и их предметы, в ум и его разновидности, ей снится, что она входит и выходит из воплощения. Воплощённая душа, которая отождествляет себя с телом, чувствами, жизненной силой и умом, — это джива. И душа в её непросветлённом состоянии испытывает горе и иные чувства, тогда как она не подвергается горю. Когда человек развивает различение, в свете которого осознаёт отсутствие вовлечённости «Я» в изменения, которым подвергаются тело и материальный мир, он освобождается от ограничений и заблуждений и странствует по миру, избавленный от страстей и горестей.
Двойственность — несостоятельна. Лишь Я существовал до творения и буду существовать после его исчезновения; только Я существую даже сейчас, в любых формах и под любыми именами. Золото — всегда золото, как до, так и после превращения в то, что называется украшением, ибо любое золотое украшение — это золото. Нужно развивать различение, с помощью которого человек способен подняться над туманом двойственностей и погрузиться в свет познания Себя. До этого момента пребывающая в заблуждении душа будет претерпевать переселение в телах. Ничего, кроме совершенства, которое есть осознавание Себя или Единства, не может даровать тебе Освобождения. Пока это не достигнуто, желания, являющиеся плодами различия, будут возвращаться.
Если йог, стремящийся к совершенству, испытывает трудности на пути йоги, он должен преодолеть их: одни с помощью сосредоточения, другие посредством поз йоги, выполняемых с внутренним сосредоточением; иные трудности устраняются с помощью аскетизма, магических растений или повторения мантр, иные через поклонение Мне и воспевание Моих имён и славы Мне; есть и такие, что исчезают посредством преданного служения учителям йоги. Кто занимается йогой, уповая на Меня, не будет ввергнут в заблуждения препятствиями, но достигнет просветления».
Бхакти-йога
Уддхава сказал: «Господь, йога, которой Ты меня обучал, — трудна, ибо трудно контролировать ум, а без контроля над умом заниматься этой йогой нельзя. Укажи мне лёгкий путь, которым можно этого достичь».
Кришна ответил: «Я расскажу тебе о том, что считаю величайшей формой йоги, занятие которой более всего угодно Мне и которая является наилучшим способом достижения бессмертия. Человек должен предложить Мне ум, сердце, быть преданным Мне и дела делать ради Меня. В созданиях он должен видеть Меня и таким образом воспитывать одинаковое восприятие всех. Занимаясь этим, он одолеет дух вражды. Отыскание вины в других, осуждение, презрение — эти качества являются спутниками заносчивости и гордыни. Без чувства стыда, не обращая внимания на мнения других, он должен падать ниц перед всеми.
Таким образом, человек начинает рассматривать всё как Брахмана. Это — величайшая из духовных дисциплин, величайшая йога и скорейший путь к познанию Себя. На этом пути нет потерь, только духовное обогащение; поскольку такое занятие предписано Мной, оно находится за пределами действия гун, а значит, способствует Освобождению.
То, что Я тебе рассказывал, содержит сущность знаний веданты. Тому, кто распространит это знание, Я дарую Себя. Кто будет слушать наш диалог, разовьёт преданность и не будет связан кармой».
Уддхава сказал: «Тьма невежества, благодаря Твоему учению рассеялась. Благослови меня, чтобы Любовь к Тебе могла наполнить моё сердце».
Шука сказал: «Кришна велел Уддхаве отправиться в Бадарикашрам и там заниматься воспоминанием о Господе. Уддхава поклонился Господу и направился в Бадарикашрам. Там он занимался йогой, поведанной ему Господом, и достиг единства с Ним».
Исчезновение династии Яду
Когда Кришна заметил недобрые знамения, возвещавшие несчастья, Он посоветовал Своим близким и друзьям покинуть Двараку и отправиться в Прабхасу, и отослать женщин, детей и стариков в Шанкходдхару, а мужчинам отправляться в Прабхасу. Так они и сделали.
Прибыв в Прабхасу, эти люди, чьи умы были введены в заблуждение проклятием брахманов, и чья судьба затуманила их сознание, стали пить крепкий напиток, который лишил их проницательности. Среди ядавов начались споры, стычки и драки. Они начали бить друг друга палками, булавами, стрелами и даже луками. Братья били братьев, сыновья сражались против отцов. Они наносили всем, что попадалось под руку. Когда оружие пришло в негодность, ядавы повытаскивали траву эрака, которая росла на берегу моря; в пучках этой травы содержались растолчённые в порошок кусочки пестика, появившегося от проклятия брахмана.
Ядавы выдёргивали эти пучки и били ими друг друга, и начали падать замертво. Таковым было проклятие брахманов, таковой была воля Кришны. Когда Баларама и Кришна попробовали вмешаться, ядавы обратились против них. Они посчитали Балараму и Кришну врагами.
После уничтожения ядавов Кришна решил, что Его миссия выполнена. Он был готов покинуть Землю. Баларама, созерцающий Высшее Существо, вознёсся в обитель Господа. Кришна подошёл к баньяновуму дереву и сел под ним, прислонившись к стволу. Он сиял. И в это время охотник Джара вложил в лук стрелу и пустил её в ногу Кришны, приняв её за голову антилопы. В наконечнике стрелы был кусочек пестика
Обнаружив, Кто явился жертвой его стрелы, охотник вскричал: «Господь, убей меня и освободи меня от греха». Но Господь сказал: «Не бойся, Джара, ты сделал то, чего желал Я; ты вознесёшься на Небо, в обитель праведных». Поклонившись Кришне, Джара взошёл в летающий корабль, который появился, чтобы перенести его в Небо.
Кришну искал Дарука. Когда он приблизился к роще, где сидел Господь, он почувствовал аромат цветов туласи и отправился туда, откуда он веял. Увидев Кришну, отдыхающего у подножия баньянового дерева, окружённого Своим сияющим вооружением, Дарука не смог сдержать слёз Любви. Перед его глазами колесница Господа поднялась в небо с лошадьми и флагом, который были отмечен символом Гаруды. Джанардана сказал Своему колесничему: «Отправляйся в Двараку и расскажи членам нашей семьи, как их сыновья уничтожили друг друга. Расскажи им об уходе Санкаршаны и Моём нынешнем состоянии. Ты и твои родственники не должны оставаться в Двараке, ибо если Я покину этот город, он будет затоплен».
Исчезновение Кришны
Боги во главе с творцом Брахмой, Шива, небожители, мудрецы и остальные собрались в Прабхасе, чтобы увидеть вознесение Господа в Его обитель. Они излили на Него потоки цветов. Господь посмотрел на Брахму и, перенеся его «Я» в Своё, закрыл глаза. Применив йогический способ, Он сжёг Своё тело. После этого Он отошёл в Свою обитель. Одни из собравшихся наблюдали это явление, другие не смогли. После этого боги возвратились в свои обители.
Для Господа это — игра. Он творит, сохраняет и поддерживает мир. Он надевает на Себя обличье человека и играет Свэю роль в этом мире. Это — забава. Он всегда увенчан Своей славой, которая не уменьшается от этой игры. Хоть Господь — и всемогущ и способен создавать, поддерживать и разрушать, но Он не пожелал сохранить Своё тело, дабы убедить людей, что не стоит навечно сохранять тело. Кто каждое утро повторяет рассказ о вознесении Кришны, достигнет обители Господа.
Дарука вернулся туда, где находились близкие Кришны, и всё им рассказал. Услышав это, родители Господа испустили Дух. Женщины обняли своих мёртвых героев и с мужьями взошли на погребальный костёр. Жёны Баларамы, обняв Его тело, сожгли себя. Жёны Кришны прекратили своё существование, медитируя на Господе.
Арджуна, не способный вынести расставание с Кришной, вспоминал учение Кришны. Он покинул Индрапрастху, сопровождая женщин и оставшихся в живых после всесожжения. Он короновал на царство Ваджру, единственного уцелевшего сына Анируддхи. После этого Пандавы отправились в Гималаи, оставив тебя царствовать.
Кто рассказывает или слушает эту историю о Кришне, обретёт преданность Господу.
Двенадцатая ГЛАВА
Деградирующие династии Кали-юги
Шука сказал:
Последним царём, упомянутым при перечислении будущих правителей династии Магадхи, был Пуранджайя. Министр Пуранджайи, Шунака, убьёт царя и возведёт на престол своего сына, Прадьоту. Сыном Прадьоты будет Палака, его сыном будет Вишакхайюпа, и его сыном будет Раджака.
Сыном Раджаки будет Нандивардхана, и таким образом в династии Прадьоты будет пять царей, которые будут наслаждаться Землёй в течение 138 лет.
У Нандивардханы родится сын по имени Шишунага, и его сын будет известен как Какаварна. Сыном Какаварны будет Кшемадхарма, и сыном Кшемадхармы будет Кшетраджна. Сыном Кшетраджны будет Видхисара, и его сыном будет Аджаташатру. Аджаташатру будет иметь сына по имени Дарбхака, и его сыном будет Аджайя. Аджайя станет отцом второго Нандивардханы, чьим сыном станет Махананди. Эти десять царей в династии Шишунаги будут править Землёй в течение 360 лет во время эпохи Кали.
Царь Махананди станет отцом сына, который родится из лона шудрянки. Он будет известен как Нанда и будет владельцем миллионной армии и баснословного богатства. Он нанесёт большой урон царям-кшатриям, и с того времени все цари будут безбожными шудрами. Этот повелитель Махападмы, царь Нанда, будет властвовать над Землёй как второй Парашурама, и никто не сможет победить его. У него будет восемь сыновей во главе с Сумальей, которые будут наслаждаться Землёй в течение сотни лет.
Брахман Чанакья перестанет доверять царю Нанде и его восьмерым сыновьям и уничтожит их династию. После этого миром будут править Маурьи в течение 137 лет. Затем Землёй в течение ста лет будут править десять царей династии Шунги. Затем Земля перейдёт под власть праведных царей династии Канвы. Васу, министр, происходящий из рода Канвы, убьёт последнего из царей Шунги, погрязшего в пороке, по имени Девабхути, и возьмёт управление на себя. Сыном Васу будет Бхумитра, и его сыном будет Нараяна. Эти цари династии Канвы будут править Землёй в течение 345 последующих лет Кали-юги. Последний из Канвов, Сушарма, будет убит собственным слугой, Бали, шудрой из расы Андхра.
Брат Бали по имени Кришна станет следующим правителем Земли. Затем последуют семь царей расы Абхира из города Авабхрити и затем десять Гардабхи. После них будут править шестнадцать царей Канки, и они прославятся жадностью. Затем власть захватят восемь яванов. Эти цари Килакилы будут удерживать власть в течение 106 лет.
Затем появится царь Магадхов по имени Вишваспхур, который будет подобен ещё одному Пуранджайе. Он превратит высшие классы в низший, а нецивилизованных людей — в ту же категорию, что и Пулинды, Яду и Мадраки. Царь Вишваспхур будет взращивать пороки среди подданых и будет использовать власть, чтобы уничтожить сословие кшатриев. Из своей столицы, Падмавати, он будет править той частью Земли, которая простирается от истока Ганги до Праяги.
В это время брахманы забудут об очистительных ритуалах, и члены царского сословия станут не лучше, чем шудры. Страной будут управлять шудры, падшие брахманы и яваны. Отбросив Ведическую культуру, они утратят силу Духа. Престол будут занимать мясоеды, гневливые, безбожные и лживые. Варвары в обличии царей будут истреблять население, убивая женщин, детей, коров и брахманов и желая чужих жён и богатства. У них не будет принципов, воля их будет слабой, а жизнь короткой. Не очищаемые Ведическими обрядами и религиозной практикой, они будут во власти страсти и невежества. Граждане, пребывающие под властью этих царей, будут подражать