Скачать:TXTPDF
Бхагавада-пурана. Сергей Иванович Иванов

в них как Реальность.

Знание является тем, с помощью чего человек осознаёт Единство, Которое существует вечно. Оно существовало в начале, в середине и в конце, хоть в середине Оно и претерпевает преобразования. Свидетельства мудрецов, восприятие, традиция и выводы раскрывают это Единство.

А теперь слушай о том, что помогает преданности: вера в рассказы о Моих играх, воспевание Моей славы, преданность поклонению Мне, гимны и молитвы, посвящённые Мне, готовность служить Мне, предложение поклонов Мне, служение Моим преданным и способность видеть Меня во всём, совершение деяний ради Меня, посвящение Мне слов и мыслей, отсутствие желаний, отречение от богатства, удовольствий и наслаждений ради Меня и совершение ритуалов ради Меня. В сердцах тех, кто совершает это, проявляется Любовь ко Мне. Когда у тебя есть Любовь, более не остаётся ничего, чего следует достигать или что стоит достижения.

Непричинение зла, правдивость, воздержание от воровства, отсутствие привязанности, скромность, нестяжание, вера, воздержание, молчание, твёрдость, способность прощать, бесстрашие, повторение имени Бога, аскетизм, поклонение огню, самоотверженность, гостеприимство, поклонение Мне, паломничество, служение, удовлетворённость, служение гуру составляет яму и нияму.

Милосердием является отсутствие ненависти. Кто рассматривает тело как «Я», является глупцом. Добродетельный человек — богат. Недовольный человек — нищ. Разговор о добродетели — занятие напрасное. Рассуждать о достоинствах и недостатках других — ошибка; не глядеть на достоинства и недостатки других — добродетель».

Добро и зло

Уддхава сказал: «Ты говорил в Ведах, что нужно постоянно различать между добром и злом; а сейчас Ты говоришь, что разговор об этом — занятие напрасное. Объясни это противоречие».

Кришна сказал: «Мной были начертаны три пути единства со Мной — джняна, карма и бхакти. Джняна подходит для того, кто не заинтересован в обрядах. Карма-йога — для тех, в ком есть вера. Тот, в ком пробудился вкус к слушанию рассказов обо Мне и прославлению Меня, становится преданным.

Пока у человека сохраняется желание удовольствий, и пока в нём не развился вкус к рассказам обо Мне и прославлению Меня, ему нужно продолжать выполнять обязанности, как то повелевают Писания. Со временем его сердце очистится, и в нём пробудится мудрость и самоотверженность. Но даже пока человек выполняет обязанности, он должен отвращать ум от удовольствий, пусть это даже — райские наслаждения. Если он стремится к рождению на Небесах, в аду или в этом мире, он будет привязан к воплощению и окажется вне пути Духа. Но если человек достиг земного рождения, получил благословения гуру и Моё благословение и при этом не сделал попыток пересечь океан рождения и смерти, он совершает самоубийство.

Когда обязанности человека отброшены, ему следует научиться искусству сосредоточения и медитации. Он может воспользоваться методом умиротворения, но контролировать прану, чувства и взращивать благость, и не позволять уму действовать бесконтрольно. Путём размышления о процессах эволюции и инволюции, ум отвращается от порочности. Как только сосредоточенность достигнута, нужно заняться исследованием «Я» или поклонением Мне.

Если йог совершит по небрежности грех, он должен искупить его выполнением йоги. Следование избранному пути является добродетелью. Уклонение от него считается недостатком или ошибкой. Кто развил вкус к Моим рассказам, но стремится к удовольствию, должен поклоняться Мне и наслаждаться удовольствиями, осуждая их как источники боли. Я присутствую в сердце такого человека, и Я удалю ради него препятствия. Желания, что обитают в его сердце, исчезнут. Когда он видит Меня, узел невежества разрезается, и его карма и сомнения разрушаются.

Те, кто предан Мне, не желают более ничего, даже Освобождения, которое Я им дарую. Кто следует путём, описанным выше, достигнет Брахмана.

Объяснение Ведического пути

Преданность долгу признаётся всеми как достоинство; что противоположно этому, считается злом. Отсюда то, что является достоинством для одного, не будет таковым для другого. Этот парадокс был установлен, чтобы породить сомнение относительно зла, добра, ошибок и тем сохранять ум человека от окостенения и догм. Другие определения добра и зла имеют целью сохранить устои общества и установить основы поведения, приемлемые для большинства народа. Подобное описание становится необходимым, чтобы направлять тех, на кого возложено поддержание закона и порядка.

Существа в этом мире состоят из пяти элементов и души, и потому не имеют отличий. Веды подразделяют их на брахманов и так далее, чтобы указать наилучший способ достижения совершенства и предписать им обязанности. Веды, являющиеся Моим словом, наделяют качествами добра и зла даже пространство и время. Таким образом, одни места считаются священными, другие нет. И одни периоды считаются благоприятными, другие нет. Некоторые предметы, входящие в соприкосновения с другими, загрязняются; а их очищение совершается при помощи очищающих веществ, таких как земля, вода, огонь, воздух и отрезок времени. Существа, наделённые чувством «я», очищаются от загрязнения посредством омовений, милосердия, епитимьи и обрядов, но прежде всего — посредством памятования обо Мне.

Мантра является очищающей, когда она повторяется с надлежащим знанием, и работа является очищающей, когда она предлагается Мне. Итак, с помощью очищения места, времени, материи, исполнителя, мантр и работы человек становится религиозным, а кто пренебрегает этими принципами, считается безбожным.

Веды утверждают, что в определённых обстоятельствах добро становится злом и наоборот, дабы стало ясно, что эти ценности не являются абсолютными. Те же поступки, которые ведут к падению праведника, не вызывают падения того, кто уже является падшим.

Веды поощряют выполнение определённых обязанностей и обрядов для достижения небесных удовольствий. Зная о недолговечности последних, как Веды могли написать об этом? Тем не менее, это сделано, чтобы отвратить людей от чувственной жизни и направить их к Богу. Высказывания Вед — трудны для понимания. Звук произносимой ведической мантры сам по себе не является истиной. Значение Вед скрыто и известно только Мне. Следовательно, кто — предан Мне, сможет его постичь.

Элементы материального творения

Уддхава спросил: «Господь, сколько принципов сокрыто в Истине? Ты назвал двадцать восемь. Другие мудрецы называют иное число. Кто — прав, а кто ошибается?»

Кришна ответил: «Что сказали в этой связи святые, поддерживается разумом и потому — справедливо. Ибо мудрецы проанализировали их. Но они всё занимаются перепалкой, говоря друг другу: «Я — прав, а ты нет», ибо эти принципы, которые являются проявлением Моей природы или силы, лежат вне пределов их понимания. Следствие сокрыто внутри причины и наоборот, и отсюда каждый решает, что он примет в качестве принципа, а что является следствием или вторичным принципом. Это порождает различие в описаниях, что является разумным. Когда подчинишь чувства и установишь контроль над умом, сможешь осознать истину, касающуюся этих принципов.

Некоторые мудрецы чувствуют, что индивидуальная душа не способна освободить себя, и потому вводят другую категорию, называемую Богом; иные считают, что различие между душой и Богом — произвольно, а Бог и является тем, что по ошибке принимают за душу, и потому любая дополнительная категория не имеет гарантий. И получается, что согласно одним число категорий равно двадцати шести, а у других их двадцать пять.

Когда Я назвал двадцать восемь категорий, Я взял гуны по отдельности; но иные мудрецы сочли это излишним после того, как была упомянута Пракрити, и у них получилось двадцать пять категорий. Другие сократили список до семи: пять элементов, душа и субстрат для них. Некоторые сократили список до шести: пять элементов и Высшее Существо. Иные опустили пространство и воздух и свели число категорий к четырём.

Есть мудрецы, которые принимают список из семнадцати категорий: элементы, чувства, Разум и Атман. Другие опускают Разум, Который включается ими в Атман, и потому описывают шестнадцать категорий. Некоторые признают тринадцать категорий: пять элементов, пять чувств, Разум, Джива и Дух. Есть и такие, которые считают, что Разум и Джива должны быть включены в Дух, принимая одиннадцать категорий. Существует ещё одна классификация, которая допускает девять категорий: пять элементов, Разум, Интеллект, Эго и Сознание. Таким образом, эти исчисления являются ценными и разумными. Подобное различие школ мысли не говорит о дурных качествах мудрых.

Когда нарушено равновесие трёх гун, возникает различие и с ним восприятие этого различия. Какими бы бесконечными не были его оттенки, мы видим, что оно распадается на три категории: адхьятма, адхибхута и адхидайва. Возьмём, к примеру, чувство зрения: эта способность есть адхьятма, цвет предмета — это адхибхута, а познавательный принцип, который связывает одно с другим, — это адхидайва. То же происходит и с другими аспектами человеческой личности. Атман является Сознанием, субстанцией остального. Споры о том, существует ли Атман независимо от остального или нет, не прекратятся до тех пор, пока спорящие будут отворачиваться от Меня, их Я».

Уддхава спросил: «Расскажи, как Атман входит и выходит из тела человека».

Кришна продолжил: «Разум дживы перемещается из одного тела в другое. Для отождествления с новым телом — что и составляет его рождение — он забывает старое. Прекращение отождествления с телом означает смерть тела. Когда происходит рождение, в действие вступает только что описанное различие, а вслед за ним — восприятие и ощущение различия. Люди проходят через рождение и смерть, но из-за быстроты и неуловимости времени, это не так ощущается.

Джива не рождается и не умирает. Зачатие, вынашивание плода, рождение, младенчество, детство, юность, средний возраст, старость и смерть являются девятью этапами человеческой жизни.

Кто отождествляет себя с телом, испытывает боль, удовольствие и иные ощущения; он впадает в заблуждение и крутится в колесе кармы. Если он развивал в себе гуну благости, то по выходе из тела он отправляется в обитель богов; раджас приводит его к новому человеческому рождению, а тамас — в область духов или существ, стоящих ниже человека. Это является результатом привязанностей тела. Мудрый должен вырваться из заблуждения, и что бы ни случилось с его телом, каким бы страданиям оно ни подвергалось, он должен оставаться безразличным и не реагировать на это.

Песня отречённого

Легче вынести физическое повреждение, нежели оскорбление. Добродетельного человека задевают обиды, нанесённые ему нечестивыми людьми. В подтверждение этого расскажу историю.

В Аванти жил брахман. Он был богатым скрягой, отчего его родственники и даже боги, предки, святые, люди и животные обратились против него, поскольку он не захотел совершать пять ежедневных жертвоприношений, предписанных домохозяину. А потому заслуги его исчерпались, богатство ушло. Что-то взяли родственники, что-то украли воры, остальное пошло на уплату податей или испортилось от времени.

Обнищав, брахман впал в уныние и проклинал себя: «Жуткой вещью является богатство. В нём скрыта причина зол, грехов и страданий в мире. Воровство, жестокость, ложь, гордыня, похоть, гнев, презрение, лицемерие, разлад, враждебность, недоверие, любовь к азартным играм и нищета — пороки, которые происходят от богатства. Кто стремится к блаженству, не должен искать богатства, которое является злом. Богатство отчуждает друзей и родственников и превращает их во врагов. Я растратил жизнь на добывание

Скачать:TXTPDF

Бхагавада-пурана. Сергей Иванович Иванов Пураны читать, Бхагавада-пурана. Сергей Иванович Иванов Пураны читать бесплатно, Бхагавада-пурана. Сергей Иванович Иванов Пураны читать онлайн