Умой и последователями. Маркандея предложил поклоны, преклонив голову. Маркандея оказал почтение Шиве, Уме и спутникам Шивы, предложив им слова приветствия, места для сидения, воду для омовения стоп, питьевую воду с приятным запахом, ароматические масла, цветочные гирлянды и светильники. Маркандея сказал: «Господин, что я могу сделать для тебя? Ты приносишь счастье миру. Я предлагаю поклоны тебе, благой, лишённый мирских качеств. Как воплощение благости, ты даруешь радость, как владыка гуны страсти ты — Брахма, и как владыка гуны невежества ты — Рудра».
Сута сказал: «Шива, прибежище святых, получил наслаждение от восхваления Маркандеи. Он улыбнулся и обратился к мудрецу: «Проси любое благословение, ибо среди всех, кто дарует благословения, мы трое — Брахма, Вишну и я — наилучшие. Лицезрение нас не бывает тщетным. Увидев нас, смертный достигает бессмертия.
Обитатели и правящие полубоги планет, с Брахмой, Хари и мной, поклоняются и помогают тем брахманам, которые святы, умиротворены, свободны от привязанностей, сострадательны к существам, преданны нам, лишены ненависти и наделены видением Единства. Такие преданные не делают различия между Вишну, Брахмой и мной, и не делают различия между собой и другими существами. Ты — таков, и мы поклоняемся тебе.
Медитируя на Верховную Душу, совершая аскезы, занимаясь изучением Вед и соблюдая Заповеди, брахманы воплощают в себе три Веды, которые — не отличны от Вишну, Брахмы и меня. Поэтому я предлагаю свои поклоны подобным брахманам. Даже худшие из грешников и неприкасаемые очищаются, услышав о личностях, подобных тебе, или увидев их. Насколько же очищаются те, кто беседует с тобой».
Маркандея, принуждённый иллюзорной Энергией Вишну скитаться в течение долгого времени в водах опустошения, был истощён. Но слова, произнесённые Шивой, разрушили его страдание. И он обратился к Шиве: «Для воплощённых душ трудно понять игры Вселенских правителей, когда они предлагают слова восхваления тем существам, которыми они управляют.
Такое поведение Господа не принижает Его могущество и силу. Я предлагаю поклоны Богу, Который создал эту Вселенную Своим желанием и вошёл в неё. Он кажется творцом этого мира. Он — правитель трёх качеств Природы, и всё таки Он остаётся единым. Он — учитель всех, форма Истины. Всепроникающий, я получил благословение видеть тебя, какие ещё благословения я могу испросить? Увидев тебя, человек исполняет свои желания и может достичь всего, чего можно представить».
Сута сказал: «Шива, ответил ему: «Мудрец, так как ты — предан Вишну, твои желания будут исполнены. До конца этого цикла творения ты будешь наслаждаться славой и свободой от старости и смерти. У тебя будет знание прошлого, настоящего и будущего, осознание Всевышнего и Отречение. И ты станешь учителем Пуран».
Маркандея прославился совершенством в мистической йоге. И сегодня он странствует по этому миру, погружённый в Любовь».
Краткое описание Пуруши
Шаунака сказал: «Сута, ты — лучший из мудрецов, сведущих в тантрических Писаниях. Объясни нам процесс крия-йоги, осуществляемый через поклонение Господу, супругу богини удачи. Поведуй нам о том, как преданные Господа символически раскрывают части Его тела, Его спутников, оружие и украшения. Посредством тантрического богослужения Господу смертный может достичь бессмертия».
Сута сказал: «Вселенская Форма Бога включает девять основных элементов творения, начиная с Природы, и их последующие превращения. Когда Дух побуждает Её действовать, внутри Неё становятся видимыми три планетарные системы.
В проявлении Господа как Вселенской Формы, Земля является Его стопами, небо — Его пупком, Солнце — Его глазами, ветер — Его ноздрями, Праджапати — Его гениталиями, смерть — Его анусом, и Луна — Его умом. Райские планеты — Его голова, части света — Его уши, и полубоги, защищающие планеты, — Его множество рук. Бог смерти является Его бровями, стыд — Его нижней губой, жадность — Его верхней губой, заблуждение — Его улыбкой, и лунный свет — Его зубами, деревья являются волосками на теле Пуруши, и облака — волосами на Его голове.
Можно определить размеры Пуруши, измеряя устройство планетарных систем внутри Его Вселенской Формы. На Своей груди Господь носит драгоценный камень Каустубху, который олицетворяет чистое Сознание души. Его цветочная гирлянда олицетворяет материальную энергию. Его жёлтые одежды — стихотворные ритмы Вед, и Его священный шнур — слог ОМ, состоящий из трёх звуков. Его серьги символизируют системы санкхьи и йоги, и Его диадема символизирует положение Брахма-локи, дарящей бесстрашие обитателям миров. Ананта, место сидения Господа, — непроявленное состояние Протоматерии, и лотосный трон Господа — гуна благости, наделяющая Знанием и Праведностью. Булава, которую держит Господь, — прана, поддерживающая силы.
Его раковина символизирует элемент воды, Его диск Сударшана символизирует элемент огня, и Его меч символизирует элемент эфира. Его щит воплощает гуну невежества, Его лук, под названием Шаринга, символизирует Время, и Его колчан, наполненный стрелами, — органы действия. Его стрелы называют чувствами, и Его колесницу — умом. Движение Его колесницы — объекты восприятия, и жесты Его рук — благословение и защита. Солнечный шар — место, где поклоняются Господу, посвящение — средство очищения души, и преданное поклонение Богу — средство для искоренения грехов.
Зонтик Господа является Его обителью, Вайкунтхой, где не существует времени и кармы, и Гаруда, который носит Господа, является тройственной Ведой. Богиня удачи Шри появляется с Ним в этом мире в образе Его Потенции. Вишваксена, главный среди Его спутников, известен как олицетворение Панчаратры и других тантр. И восемь привратников Господа, во главе с Нандой, — Его мистические совершенства, начиная с анимы. Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха — имена проявлений Всевышнего.
Можно воспринимать Бога в состоянии бодрствующего сознания, сна и глубокого сна без сновидений, а также четвёртого, трансцендентного уровня сознания, который характеризуется Чистым Знанием. Господь проявляется в четырёх экспансиях, каждая из которых олицетворяет главные части Его тела, второстепенные части тела, оружие и украшения. Посредством этих черт Господь поддерживает четыре состояния существования».
Шаунака сказал: «Опиши нам группы черт и спутников, которые бог Солнца демонстрирует в течение каждого месяца, с их именами и деятельностью. Спутники бога Солнца, которые служат их господину, — экспансии Бога в его проявлении правящего божества Солнца». Сута сказал: «Солнце странствует между планетами и таким образом управляет их движением. Оно было создано Вишну, Душой воплощённых существ, посредством Его Энергии. Бог Солнца, будучи не отличным от Господа, является душой миров и их создателем. Он — источник обрядов, предписанных в Ведах, и Ему дано много имён мудрецами.
Господь, источник материальной энергии, в Своей ипостаси бога Солнца описывается в десяти формах: время, место, усилие, исполнитель, инструмент, обряд, писание, принадлежности поклонения и результат, который будет достигнут. Ради помощи миру и управления миром Господь принимает образ Времени и двигается через двенадцать месяцев, начиная с Мадху. Существуют группы из шести спутников, путешествующих с богом Солнца в каждый из двенадцати месяцев.
Дхата в качестве бога Солнца, Критастхали в качестве апсары, Хети в качестве ракшаса, Васуки в качестве Наги, Ратхакрит в качестве Якши, Пуластья в качестве мудреца и Тумбуру в качестве гандхарвы правят месяцем Мадху.
Арьяма, как бог Солнца, Пулаха как мудрец, Атхауджа, как Якша, Прахети, как ракшас, Пунджикастхали, как апсара, Нарада, как Гандхарва, и Каччханира, как Нага, правят месяцем Мадхава.
Митра в качестве бога Солнца, Атри в качестве мудреца, Паурушея в качестве ракшаса, Такшака в качестве Наги, Менака в качестве апсары, Хаха в качестве гандхарвы и Ратхасвана в качестве Якши правят месяцем Шукра.
Васиштха, как мудрец, Варуна, как бог Солнца, Рамбха, как апсара, Сахаджанья как ракшас, Хуху, как Гандхарва, Шукра, как Нага и Читрасвана, как Якша, правят месяцем Шучи.
Индра, как бог Солнца, Вишвавасу, как Гандхарва, Шрота, как Якша, Елапатра, как Нага, Ангира, как мудрец, Прамлоча, как апсара и Варья, как ракшас, правят месяцем Набхас.
Вивасван, как бог Солнца, Уграсена, как Гандхарва, Вьягхра как ракшас, Асарана, как Якша, Бхригу, как мудрец, Анумлоча, как апсара, и Шанкхапала, как Нага, правят месяцем Набхасья.
Пуша, как бог Солнца, Дхананджая, как Нага, Вата, как ракшас, Сушена, как Гандхарва, Суручи, как Якша, Гхритачи, как апсара, и Гаутама, как мудрец, правят месяцем Тапас.
Риту, как Якша, Варча, как ракшас, Бхарадваджа, как мудрец, Парджанья, как бог Солнца, Сенаджит, как апсара, Вишва, как Гандхарва, и Айравата, как Нага, правят месяцем, известным как Тапасья.
Амшу, как бог Солнца, Кашьяпа, как мудрец, Таркшья, как Якша, Ритасена, как Гандхарва, Урваши, как апсара, Видьюччхатру, как ракшас, и Махашанкха, как Нага, правят месяцем Сахас.
Бхага, как бог Солнца, Спхурджа, как ракшас, Ариштанеми, как Гандхарва, Урна, как Якша, Айюр, как мудрец, Каркотака, как Нага, и Пурвачитти, как апсара, правят месяцем Пушья.
Твашта, как бог Солнца; Джамадагни, сын Ричики, как мудрец, Камбалашва, как Нага, Тилоттама, как апсара, Брахмапета, как ракшас, Шатаджит, как Якша и Дхритараштра, как Гандхарва, поддерживают месяц Иша.
Вишну, как бог Солнца, Ашватара, как Нага, Рамбха, как апсара, Сурьяварча как Гандхарва, Сатьяджит, как Якша, Вишвамитра, как мудрец, и Макхапета, как ракшас, правят месяцем Урджа.
Эти личности являются экспансиями Всевышнего в форме бога Солнца. Эти божества уносят плохую карму у тех, кто вспоминает их каждый день на рассвете и на закате. Так в течение двенадцати месяцев господь Солнца путешествует по всем частям света с шестью типами спутников, распространяя обитателям этой Вселенной свет и чистоту Сознания.
Пока мудрецы прославляют бога Солнца гимнами из Сама, Риг и Яджур Вед, что раскрывают его сущность, гандхарвы поют свои восхваления, и апсары танцуют перед его колесницей. Наги приводят в порядок бразды колесницы, и Якши правят её лошадьми, а ракшасы толкают колесницу сзади. Снаружи колесницы, перед ней, путешествуют шестьдесят тысяч мудрецов-брахманов и возносят молитвы и поют мантры богу Солнца».
Величие Бхагавад Пураны
Сута сказал: «Я поведал вам об играх Вишну. Слушание таких рассказов является лучшим занятием для человека. Это Писание прославляет Хари, разрушающего грехи всех. Он — Нараяна, Хришикеша и Господь Саттватов.
Я объяснил здесь то, о чём вы спрашивали у меня. Если во время падения, ощущения боли или чихания, человек воскликнет: «Поклоны Хари!», он освободится от грехов. Когда люди прославляют Бога или слушают о Его славе, Господь входит в их сердца и очищает его от зла. Слова, что не описывают славу Бога, являются ложными и бесполезными. Те слова, которые прославляют качества Господа, являются истинными и благодатными. Слова, описывающие славу Бога, привлекательны, прекрасны и свежи. Учение об осознании Себя, в котором нет понятия о Боге, неблагодатно, даже если в нём нет и тени материального. Но слушая о качествах Господа, каждый может вспомнить о Его лотосных стопах. Памятование лотосных стоп Кришны уничтожает неблагоприятное и дарует блаженство. Оно очищает сердце и приносит преданность Духу, Знание, познание Себя и Отречение. Я описал величие Васудевы, чьи деяния достойны великого.