сферы и достичь твоей обители. Однако они не делают этого, если стремящийся воздаёт почести и им. Но твоего преданного ничто не поколебало. Есть люди, обладающие силой преодолевать наших посланников, подобных голоду, жажде, холоду и другим… но они падают жертвой гнева. Своим действием ты показал, что Твой преданный не обрушился с гневом даже на тех, кто препятствует его практике». Боги возвратились на Небеса, взяв с собой Урваши, самую прекрасную среди нимф, прислуживающих Нараяне.
Господь принимал различные формы для защиты праведных и дхармы и для уничтожения нечестивых и зла. В воплощении Хайягривы Он убил демона Мадху и забрал Веды с адской планеты Патала-локи. В образе вепря Господь убил Хираньякшу. Господь использует войны между демонами и полубогами, чтобы погубить правителей демонов. Так Господь воодушевляет полубогов, защищая Вселенную через Свои воплощения в течение правления каждого Ману. Подобные явления — бесчисленны. Его слава, Его способности и качества — нескончаемы и неописуемы.
Нарада наставляяет Васу
Ними спросил: «Йогендры, опишите мне место назначения тех людей, которые не поклоняются Богу, которые не способны утолить желания и которые не контролируют себя».
Чамаса сказал: «От рук и ног Господа произошли брахманы, воины, вайшьи и слуги. Кто не почитает Хари, теряет привилегию человеческого рождения и попадает в ад. Брахманы, которые имеют доступ к Ведическому Знанию, являющемуся ключом к познанию Себя, неверно прочитали и превратно истолковали предписания Вед, и потворствуют себе в питье вина, жертвоприношениях животных и сексуальных удовольствиях. Веда позволяет это как уступку невежественным, не обладающим самоконтролем; но даже тогда вино нужно лишь нюхать, животные должны лишь украшать жертвенник, а сексуальное наслаждение допустимо для продолжения рода.
Брахманы, не ведающие этого и считающие себя мудрыми, убивают животных, которые убивают их, когда они покидают земной мир. Те, кто ненавидят преданных Господу и Господа и кто привязан к телу и те, кто имеет теоретическое знание Истины, однако, привержены мирским целям, падут вниз в своём развитии». Ними спросил: «В каких цветах и формах появляется Господь в различные эпохи, какими именами величают Господа и по какими правилам поклоняются Господу?»
Карабхаджана сказал: «В эпоху Сатья Господь светлолицый. Он имеет спутанные локоны волос и носит одежду из коры. Он носит чёрную оленью шкуру, священный шнур, чётки, посох и сосуд отшельника. Люди, обладающие уравновешенностью ума и миролюбием, почитали Господа посредством медитации и аскетизма. В Сатья-югу Господь прославляется под именами Хамса, Супарна, Вайкунтха, Дхарма, Йогешвара, Амала, Ишвара, Пуруша, Авьякта и Параматма.
В эпоху Трета тело Господа красного цвета. Он имеет четыре руки, золотистые волосы, и носит тройной пояс, представляющий посвящение в каждую из трёх Вед. Он воплощает знание о поклонении посредством совершения жертвоприношения, которое содержится в Риг, Сама и Яджур Ведах. Его символами являются ковшик, ложка и другие инструменты жертвоприношения. Люди, изучавшие Веды, поклонялись Ему через Ведические ритуалы. В Трета-югу Господь прославляется под именами Вишну, Яджна, Пришнигарбха, Сарвадева, Урукрама, Вришакапи, Джайянта и Уругайя.
В эпоху Двапара Господь появляется с тёмно-синим цветом тела, и Он одет в жёлтые одежды. Духовное тело Господа отмечено в этом воплощении знаком Шриватсы и другими украшениями. Люди поклонялись Ему посредством Ведических и Тантрических ритуалов.
В эпоху Кали Господь предстаёт темнолицым. Люди поклоняются Ему и возносят хвалу: «Я нахожу убежище у Твоих стоп. Великий! Твои стопы исцеляют наши недуги и исполняют наши желания. Они — источник святости, и их почитают боги. Стопы Твои прекращают страдания преданных и служат лодкой для пересечения океана земной юдоли».
Вследствие того, что в эту эпоху преданным Господа легко достичь Его, мудрые превозносят славу века сего, когда Господь достижим через воспевания Его имени и восхваление Его. Совершенные в Знании способны понять значение эпохи Кали. Такие просветлённые поклоняются Кали-юге, потому что в этой эпохе цели жизни достижимы через воспевание имени Господа. Не существует лучшей возможности Освобождения для воплощённых душ, вынужденных скитаться по материальному миру, чем воспевание имени Господа. Живущие в Сатья-югу и другие эпохи желают получить рождение в эпохе Кали, так как в этой эпохе будет множество преданных Нараяны.
Эти преданные будут появляться в разных местах. Они отрешены от мирских дел и находят прибежище в Господе, и оказываются свободными от обязательств перед другими богами, перед риши и предками. Преданность смывает любой грех, который может совершить преданный».
Шука сказал: «Нарада завершил рассказ, напомнив Васу, что Господь воплотился в Кришне. Слушая эти слова, Васу и Деваки достигли просветления. Ибо кто сосредоточивается на этом учении, достигает реализации Себя.
Династия Яду удаляется в Прабхасу
Боги, возглавляемые творцом Брахмой, прибыли в Двараку, чтобы увидеть Кришну. Они увенчали Его цветами и воспели Ему хвалу: «Мы склоняемся к Твоим лотосоподобным стопам. Господь, мы сосредоточиваем на них своё сознание, чувства, посвящаем дыхание своей жизни, ум и речь! Ибо на эти стопы медитируют преданные, которые стремятся к свободе от оков кармы».
Брахма сказал: «Господь, ранее мы просили Тебя облегчить ношу Земли. И Ты исполнил нашу молитву. Ты установил на Земле дхарму, и дело её распространения было доверено Тебе теми, кто Тебе предан. Слава Твоя, что уничтожает грехи мира, распространилась по свету. Сто двадцать пять лет тому назад Ты воплотился в доме Яду. Для Тебя настало время возвратиться в Свою обитель».
Кришна ответил: «Таково — и Моё намерение. Ядавы, пользующиеся Моим покровительством, сделались надменными и порочными. Мне удавалось удерживать их от нарушения границ дхармы. Но более никто не сможет это делать. И потому, действуя через брахманов, Я навлёк на них проклятие. Как только действие этого проклятия проявится, Я покину сей мир».
В Двараке появились знамения бед, и Кришна посоветовал ядавам покинуть это место и переселиться в Прабхасу. Пока ядавы были заняты приготовлениями, к Господу обратился Уддхава.
Уддхава сказал: «Господь, всё говорит о том, что Ты решил покинуть этот мир. Как сможем мы пережить разлуку с Тобой, те, которые столь долго находились с Тобой, Твои постоянные спутники? Возьми меня с Собой. Мудрецы, отринувшие всё, достигали Тебя благодаря медитациям и аскезам. И хоть мы и скованы цепями кармы, у нас есть Твои наставления и Твоя слава, и они перенесут нас через океан рождения и смерти. Кришна, Твои игры являются опьяняющим напитком для ушей. Пробуя вино Твоих игр, люди забывают о желаниях».
Кришна даёт наставления Уддхаве
Кришна сказал: «Я скоро покину Землю, поскольку дело Моё — завершено, и Брахма и другие решили, что Мне пора возвращаться. Как только Я удалюсь, на Земле начнётся эпоха Кали, и люди устремятся к безбожию. Подобный мир не годится тебе для жизни. Откажись от привязанностей. Мир — проекция ума; видимость не имеет ценности. Кто внутри себя не является единым с Реальностью, ощущает различия в этом мире и склонен к правильным и неправильным действиям или к бездействию. Мир является твоим «Я», и Я — Господь его. Когда ты откажешься от представлений о добре и зле, ты перестанешь руководствоваться добром и злом в своём поведении. Ты не будешь воздерживаться от зла, потому что боишься его, как и не будешь делать добро, поскольку оно предпочтительнее. Твои действия станут спонтанными. Тогда ты уже не впадёшь в заблуждение; наблюдая Вселенную как собственное «Я», ты будешь наслаждаться внутренним миром, будучи другом всему и всем».
Уддхава сказал: «Господь! Путь отречения, начертанный Тобой, невозможен для тех, кто не одолел привязанность к наслаждениям и кто не предан Тебе. Как я могу достичь состояния Отрешённости и Отречения? Нараяна, в Тебе — моё прибежище. Ты — друг человека. Ты — учитель».
Кришна сказал: «В нынешнем мире человек должен возвыситься через ум. Человек является гуру себе, поскольку он открывает путь к блаженству, исследуя то, что он постиг, и смысл, который заключён в постигнутом. Из всех созданий человек Мне — всего дороже, ибо он, посредством самонаблюдения, способен постичь Меня.
Природа кармы
Каждый должен исполнять свой долг, как установлено Мной в Писаниях и сообразно традициям рода, без корыстных желаний. Это очищает ум. А очищенный ум способен наблюдать жизнь, не вовлекаясь в неё. Воплощённое существо, спящее по отношению к своему Духу, видит множество объектов чувств, но эти объекты являются порождениями иллюзорной Потенции Господа и не имеют существования. Кто медитирует на них, очарованный чувствами, бесполезно использует ум. В этом мире мудрецы страдают, а глупцы процветают; счастье и несчастье — обычны для всех. Даже если человек кажется счастливым и здоровым, смерть — неизбежна, и что тогда есть счастье, когда смерть угрожает смести всё? И равно, как счастье — неопределённо и не достойно нашего внимания здесь, таково — счастье и на Небесах, где оно — также иллюзорно. Кто исполняет здесь все виды религиозных обрядов и этим умилостивляет богов, отправляется на Небо. Он разъезжает в воздушных колесницах, окружённый прекрасными женщинами, будучи здоровым и красивым. Но когда заслуги, позволившие ему этот праздник, исчерпаны, душа возвращается к смертному существованию. Когда человек — грешен и совершает нечестивые дела, он отправляется в ад или входит в тела низменных созданий. Пока душа облачена в плоть, и пока продолжается заблуждение насчёт разнообразия, продолжаются эти приходы и уходы.
Видя это, мудрый обращается ко Мне. Мой преданный должен заняться, действиями, которые уводят его от мирского. Когда он приходит к более глубокому познанию Меня, ему нужно оставить наставления, касающиеся действий. Иногда ему нужно соблюдать религиозные обязательства, и обращаться к гуру, который есть Я. Если мы сравним учителя и ученика с палочками для разжигания ритуального огня, учитель является нижней, а ученик — верхней и активной. Вопросы ученика и ответы гуру — трение палочек, которое производит огонь Знания.
Когда ученик, который пробудился и бодрствует, получит от гуру Знание, он осознает, что внешние различия — нереальны, и что Единство является истиной. Различие есть причина страха, а осознание Единства освобождает от страха. Затем он познает, что время, личность, Писания, мир, природа, Дхарма и свойства природы, находящиеся в состоянии нарушенного равновесия, — тоже Я».
Признаки освобождённых существ
Ограничение и Освобождение относятся к гунам; поскольку гуны укоренились в Майе, во Мне нет ни ограничения, ни Освобождения. В таком случае, переселение, карма, удовольствие и боль — атрибуты невежества. Тем не менее, невежество и Знание также являются Мной и не имеют начала. Воплощённое существо считает себя ограниченным до тех пор, пока не пробудится к Истине и не осознает, что оно было и остаётся свободным. Мудрый не считает себя ограниченным телом. Неразумный, хоть ничто и не ограничивает его, воображает, будто он ограничен телом.
Мудрец знает, что его тонкое и грубое тела есть часть творения, и потому внутри он