом, достигшим Высшего состояния через Отречение. У Ришабхи было ещё девяносто девять сыновей. Девять из них стали правителями, восемьдесят один — брахманами, а ещё девять — мудрецами. То были Кави, Хари, Антарикша, Прабуддха, Пиппалаяна, Авирхотра, Друмила, Чамаса и Карабхаджана.

Странствуя по трём мирам, эти мудрецы забрели в страну видехов, где царь Ними совершал обряд. Увидев мудрецов, Ними обрадовался и сказал: «Рождение человеком является редким, и в его жизни общество тех, кто

Скачать:TXTPDF

Бхагавада-пурана. Сергей Иванович Иванов Пураны читать, Бхагавада-пурана. Сергей Иванович Иванов Пураны читать бесплатно, Бхагавада-пурана. Сергей Иванович Иванов Пураны читать онлайн